Предыдущая страница http://www.proza.ru/2019/02/16/1471
Неудачи, связанные с отказами торпед, их преждевременная детонация, вели к тому, что немецкие подводники, проводя атаку, не только часто не могли потопить атакуемое судно, но их самих топили, обнаруживая по следу торпед.
Возникала ли в советском флоте подобная проблема с торпедами? Созданием торпед в Советском Союзе занимались в Особом техническом бюро под руководством выдающегося инженера, учёного и изобретателя Владимира Ивановича Бекаури, расстрелянного в 1937 году. О нём я уже писал.
Вместе с Бекаури работали академик Владимир Николаевич Ипатьев, бывший царский генерал, и профессор Михаил Михайлович Тихвинский. Академик Ипатьев понял, что ждать ему недолго, когда за ним придут, и посему отказался возвращаться из заграничной командировки, в которой находился вместе с женой.
Впоследствии он стал одним из научных светил в США, а профессора Тихвинского расстреляли, ему не повезло, в командировку не послали.
Первая серийная торпеда имела индекс 53-27. Её главным конструктором был Ричард Никодимович Корвин-Коссаковский. На своё несчастье он родился поляком и был расстрелян по «польскому списку». В 1959 году его реабилитировали.
Корвин–Коссаковского сменил профессор Алексей Алексеевич Пятницкий, награждённый за разработку первой советской мины орденом Красной Звезды. Его арестовали и посадили в тюрьму.
В тюрьмах и в ссылке профессор провёл 19 лет, потом работал зав. кафедрой теоретической механики после реабилитации. Не растерял своих знаний.
Затем разработкой подводного оружия стали руководить Александр Михайлович Борушко и Абрам Борисович Гейро. О последнем я тоже писал. С апреля 1952 года по сентябрь 1960 года он был начальником кафедры минного оружия в Высшем военно-морском училище инженеров оружия, которое окончил ваш покорный слуга.
В 1939 году приняли на вооружение торпеду 53-38 для всех классов подводных лодок и надводных кораблей. Следующая торпеда 53-39 по главным параметрам какое-то время была лучшей торпедой в мире, но, к сожалению, она оставляла на воде след от продуктов сгорания и тем демаскировала подводную лодку.
Перед войной в Советском Союзе узнали, что немцы создали электрическую торпеду G-7Е, не оставлявшую след. Стали создавать собственную электрическую торпеду, испытания вели уже во время войны.
В декабре 1942 года повезло обнаружить на берегу Кавказа невзорвавшуюся немецкую электрическую торпеду, после чего дела пошли веселее. Вскоре началось серийное изготовление таких торпед.
В 1943 году на корабли стали поступать торпеды с неконтактными взрывателями. В целом, советские торпеды уступали по своим характеристикам торпедам западных стран.
В начале войны советские подводники стреляли одиночными торпедами, но часто промахивались. Первыми стали стрелять двумя и больше торпедами подводники Северного флота.
Опыт северян переняли и черноморцы. Малые подводные лодки, боекомплект которых состоял только из двух торпед, продолжали стрелять одиночными торпедами.
Когда началась война с Германией, немцы послали на Балтику 8 подводных лодок. Как писал Дёниц: «Там они почти не находили целей и не достигли ничего, достойного упоминания. В конце сентября они вернулись в Атлантику».
С июля 1941 года от 4 до 6 немецких подводных лодок постоянно находились в Арктике. Северных конвоев тогда ещё не было, поэтому результаты деятельности этих подводных лодок тоже следует признать нулевыми.
Основные боевые действия немецких подводных лодок в 1940 и 1941 годах велись в Атлантике и Средиземном море. Несмотря на малое число подводных лодок, им удалось добиться больших успехов.
Проблемой у немецких подводников было отсутствие данных разведки. На огромных пространствах океана обнаружить транспорты было крайне сложно. Тем не менее, они потопили сотни судов. Однако и немцы понесли чувствительные потери.
U-551 была потоплена переоборудованным в противолодочный корабль траулером «Visenda», погиб весь экипаж лодки. U-70 атаковали два английских корвета «Camellia» и «Arbutus». На подводной лодке погибли 20 человек, а 25 подводников взяли в плен. U-551 потопил боевой траулер «Visenda», погиб весь экипаж немецкой подлодки, 45 человек.
U-47 погибла при неизвестных обстоятельствах. Это подводной лодкой командовал знаменитый немецкий подводник Гюнтер Прин. U-100, которая под командой Иоахима Щепке потопила 25 и повредила 4 английских корабля, таранил и потопил эсминец «Vanoc». Из 53 человек уцелели шесть, их взяли в плен.
U-99 командовал самый эффективный в начале войны немецкий подводник корветтен-капитан Отто Кречмер, который потопил 35 английских судов. Лодку атаковал английский эсминец «Walker». Из-за тяжёлых повреждений немцы были вынуждены всплыть.
Кречмер послал командиру эсминца радиограмму на английском языке: « "CAPTAIN TO CAPTAIN. I AM SUNKING PLEASE RESCUE MY CREW» (Капитан капитану. Я тону пожалуйста спасите мою команду). Рассчитывал на благородство тех, кого беспощадно топил, и не ошибся.
Спасли 40 человек, включая Кречмера, который тоже не собирался прощаться с жизнью. Три члена экипажа, механик и два матроса, погибли, открывая люк камбуза, чтобы ускорить затопление и исключить проникновение англичан в лодку.
Продолжение http://www.proza.ru/2019/02/17/1352