Воспоминания о Форманте

Сергей Спехов
ВОСПОМИНАНИЯ О «ФОРМАНТЕ».

  Часть 1 (Знакомство с заводом)

  В Качканар мы с супругой приехали в январе 1979 года. Супруга устроилась на работу в школу (учителем математики) А я в поисках работы пришел в отдел кадров радиозавода «Форманта». (О радиозаводе местные жители рассказывали много хорошего:  на заводе, и коллектив отличный и работа интересная и директор замечательный).
   В отделе кадров посмотрели мою трудовую книжку с многочисленными записями и сказали, что на данный момент могут взять меня слесарем в «механический» цех. А так же сказали, что сразу могут дать комнату в общежитии. Я согласился и уже через пару дней мы с супругой имели собственную комнату в общежитии. Тут можно сделать отступление, и рассказать о «многочисленных» записях в моей трудовой книжке. Записей, действительно было много. Как говорится: «Я жизнь учил не по учебникам»
   Мне приходилось работать и школьным учителем, и спасателем на водной станции, и начальником пожарной части (ППЧ № 64  г. Камышлова)
 Поскольку радиозавод был еще и «почтовым ящиком», то и его многочисленные цехи имели номера. Я начал свой трудовой стаж в цехе № 63 рядовым слесарем. Однако,  работники отдела кадров заинтересовались моими записями в трудовой книжке и показали ее директору завода (На тот момент директором был Гикалов Дмитрий Иванович). И вот однажды, ко мне подходит начальник цеха и говорит, что меня вызывают к директору завода.
   Дмитрий Иванович встретил меня приветливо. В руках он держал мою трудовую книжку. Всматриваясь в записи, он стал меня расспрашивать о работе спасателем и пожарным. Разговаривали мы довольно долго. Я, честно говоря, не сразу понял, зачем он так дотошно интересуется не столько моей работой, сколько мной, как личностью. Но вскоре все выяснилось. Поскольку предприятие выпускало и военную продукцию, то на заводе имелась военизированная охрана (ВОХР). Увы, начальник ВОХР злоупотреблял спиртными напитками, и директор хотел его заменить. Кроме того, Дмитрий Иванович планировал организовать на предприятии свою пожарную охрану.
   И Дмитрий Иванович предложил мне должность начальника ВОХР. Понятно, что я сразу согласился. После разговора с директором, секретарь проводила меня  к заместителю директора по режиму Петрову Сергею Николаевичу. И, вот уже после беседы с Сергеем Николаевичем, меня направили в Свердловск на головное предприятие, так скажем, для инструктажа и обучения «профессии». Но на этом «инструктаж» не закончился. После Свердловска я был приглашен для  инструктажа в очень серьезное учреждение. Именно там окончательно был решен вопрос  о том, можно ли мне доверить оружие. После того, как мне было оформлено  разрешение на ношение огнестрельного оружия, меня назначили начальником ВОХР. В этой должности я проработал до закрытия завода.
   Слухи о том, что на радиозаводе отличный, дружный  коллектив, оказались правдой. Отношения между рабочими в цехах были товарищескими. Между  начальниками цехов и отделов - деловые и уважительные. И, в целом, нравственная атмосфера на заводе была на высоком уровне.  Коллектив завода был, как единая семья. Главная заслуга в этом была, конечно же, директора завода, Дмитрия Ивановича.
   
