Создатели звёзд. Пролог

Владимир Никитюк
Пролог

На первый взгляд Олег Дымов был типичным неудачником. И не потому, что природа обделила его умом, здоровьем или способностями. Нет – всех этих ресурсов у него было в избытке. Только вот распоряжался он ими как-то неправильно.
В самом деле – зачем человеку целых три высших образования? Одного ведь вполне достаточно, чтобы свою жизнь устроить.
Олег пошёл по другому пути. Он получал образование, работал пару лет, - а затем вновь становился студентом.
Правда, после последнего вуза он успел поработать целых четыре года. И даже в хорошее место работать устроился – в Министерство по развивающимся и инкорпорированным цивилизациям. Правда, особой карьеры, похоже, не сделал.
Когда знакомые спрашивали Олега, кем он работает в министерстве, тот пожимал плечами и смущённо говорил:
“Да так, советником”.
И расспросы сразу же прекращались. Ясно же, что жизнь у человека не удалась, - так зачем смущать его неуместными расспросами?
Вывод получался очень грустный: двадцать лет – коту под хвост. Потрачены масса времени и сил – а результат, можно считать, никакой.
Но это был бы вывод на основе неполной информации. Тому, кто взял бы на себя труд разобраться в ситуации как следует, понял бы, что никакой Олег не неудачник. Наоборот – весьма успешный и преуспевающий человек.

Во-первых, впечатлял список вузов, в которых он учился. Звёздная академия, Университет внеземных цивилизаций, Высшая административная академия. Ни в одно из этих учебных заведений неудачник не поступит, как бы он при этом не старался.
Во-вторых, где бы Олег ни учился, - он всегда был отличником. Это тоже для неудачников нехарактерно.
В-третьих, и после Звёздной академии, и после Университета внеземных цивилизаций перед Олегом открывались широкие и прямые дороги. И если и в том, и в другом случае он их быстро покинул, - то лишь потому, что перед ним открылись дороги ещё более привлекательные.
Чтобы понять, о чём идёт речь, следует рассмотреть жизненный путь Олега Дымова более внимательно.

Решение о поступлении в Звёздную академию он принял рано – чуть ли не с седьмого класса. Чем, конечно, вызвал ужас у родителей. И те, конечно, сразу же стали возражать. Твоя Академия, мол, - это ведь военное училище, - только с красивым названием. Так зачем по своей воле одевать себе на шею лямку на целых четыре года?
А потом? Где бы ты, мол, после Академии не работал, - всё равно на Земле бывать очень редко будешь. В основном в космосе придётся болтаться. Разве это жизнь?
Олег заикнулся, что всё не так страшно. Мол, может быть, он ещё никуда и не поступит.
Это не успокоило родителей, а ещё больше разозлило. Они заявили, что поступать куда-то, не имея намерения поступить, - это вообще глупо.
Может ли подросток переупрямить двух взрослых людей? Это уж от его характера зависит. У Олега с характером всё было в порядке – поэтому родителей он всё-таки убедил. И отправился сдавать экзамены.
Теперь всё зависело исключительно от него.

Конкурс в Академию был потрясающий. Случайному человеку было бессмысленно туда соваться.
Но Олега-то случайным никак нельзя было назвать! Он два года готовился к этим экзаменам. Изучал учебники. Тренировался в прохождении тестов. Активно осваивал рекомендованный курс физических упражнений.
Эти усилия не прошли даром. Экзамены Олег сдал. После этого абитуриентам дали две недели отдыха. И начались занятия.
Если говорить честно, они были ничуть не легче, чем вступительные экзамены. Так что по результатам первого семестра около десяти процентов поступивших были отчислены. Зато остальные как-то втянулись – и в дальнейшем почти никого не отчисляли. Разве только тех, кто переставал нормально учиться.
А в начале второго курса перед учащимися возникла неожиданная проблема: надо было окончательно определиться со специальностью.

