Размышления о Царствии Небесном

Татьяна Васса
Глава 13 Евангелия от Матфея очень важная, таинственная, наполненная притчами о Царствии Небесном.

52 Он же сказал им: поэтому всякий книжник, наученный Царству Небесному, подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое.
Наученный Царствию Небесному... Наученный. Научиться, это значит, понять и усвоить. Понять и усвоить Царствие Божие.
Что перед этим говорил Господь? Он рассказал притчу о сеятеле, а потом рассказал притчи о Царствии Божием.

Как же Он разъяснил ученикам Притчу о сеятеле?

"Поле есть мир; доброе семя, это сыны Царствия, а плевелы сыны лукавого; (38)

Вот, все мы сейчас в миру вперемешку сыны Царствия и сыны лукавого, и непонятно кто есть кто.

"9 Кто имеет уши слышать, да слышит!
10 И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им?
11 Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано,
12 ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет;
13 потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют;
14 и сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: слухом услышите – и не уразумеете, и глазами смотреть будете – и не увидите,
15 ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их.
16 Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат,
17 ибо истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали."
И далее Спаситель рассказывает ученикам значение притчи о сеятеле:
18 Вы же выслушайте значение притчи о сеятеле:
19 ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его – вот кого означает посеянное при дороге.
20 А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его;
21 но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется.
22 А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно.
23 Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать.
Получается, что поле - это мир, а почва -это люди.
Далее Спаситель рассказывает ученикам другую притчу о Царствии Небесном.
24 Другую притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем;
Подобно человеку!
25 когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел;
26 когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы.
27 Придя же, рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы?
28 Он же сказал им: враг человека сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их?
29 Но он сказал: нет, – чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы,
30 оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою.

На первый взгляд, казалось бы, просто. Но это не так.
Как человек, каждый из нас имеет своё поле. Как это понимать? "Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем;
Царствие Небесное подобно не просто человеку, а человеку посеявшему доброе семя на поле своём.
Предполагаю, что поле человека, это - его жизнь, а семена, это его добрые чаяния, устремления, которые ещё должны вырасти в дела и принести плоды. Однако, сказано, что к человеку на поле тайно пришел враг и посеял на нем плевелы. Плевелы - недоброе семя. И, вот человек живёт и в нём растёт и то и другое, и пшеница, и плевелы.
Какое первое устремление у "рабов" человека? "Хочешь ли, мы пойдём, выберем их?" И, казалось бы, так и нужно сделать, пойти и выбрать. Что отвечает человек? "Но он сказал: нет, – чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою."
Это означает терпеть до жатвы то, что на твоём "поле" растёт и то и другое?
Тут хочется задуматься, при каком условии выдергивать плевелы опасно, чтобы не выдернуть их с пшеницей? Есть два варианта: первый - невозможность безопасно выдернуть плевелы без пшеницы, потому что они могли зацепиться корнями; второй - по невежеству, плевелы и пшеница на вид очень похожи, до спелости колоса трудно отличить одно растение от другого.
"Терпением стяжите души Ваши?". Мы знаем, как доброму человеку трудно терпеть в себе грех. Он давит, душит, не даёт истинно любить Бога и ближнего, наполняет жизнь неприятностями, раздорами, нестроениями и так далее... Кроме того, как мы видим вокруг, грехи наши всегда с нами, даже если они и утихнут, притаясь на время, но, при удобной ситуации проявляются вновь.
Значит, нужно понимать, что если ты - сын Царствия Небесного, то должен с верой терпеть до жатвы.
Удивительно перекликается эта притча о Царствии Небесном с разъяснением притчи о сеятеле, которую Спаситель рассказал ученикам:

36 Тогда Иисус, отпустив народ, вошел в дом. И, приступив к Нему, ученики Его сказали: изъясни нам притчу о плевелах на поле.
37 Он же сказал им в ответ: сеющий доброе семя есть Сын Человеческий;
38 поле есть мир; доброе семя, это сыны Царствия, а плевелы сыны лукавого;
39 враг, посеявший их, есть диавол; жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы.
40 Посему как собирают плевелы и огнем сжигают, так будет при кончине века сего:
41 пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие,
42 и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов;
43 тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит!

Кончина века сего - время, когда будет жатва. Сначала Ангелы выберут плевелы "все соблазны и делающих беззаконие".
Мир - это Царствие Спасителя, где до жатвы растут сыны Царствия и сыны лукавого. И, если человек - сын Царствия и подобие Бога, то и в нём, на его поле, как и на поле Бога до жатвы растёт то и другое. У всех это происходит по-разному, потому что мы - разная почва:

3 И поучал их много притчами, говоря: вот, вышел сеятель сеять;
4 и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то;
5 иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока.
6 Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло;
7 иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его;
8 иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать.
9 Кто имеет уши слышать, да слышит!

Для Бога, наш мир - Царствие Небесное в котором до поры растём мы - пшеница (сыны Царствия) и плевелы (сыны лукавого). Для нас - мы - Царствие Небесное, (Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Лук. 17:20-21), где, на нашей почве, какая бы она ни была, хорошо ли, плохо ли, а должно вырастать оно из Божиих семян.

"31 Иную притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем,
32 которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его.
33 Иную притчу сказал Он им: Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло все."

А ещё Спаситель говорил своим ученикам о приоритетах в жизни человека:

"44 Еще подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает все, что имеет, и покупает поле то.
45 Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин,
46 который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал все, что имел, и купил ее."

Наши приоритеты определяют выборы в нашей жизни. Может быть, борьба с грехом заключается вовсе не в действии, а в бездействии по отношению к нему, к греху, в игнорировании плевел своего поля. Потерпеть, перетерпеть его призывы, не поливать плевелы водой своей жизни.

Евангелие от Матфея:
"6:33. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его,"