   
   


Часть 2 (Про воровство)

Все мои знакомые любят задавать вопросы о воровстве на предприятии.
Понимаю, всем интересно услышать что-нибудь этакое особенное.
Ладно, расскажу…..
  Был у меня в то время мотоцикл с коляской,  и стоял мотоцикл возле дома, так сказать, под открытым небом. Капитальные гаражи были дорогие,  и я мечтал купить хотя бы металлический гараж, потому что такой гараж стоил значительно дешевле.  И вот, как то в столовой, во время обеда я обратился к «коллегам по застолью» с вопросом о приобретении гаража. Вдруг у кого-то есть знакомые, которые желают продать гараж. Знакомых таких ни у кого не оказалось. Однако, через пару дней ко мне в кабинет приходит начальник одного из э… «подразделений» и говорит, что у него есть стальные листы в количестве, которого будет достаточно для изготовления двух гаражей. Один гараж, соответственно мне, а второй – ему. Он эти листы погрузит в грузовик, а я этот грузовичок вечерком выпущу с территории. Более того, мне и гараж сварщик сделает бесплатно. Я «простым» русским языком сказал этому товарищу, как я отношусь к его предложению.  Коллега извинился и больше не приходил. Однако,  через некоторое время ко мне на переговоры пришел еще один руководитель «подразделения». Он предложил другую «сделку». Поскольку завод, кроме военной продукции выпускал и гражданскую продукцию: телевизоры и другие, так называемые ТНП, то при небольшой помощи с моей стороны некоторое количество таких товаров можно было вывезти с территории, и, соответственно разделить на двоих. Я, опять же «простым» русским языком сказал, куда он должен идти с таким предложением. Вы думаете, что меня надо «ставить» на божницу, рядом со святыми?.. Увы, нет.  Случилось так, что моему мотоциклу потребовался ремонт. В то время магазинов по продаже метизов не было, и всякие там болтики, гаечки, можно было добыть только в механическом цехе родного завода. И я, естественно, пошел к начальнику цеха. Начальник цеха выслушал мою просьбу, записал размеры нужных мне метизов и заверил, что уже завтра все будет готово. И, действительно, на следующий день начальник цеха пришел ко мне в кабинет и принес нужные детали. Я достал из сейфа «жидкую валюту», которую приготовил заранее. ( В скобках замечу, что в наше время за такие услуги деньгами рассчитываться было не принято, даже считалось неприличным, а вот расчет «жидкой валютой» считался нормой). Однако начальник цеха отказался от расчета и смущенно сказал, что ему, так же, как и мне, для ремонта своего мотоцикла тоже нужны кой какие детали. Конечно, небольшое количество болтиков можно вынести и в кармане, но для начальника цеха, это, как говорится, «не по чину». Естественно, что я вынес через проходную необходимые ему детали. И вот тут, скажу, что именно в то время родился термин «несун». Потому что случаи мелкого воровства, конечно были. Бывало, выносили и болтики, и гвозди, и мелкий инструмент. Кому - то  удавалось проскочить через проходную, а кого-то и ловили.  Но, согласитесь, что за горсть болтиков как- то не серьезно отдавать человека под суд. Поэтому, на тех,  кто попадался на мелком хищении, я писал докладную записку заместителю директора по режиму. И такого «несуна» наказывали лишением премии.
   Были случаи, когда  «несуны»,  боясь, что их «засекут», выходили с завода не через проходную, а пытались перелезть через забор, где-нибудь в дальнем углу заводской территории.
   Однажды, мы с начальником караула (дежурной смены) сидели вечером в укромном месте и поглядывали на участок забора,  через который, как нам казалось, можно легко перебраться. И, действительно, замечаем, что двое парней, прячась за кустами, подходят к забору и, пытаются через него перелезть. В руках у парней были какие-то железяки. Мы подошли к парням и строгим голосом сказали им, чтобы они возвращались в цех. Парни оказались в «легком подпитии», и начали дерзить. Начальник караула схватил одного из парней за руку и повел в сторону заводских корпусов. Парень стал вырываться, и поранил начальнику караула руку, железякой, которую хотел вынести с территории завода. (Как потом оказалось, это был токарный резец).   Начальник караула отпустил парня и, морщась от боли, отступил на пару шагов. Тут надо сказать, что я, мужчина не очень могучего телосложения, однако, учитывая место работы, специально ходил на занятия в секцию самбо. И вот, как, оказалось, пригодилось…. Я подскочил к парню и провел классический бросок через бедро. Мой противник сильно ударился о землю и, морщась от боли, с трудом поднялся на ноги. Начальник караула с превосходством посмотрел на парней и повторил им свое указание о возвращении в цех. Парни испуганно посмотрели на нас и поплелись к заводским корпусам. Я тоже предложил начальнику караула пойти к цеховому начальству, чтобы доложить, что с дисциплиной в цехе не все в порядке. Начальник караула тяжело вздохнул и попросил меня пока не сообщать начальству об этом происшествии. Потому что за такой проступок этих парней, конечно же, уволят по «статье». А, значит, биография у них будет «подмочена» на всю жизнь. Я «пожурил» начальника караула, но о происшествии начальству сообщать не стал.
   Через три дня эти парни пришли ко мне в кабинет, встали испуганно у дверей и, заикаясь, спросили: «А что, разве вы о нас начальству не сообщили?»
   Я сказал, что начальству мы нечего не сообщили, но благодарить за это надо не меня, а начальника караула Виталия Андреевича. Я постучал в стену и через минуту в кабинет зашел Виталий Андреевич. Он сразу понял, в чем дело и засмеялся: Что, парни, ждали, когда вас «повяжут» и уволят по «статье»? Не бойтесь, мы не такие мелочные. Идите работайте. Но если еще раз попадетесь, то тогда будем разговаривать в милиции. Парни изумленно посмотрели на нас и тихо вышли из кабинета. На следующий день они опять пришли и принесли две бутылки коньяка. Я стал их ругать и выпроваживать из кабинета, но они поставили бутылки на пол и пробормотали: «мы у вас в вечном долгу, возьмите, хотя бы это»… Я вздохнул и примирительно махнул рукой. Парни радостно выдохнули: «Спасибо» и выскочили из кабинета.
  В советские времена, мы, действительно, не были мелочными людьми.


