Пристрастные заметки о конкурсе Любимые поэтически

Светлана Весенняя
                Нам не дано предугадать,
                Как слово наше отзовётся,-
                И нам сочувствие даётся, 
                Как нам даётся благодать.
                Ф.И.Тютчев               
               
               
     Замечательно, что среди  авторов «Прозы.ру» есть истинные подвижники, такие,
 как: Евгений Говсиевич, Владимир Пастернак, Александр Терентьев, неравнодушные к
 внутренней жизни литературного сайта, инициаторы и организаторы интересных
 литературных конкурсов.  Их инициативу подхватывают новые талантливые авторы,
 безусловно, Элла Лякишева  среди них.

   Каждый новый литературный конкурс не должен повторять прошедший, а иметь своё
 лицо. И Элла Евгеньевна это лицо обозначила, объявив такую тему конкурса,
 которая предполагает быть и прозаиком, и поэтом. Можно быть  прекрасным поэтом,
 но совсем не писать прозаические тексты и,напротив, блистать прозаическими
 миниатюрами, но совсем не сочинять стихов. Конкурс « Любимые поэтические строки»   
 предполагал синтез и прозы, и поэзии. Как рассказать о любимых поэтах и любимых
 стихотворных строках так, чтобы прозаические строки не погасили очарование и
 яркость выбранного поэта? Непросто.

    Как известно, всё тайное становится явным. Когда организатор конкурса
 предложила мне войти в состав тайных судей, я, поразмышляв, согласилась.  Но,
 когда стали появляться авторские конкурсные работы, я поняла, что погорячилась,
 когда надела на себя мантию судьи, к тому же тайного. Почему погорячилась? Вслед
 за Эллой, я вздыхаю: ох, как же непросто из отличных  и очень хороших работ, из
 талантливых эссе выбрать  лучшие, самые талантливые. Сложно, очень сложно…               
 Именно поэтому эту заметку  я и назвала «пристрастной», поскольку в ней хочу
 отметить тех авторов конкурса, чьи эссе с первого прочтения произвели  на меня
 самое сильное эмоциональное впечатление или обратили внимание неожиданным
 поворотом темы.

  Михаилу Троекурову  в  эссе «Предок-скрипач". Марине Цветаевой посвящается"
 удалось написать тонко, лирично и так, что в его прозаических строках
 бессмертная душа Поэта живёт и дышит, а строки эссе звучат  как музыка. Моё
 восприятие прочитанной миниатюры дополняют рецензии читателей: « Какое горячее и
 страстное восприятие!.. Марина была бы довольна, если бы это прочла...» (Наталья
 Адриянова);
  «О любимых строках Вы сумели рассказать так ярко, искренне и с такой любовью,
 что хочется снова перечитать стихи гениального поэта». (Галина Кузина)
  Комментарии  Михаила на полученные рецензии - новое эссе о Марине Цветаевой.   
 Читая мною собранное новое эссе, вы почувствуете, что выбор Михаила неслучайный:
 "...Большая удача, когда душа сама тянется к удачным строкам и удачному поэту.   
  Мне кажется, у меня здесь как бы взаимная любовь. Я выбрал окончательно,
 бесповоротно, мгновенно, с трепетом в сердце и радостью в душе. Открывая для
 себя любимого поэта, читая первое стихотворение - о, я помню этот день! - я уже
 тогда грезил, и образы, навеянные поэзией, становились частью меня.
 Всегда завидовал людям, которые бывали в Елабуге. Может быть, тоже когда-нибудь
 попаду. И вот так получается, да, что даже место захоронения точно неизвестно.
 Пришла сестра Анастасия - воткнула крест и сказала: "Здесь". Так, кажется?
 Вспоминаю другого гения, любимого писателя, В. В. Розанова. Тоже - место
 захоронения неизвестно. Зато их души с нами. Непростые, мятежные.
 Есть поэты, как памятники, а есть, как быстрые реки. На памятник можно смотреть
 с восхищением, а в реку - здорово нырнуть глубоко. Если есть глубина. Марина
 Цветаева - очень глубокая и быстрая река. Она же такая была, такой и осталась в
 стихах. Смелый взгляд, крепкое рукопожатие, задор в душе и нежность, и что-то
 настоящее и главное, земное и небесное такое. У поэта - утысячерённая душа.
 Кажется, так она говорила. У неё - да. Настоящий, простой, сложный, нежный,
 смелый, необыкновенный Поэт.
 Самая-самая!  Марина Цветаева -  страстно-нежно-задорно-огненная амазонка…   Это 
 не тот поэт, который хорошо смотрится на расстоянии, а как раз наоборот. Душа
 поэта вливается в душу и расстояния нет никакого».
 