Казалось бы: а откуда она вообще взялась, эта проблема? При поступлении в Академию каждый указывал ту специальность, которую хотел бы освоить. Подразумевалось, что именно её он должен получить по окончанию Академии.
Олег, например, указал в заявлении: астронавигатор. То есть специалист, определяющий маршрут движения при межзвёздных полётах. Это очень интересная специальность. И перспективная: капитаны звездолётов обычно были по образованию именно астронавигаторами.
Правда, не всякий человек в состоянии эту специальность освоить, потому что она требовала совмещения двух совершенно различных качеств. С одной стороны, знания математики, астрономии, а также свободного владение компьютерами. С другой стороны, высокой скорости реакции и умения быстро соображать.
Олег всеми этими качествами обладал в полной мере, так что свой выбор он сделал вполне осознанно.

Учебные группы на первом курсе, кстати говоря, комплектовались вовсе не по специальностям. Так что среди одногруппников Олега были студенты с самыми разными жизненными планами. Были астроинженеры (вершина карьеры – главный инженер звездолёта). Были строевые звездоплаватели (вершина карьеры – старший офицер звездолёта). Были астроооружейники (вершина карьеры – главный оружейник звездолёт). Ещё были астроартиллеристы, астродесантники и еще около десятка других специальностей – важных и нужных, но для Олега не очень интересных.

Так зачем была нужна история со специальностями в начале второго курса?
Во-первых, для того, чтобы привести заявленные специальности студентов в соответствие с их возможностями. А также с потребностями общества.
Эту процедуру проще всего объяснить на примерах. Предположим, кто-то из студентов поступил в Академию на специальность астронавигатора, - но в процессе учёбы выяснилось, что он знает математику вовсе не так хорошо, как хотелось бы. Что, его сразу отчислять? Вовсе не обязательно. Можно предложить сменить специальность на такую, где меньше математика нужна.
Или, например, выясняется временный избыток строевых звездоплавателей. Тут тем более не будет идти речь обо отчислении “лишних” студентов по этой специальности. Этим студентам просто предложат сменить специальность – вот и всё.
Но это всё “во-первых”. Было ещё и “во-вторых”.
Речь идёт о дополнительной специальности.

Каждый выпускник Академии должен был получить дополнительную специальность. Чтобы, если что случится, было кому выбывших из строя коллег в полёте заменить.
С этой самой второй специальностью студенты тоже должны были определиться к началу второго курса.
Олег открыл файл со списком дополнительных специальностей и стал его внимательно изучать.
Во-первых, можно было взять такую специальность, которую кто-то из его одногруппников взял в качестве профильной. Астроинженер, например, - чем плохо? Ведь тот, кто летает на звездолётах, должен и чинить их уметь.
Или, например, строевой звездоплаватель. Держать под своим контролем непростой коллектив бывалых астронавтов – это ведь так интересно!
Олег отметил для себя эти две специальности, - и вдруг обнаружил, что есть ещё один файл. Со вторым списком.
Здесь были специальности, которые могли быть только дополнительными. В качестве профильных они никому из студентов не предлагались.
Надо сказать, и здесь было много интересного…

В первую очередь внимание Олега привлекла специальность “контакт с внеземными цивилизациями”. Он ещё не разу не видел “вживую” инопланетян – но очень хотел увидеть.
Вторая заинтересовавшая его специальность называлась коротко и скромно – “космический пилот-универсал”. Но при этом была мечтой многих астронавтов.
Дело в том, что пилот-универсал мог управлять любым космическим аппаратом – огромного звездолёта до крохотного посадочного бота.
В обычных условиях эти специальности изучались на курсах – каждая по отдельности. Человек учился управлять каким-либо конкретным устройством (например, орбитальным планетолётом) – да так и управлял им всю оставшуюся жизнь. А если хотел управлять чем-то другим – это уже была другая специальность, которой надо было специально учиться.
Впрочем, такая ситуация возникала редко. Ведь пилот любой специальности с лёгкостью мог найти работу. Зачем ему ещё со второй специальностью возиться?
А вот для членов экипажей звездолётов дополнительные навыки пилотов были не баловством, а насущной необходимостью.