  Часть 3 Последнее задание.

   Капитализм «наступал» Наша страна в целом, и радиозавод, в частности, не были готовы к капитализму. Но какое-то время мы еще держались. Среди прочих проблем появилась проблема доставки серебра и платины Драгметаллы  доставляла фельдъегерская служба. Вдруг доставка прекратилась.  Но завод еще работал, и драгметаллы были нужны. Посоветовавшись, решили, что драгметаллы я смогу возить сам. И серебро и платина были в форме небольших пластин. Несколько  пластин можно было привезти в обычном портфеле. Пройдя инструктаж в «серьезном учреждении», я получил оружие и поехал за серебром и платиной. Будучи одет в приличный костюм с галстуком, да еще с портфелем в руках, я более всего походил на школьного учителя. В купе, кроме меня было еще три женщины. Я скромно сидел в уголочке, намереваясь так, и доехать до пункта назначения. Но вечером, когда наступило время укладываться спать, женщины попросили меня, как единственного джентльмена, достать им с верхних полок матрасы. Отказаться было неудобно, и я стал подавать им матрасы. Во время очередного «пируэта», я излишне сильно наклонился, пистолет выпал из кобуры и упал на пол. У всех, в том числе и у меня, как говорится, «отвисли челюсти». Возникла классическая «немая пауза». Женщины испуганно посмотрели на меня. Я достал удостоверение на право ношения оружия, а, заодно и паспорт, чтобы доказать своим попутчицам, что я не преступник. Слегка приврав, я назвался спецагентом, выполняющим секретное задание. Женщины облегченно вздохнули, успокоились и, даже стали шутить над неловким «спецагентом». Серебро и платину я привез благополучно, но в следующие поездки всегда вечером выходил из купе, якобы покурить, чтобы не связываться с этими матрасами. Увы, «спецагентом» я пробыл недолго. Еще через пару поездок, драгметаллы заводу не стали нужны. Производственная деятельность окончательно прекратилась. Одновременно с этим закончилась и моя работа на радиозаводе «Форманта».