   Михаил Мороз в миниатюре «Самостоянье человека, залог величия его» 
 композиционно интересно построил эссе: начало и финал перекликаются  картиной
 зимы и неспешной прогулкой с любимым псом. А во время прогулки естественно
 возникает картина бескрайних российских просторов  с заброшенными деревнями и
 погостами и рождается философская мысль и о смысле человеческой жизни, и о любви
 к родине, и так по-новому звучат строки А. С. Пушкина: «…самостоянье человека -
 залог величия его…»


    Валерий Слюньков в миниатюре "Поставьте памятник деревне" с душевной болью
  говорит о том, что всем хорошо известно:об исчезновении большинства деревень с
  российской карты.Особенно горько видеть разорённые деревни,когда едешь на
  машине по просёлочным дорогам. Мне случилось в 2010 году проезжать по  дорогам
  Костромской области, когда вместе с родственниками решили побывать на родине
  родителей. Вместо когда-то цветущей деревни увидели лишь два дома и разбитые
  дороги...бурьяны.
    Как верно написал Валерий :"Скоро не останется помнящих даже названия.
  Вспомним, как жила впроголодь деревня, а кормила, пусть не досыта, да помереть
  не дала и городу, и фронту в лихую годину. Да вот сама... не выжила".Сама
  миниатюра В. Слюнькова посвящена не только деревне, но и талантливому поэту
  Николаю Мельникову, который и написал стихотворение "Поставьте памятник
  деревне". Жизнь талантливого поэта оборвалась при неизвестных обстоятельствах.
  Такие стихи, как"Поставьте памятник деревне"Н. Мельникова, не оставят читателей
  равнодушными,  ведь возрождение России невозможно без возрождения деревень и
  уважения к сельскому труду и труженику.




  Очень  интересны некоторые работы неожиданным поворотом раскрытия темы через
 какой-то эпизод в биографии или случайную встречу с неизвестным автором, который
 становится любимым.
 Нестихия  в эссе «Блистательная и неизвестная» открыла и мне новое имя Эмили
 Дикинсон, американской писательницы восемнадцатого века, которая появилась в
 жизни автора случайно, но прочно обосновалась в её сердце. Наталья приводит
 стихи любимой поэтессы в параллели с собственными, которые перекликаются 
 размышлениями о вечных вопросах бытия.

   Знакомство с изящной миниатюрой Светланы  Груздевой начинается с прекрасной
 гравюры сосновой ветки, в унисон которой звучат красивые строки японского поэта
 Х. Рансецу. Мир ведь так многолик, а знакомство с новым поэтом из Японии
 расширяет границы и собственного мира.

  О взаимопроникновении двух видов искусства, литературы и живописи, пишет и
 Лана Сиена в своей работе «Живописцы, окуните ваши кисти». Солидарна со всеми,
 кто оставил тёплые рецензии Лане, «светом веет от миниатюры и  тихой радостью»
 (из отклика Любови Арестовой).

   Всегда очень грустно, когда талантливые поэты с новыми поколениями тихо и
 спокойно забываются, хотя в пору  расцвета поэтического таланта были и любимы, и
 известны, и читаемы. Станислав Бук в эссе «Пришелец»  вспоминает о встречах с
 ленинградским поэтом Виктором Соснорой и о тех впечатлениях, которые он
 производил своими стихами на вечерах поэзии. Интересна и необычна и сама жизнь
 поэта. Жаль только, что Станислав не прокомментировал некоторые факты биографии
 Сосноры. Например, почему Лиля Брик заинтересовалась судьбой ленинградского
 поэта? Почему из всей поэзии  автор эссе выбрал именно те строки, которые
 приводит в миниатюре, чем они ему близки? Стоило сказать, что поэт вернулся в
 свой любимый город на Неве, и не так давно, в 2011 году его чествовали в Москве,
 награждая дипломом «Поэт 21 века». А Андрей Битовсчитает В. Соснору
 феноменальной личностью, великим эпатажником, стоящим в таком ряду поэтов, как
 В. Хлебников, В. Маяковский. С восторга Н. Асеева и его письма к Л. Брик возник
 интерес к поэзии нашего современника за рубежом.  Я воспользовалась
 рекомендацией
 С. Бука  и посмотрела  документальный фильм «Пришелец».Очень интересный фильм,
 рекомендую.
 
