Пело горе

Николай Павлов Юрьевский
               

   Это был декабрь 1943 года, холодное и голодное военное время. В Рабочем клубе районного города Ивановской области учащиеся школы выступали с концертом художественной самодеятельности.               

   В зале сидели одни женщины - ткачихи, все одетые в пальто и платках. В начале дети показали им пьесу о партизанах, затем спели несколько песен, в том числе и знаменитый «синий платочек».               

   Последним на сцену вышел «солист» - маленький, щупленький, с худеньким синюшным личиком, в огромных валенках ученик 2 класса. Объявили песню: «Нас не трогай!» и учительница музыки проиграла на рояле вступление, а мальчик забыл слова песни!               

   Учительница повторила вступление, но мальчик напрасно пытался вспомнить слова песни и был готов от стыда провалиться сквозь землю и вдруг он запел, что пришло ему в голову: «Позабыт, позаброшен, с молодых – юных лет я остался сиротою, счастья доли мне нет…»               

   В зале сразу установилась мёртвая тишина, был слышен только пронзительный слабенький голосок: «Вот умру я, умру…»  И тут многие женщины начали всхлипывать, а когда мальчик пропел про могилку, на которую «знать никто не придёт», весь зал рыдал.               

   Никаких аплодисментов не было, а женщины кричали ему из зала: «Ничего мальчик с нами не пропадёшь, прокормим, не бросим». Этот мальчик был из эвакуированных, поэтому его никто не знал и женщины приняли его за сироту.