Человечество - это

Шалюгин Геннадий
                Человечество  - это…

       Вчера в горах  выпал  снег.  В  Ялте  дождь.  Читаю «Космологию  духа»  Э.В.Ильенкова («Наука  религия»,  1988, 9). Статья  опубликована  много позже  смерти  ученого -   на  Руси это стало традицией. Пока пророки  живы,  они не  нужны.  Суть  учения  Ильенкова такова:  мыслящий  дух -  один  из  атрибутов  материи;  без  его участия  немыслим  процесс  обновления  Вселенной.  Мысль - высшая  форма  движения   материи,  необходимое  звено   в  цепи  ее  превращений. Более того:  в  высшей   точке своего   развития «мыслящие  существа,  исполняя свой   космологический   долг и жертвуя  собой,  производят  сознательно  космическую  катастрофу»,  в   которой    сгорает уставший  от  энтропии мир  и рождается  новая  вселенная.  Только  благодаря  мыслящему  духу и возможно такое  «омоложение»  мировой   материи.  Таким  образом,  «высшая  и  конечная  цель»  существования  мыслящего духа   оказывается  «космически-грандиозной  и патетически  прекрасной».  Ее  гибель -  «акт  …  творческий,  прелюдия  нового  цикла  жизни  Вселенной».
     Откуда  же  возьмется  та  реальная  мощь и  энергия  для  совершения  грандиозного  пожара,  через  который  омолодится  сгоревшая   птица  Феникс? Ильенков   утверждает,  что  при  движении   мыслящей  материи происходит накопление звездной  энергии. Мысль  способна  расщеплять  ничтожно малые единицы материи,  высвобождая  при  этом  грандиозные силы природы. Имеется   виду  ядерная  и   термоядерная  энергия. Можно предположить,  что при  расщеплении   бесконечно  малой  структурной  единицы  материи  высвободится   бесконечно  большая   энергия.  Современные  представления  о Большом  взрыве исходят из  того же предположения:  перед  взрывом   вся  материя  была  спрессована  в  точке.
   Итак, вселенская  миссия   разума… Ильенкову трудно смириться  с мыслью об  «обнулении»  человеческой  истории.  Зачем   человек,  его   порывы  и страдания?  Зачем   цивилизация,  если   все погибнет во  льдах  остывшей -  или в  огне  сгоревшей -  Земли? Как  понятен  пафос  и вселенская  тоска  философа!  Как  хотелось бы  отыскать    смысл жизни, цель бытия -  да  еще  такую  величественную!  Но есть  аргументы,  которые  заставляют  задуматься  о  «чистоте»  философской   идеи  Ильенкова.
    Во-первых,  он  определенно  исходит  из  мысли  о  единичности  разума  во Вселенной.  А  если мыслящая  материя  многолика? На  кремниевой,  углеродной,  фосфорной   основе?  На  разных ступенях  развития?  Положим, земной  разум  достиг  высшей  точки  развития. А  иные  миры  -  где-то в  созвездиях  Девы,  Стрельца,  Ориона -  еще  только  освоили  грамоту,  еще  только придумали водяную  мельницу. И  что  же:  ради   выполнения   космической  миссии  мы  должны   спалить их тоже?
    Во-вторых,  Ильенков    даже  не рассматривает идею  «промежуточной  роли»  разума  в  эволюции Вселенной.  Были  формы  живой   материи,  которые  сыграли роль ступенек  в  восхождении живых  организмов   к  нервной системе,  к  разуму. Растительный  мир,  к примеру,  тоже   промежуточная  ступень  в  цепи превращений  солнечной  энергии.  Не  уготована  ли   человечеству роль    ступени  к   чему-то   более сложному? Что  может  сказать на сей  счет  древесная   обезьяна, спустившаяся  на  землю?  Что   скажем мы?
     В-третьих,  возможно  построение  моделей развития  Вселенной   от  одного  взрыва  до  другого  и  вовсе без  участия     мыслящей  субстанции.  Принцип Оккама. Я  сам  пару  таких  моделей  разработал…
     Но  как  интересно  читать  философские  фантазии  Ильенкова! Космонавт   В.Севастьянов  в послесловии отметил,  что,  дескать,  в  своих  философских построениях  Ильенков   проводит последовательно  материалистические представления о мире. Не  главное это. Из  наблюдения  над  писаниями  философа  рождается   представление   об  особой  ментальности  человечества, о  сущности  человека  вообще.  Это  присущая     жителям  Земли идея  м е с с и а н с т в а,  высшего призвания  во вселенских  делах.  И христианский Бог,  созданный   фантазией  по образу  и подобию  человека,   тоже  мессия:  он  творит  землю, твердь небесную,  дышащих  тварей… И  Осирис  умирает  каждой  осенью,  чтобы  возродиться  вновь и дать  жизнь  миру… И  Христос  принимает  смерть  во имя  спасения   людей… И  «мыслящий  дух»   приносит себя в прекрасную  жертву  во  имя  огненного обновления  Вселенной…
     Эта повторяемость  идей  жертвенности и мессианства,  очевидно,  не просто проявление мифотворчества. Может  быть,  это  наше  земное  «родимое  пятно»,  наша  суть,  наше   «ментальное  все». Помнится, у  Клиффорда  Саймака    в  романе  «Все  живое»  на  Землю пришли  инопланетяне,  иная  жизнь,  иной  разум. Не  вытеснят  ли они нас  с  планеты? Не  бросить  ли   на них атомную  бомбу?  К  счастью, страхи  оказались  напрасны. Пришельцы оказались …  цветами. Красивыми,   мыслящими  цветами. И на  Землю они пришли  только потому,  что  только тут  обитает  единственная   во Вселенной раса,  обожающая  цветы… Любовь к  цветам осознается как  ментальный  признак  человечества. Жертвенность и мессианство  землян -  более значительные,  может  быть,  даже уникальные   признаки.
    Вот так  от размышлений  о  грядущем  вселенском пожаре  мы приходим   к  соображениям  о  человечестве  как  таковом.  «Ничто  человеческое   мне  не   чуждо», -  сказал  один    философ.  А  что  это такое  -  человеческое?
                1  ноября  1988.