Ведь в любом достаточно крупном звездолёте имеется большое количество более мелких полётных средств. Во-первых, внутрисистемные планетолёты, летающие от планеты к планете. Во-вторых, орбитальные планетолёты, играющие роль временных планетарных станций. В-третьих, посадочные боты, позволяющие опускаться на поверхность планеты. В-четвёртых, атмосферные и внеатмосферные планетарные флаеры, позволяющие летать над поверхностью планет. Это всё разные технические устройства – и управлять ими нужно по-разному. То есть пилот каждого вида летательных устройств – это отдельная специальность.
 Казалось бы, нет проблем. Предусмотреть при формировании экипажей звездолётов “штатные клеточки” для пилотов разных видов. Но, во-первых, с учётом большого количества вспомогательных полётных средств слишком уж много людей получается. Во-вторых, пока звездолёт не подлетит у какой-нибудь планете, у этих людей не будет никакой работы. То есть они будут бездельничать на совершенно законных основаниях, вводя в смущение и соблазн остальных членов экипажа.

Чтобы такого не происходило, специальности пилотов стали делать вторыми. То есть некоторые люди во время полёта выполняли свои основные функции – а после приближения к планетам становились пилотами.
Но при такой системе этих вторых специальностей получалось слишком много – ведь видов пилотов тоже очень много. Вот отсюда и родилась идея создать единую специальность – “космический пилот-универсал”. Выучиться на неё можно было только в Звёздной академии, поскольку только в этом учебном заведении умели “упаковать” огромное количество информации в довольно небольшое количество учебных часов.
Нет ничего удивительного, что Олег “положил глаз” на эту дополнительную специальность. Слишком уж много преимуществ она давала!

Олег в растерянности смотрел на подготовленный им список дополнительных специальностей. Астроинженер, строевой звездоплаватель, контактёр с внеземными цивилизациями, космический пилот-универсал. Всего четыре штуки – а надо выбрать одну! Ну, в самом-самом крайнем случае две. Значит, список надо сокращать. От чего-то отказаться.
Только вот ни от одной из выбранных специальностей Олегу отказываться не хотелось…
Так он и пошёл в лапы квалификационной комиссии – на посмеяние и расправу.

Вначале над ним, действительно... Не посмеялись, конечно, а так… Поулыбались. Но, посмотрев на его оценки, отнеслись к ситуации более серьёзно.
- Вообще-то мы в большом затруднении, - сказал председатель комиссии. – Каждый наш студент должен выбрать дополнительную специальность. В крайнем случае – две. А вы тут на четыре замахнулись! Так что как минимум два пункта в вашем списке придётся сократить!
- Можно, я всё-таки попробую? - осторожно возразил Олег.
- А справитесь? – внимательно посмотрел на него председатель комиссии.
- Сделаю всё возможное и невозможное, чтобы справиться! – стараясь придать своему голосу максимум уверенности, ответил Одег.
- Экий вы неуёмный ботаник, - улыбнулся его собеседник. – Ладно, сделаем так. Оставим в вашем списке три первых пункта. Но только до первой тройки. Получаете тройку – сразу же из списка изымается один из пунктов. Чтобы вы не занимались изучением дополнительной информации в ущерб основной.
- Значит, не видать мне специальности “космический пилот-универсал”, - поскучнел Олег.
- Вовсе нет. В этом году среди студентов много желающих получить эту специальность. Так что дадим мы вам всем три дополнительных месяцев после окончания учёбы. На получение квалификации пилота-универсала этого времени вполне хватит.

Потом Олег много раз пожалел, что так размахнулся. Такого напряжения, как на втором курсе, у него не было даже при подготовке к вступительным экзаменам.
Но он каким-то образом выдержал. А потом даже втянулся. Да так хорошо втянулся, что на третьем курсе смог немного вздохнуть. А на четвёртом – последнем – курсе даже иногда выкраивал время на мелкие развлечения.
Академию он окончил одним из лучших. Но и после торжественного вручения диплома не смог расслабиться. Потому что пришлось три дополнительных месяца изучать специальность “космический пилот-универсал”.
Но вот, наконец, и это было завершено. Олег получил месяц отпуска. А сразу после отпуска его ждало первое назначение.