  Читая подобные эссе, ощущаешь перекличку эпох, их пересечение, дыхание времени,
 а автор чувствует и себя почти участником тех событий.
 
  С большой любовью о случайной встрече с Николаем Рубцовым в отроческие годы
  написал Юрий Кутьин в эссе «Плыть, плыть, плыть…»
  Николаю Рубцову повезло с потомками не по прямой линии, а с теми, кому близки 
 родные места вологодского поэта со счастливой и одновременно трагической
 судьбой. 
 Николай Рубцов  стал любимым поэтом не только Юрия Кутьина, замечательные
 миниатюры приволжскому поэту посвятили Яков Каунатор « Размытый путь и вдоль -
 кривые тополя», Александр Жгутов «Слов Рубцова малиновый звон». В каждой из
 миниатюр Николай Рубцов открывается какой-то новой гранью. У Юрия через облик
 поэта, казалось бы, такой обычный, но  даже в обычной внешности чувствовалась
 необычность, у Александра через музей в Вологде, у Якова через российский пейзаж
               

   Разве можно представить разговор о любимых стихах,а конкурс « Любимые
 поэтические строки» стал задушевным разговором, чтобы   авторы не коснулись 
 вечной темы литературы- темы любви? Любовь - вечный источник вдохновения,
 который питает каждого  человека,а уж для поэтов неиссякаемый родник. О любви
 писать и сложно, и легко, легко, поскольку чувства любви знакомы всем, сложно,
 потому что надо найти собственные слова и свою интонацию, чтобы сказать по-
 своему.

   Среди  прекрасных поэтических эссе о любви  по накалу выраженных в них чувств 
 выделяются работы Милы Сурковой, Александра Терентьева.
 Мила Суркова в миниатюре «Что без тебя мне эта вечность?» поэтично и лирично
 написала о любимом поэте, подчеркнув трагическую ноту всей поэзии М. Ю.
 Лермонтова. И как верно  сказала: "Самое не познанное чувство – любовь,
 возвышающая и низвергающая…" А без любви и вечность ни к чему.
  Александр Терентьев в эссе « Ведь каждый, кто на свете жил»  вслед за Оскаром
 Уайльдом заново переживает  историю любви троих, связанных одной любовью, и
 прошлое вновь заполняет настоящее. Глубину чувства, близкого к трагедии,
 передают  строки О. Уайльда из «Баллады Редингской тюрьмы».    

   Для Майи  Манки стихи Николая Гумилёва становятся стихами и о
   её любви к родному  человеку.
  Неожиданно раскрыта тема любви в миниатюре Ольги Гаинут «Ах океан, зовущийся
 любовью». О  любви  немолодой семейной пары, когда вроде любовь уже и ни к чему,
 и грустные размышления героя - мужчины. Так жизненно, так хочется, чтобы героиня
 поняла, что она не только мужа обижает, но и себя обкрадывает.

 Недаром говорят, что высокая поэзия воспитывает литературный вкус, пробуждает 
 лучшие человеческие чувства, а  от того,кто  встретится читателю, настоящий поэт
 или  псевдо, зависит любовь к поэзии.
 Об этом в миниатюрах Светланы Сориной «Немного о космосе» и Нины
 Охард"Поэтесса".               
               
   Эссе, написанные в стихотворной форме, все интересны и самобытны.

 "Прекрасные стихотворения, как живые существа, входят в круг нашей жизни. Они то
 - учат, то - зовут, то  -благословляют, среди них есть ангелы-хранители,
 искусители-демоны и милые друзья. Под их влиянием люди любят, и враждуют, и
 умирают» (Н. Гумилёв)

   
     Уважаемые конкурсанты, каждая миниатюра, представленная на конкурс,достойна
                разговора.
    Благодарю всех авторов, представивших на конкурс литературное эссе
    или сюжетную миниатюру, за любовь к изящной словесности, за свой интересный
    внутренний мир, за способность эмоционально,художественно ярко представить
    любимого автора.
 
  Всем творческого вдохновения.