Эмпат синопсис 7

Денис Киселев
Э М П А Т
                (Формат: Горизонтальный сериал. 16 серий по 46 минут)
Сквозь пелену прошедших лет всплывают тени врагов. Не смотря на долгие годы они не стали менее опасны и уже следующее  поколение  вступает с ними в борьбу…
Тихий деревенский вечер. На вершине старой колокольни – там, где раньше были колокола, на фоне заката спиной к зрителю видны силуэты мужчины и женщины. Они мирно беседуют о чём-то, изредка указывая руками на закат. Вдруг мужчина неожиданно сталкивает собеседницу вниз. Женщина не успевает даже вскрикнуть. Слышен гулкий удар о землю…..
7 ноября 1979 года  ветеран труда и войны, бывший узник концлагеря  узнаёт на торжественном мероприятии в Кремлёвском дворце бывшую надзирательницу Освенцима – фройлян Гретхен. Он сообщает об увиденном в КГБ. Дело поручено вести майору Насонову. Вечером консьержка находит труп заявителя в номере гостиницы «Россия»…
В декабре того же 1979-го в деревне Гришино Владимирской области обнаружен труп старушки - учительницы истории (Костыриной).  Районный следователь выясняет, что погибшая не кто иная, как пропавшая без вести ещё в 1946 году жена Героя Советского Союза, действующего  генерала-лейтенанта КГБ Шагина Андрея Петровича – Антонина Шагина. Напуганный данным фактом районный следователь сообщает об этом по подведомственности, то есть в прокуратуру…
1980 год. «Важняка» Генеральной прокуратуры СССР Глотова Юрия Васильевича вызывает Генеральный прокурор и поручает оказать помощь коллегам из КГБ по делу о гибели ранее без вести пропавшей жены генерала Шагина, взяв расследование этого убийства себе в производство. На приёме у Генпрокурора Глотов знакомится с генералом Шагиным и его  подчинённым - подполковником Крюковым, которого Шагин выделяет для курирования этого дела. Глотов выезжает на место….
Первоначально под подозрением находятся все: Глотов прорабатывает первые версии:
- Муж Костыриной, который  работает сторожем в недавно ограбленном районном музее. При обследовании дома после убийства обнаружены несколько подлинных икон, принадлежащих музею. Версия не подтверждается, так как из командировки приезжает директор музея и заявляет, что среди найденных в доме убитой икон нет икон, числящихся похищенными. А те, что в доме - он сам дал их Костыриной  для определения эпохи, как историку;
- Доктор из районной больницы, который является сыном скончавшегося доктора Костырина. Он может биться за наследство. Костырин-отец был именно тем врачом, который долгие месяцы «возвращал к жизни» найденную безымянную женщину в 1946 году. После выписки он гордо присваивает ей своё отчество и фамилию. Эта версия, также не находит подтверждения, так как доктор Костырин-отец дал только имя, но не удочерял свою пациентку и об этом знает вся больница;
- Участковый в деревне Гришино. Именно он, будучи подростком в 1946 году, вместе с другими деревенскими ребятами обнаружил почти не подающее признаков жизни тело неизвестной молодой женщины под старой колокольней. В юности он питал нежные чувства к Костыриной, но… она вышла за другого. Между Костыриной и участковым все годы их знакомства сохранялись неприязненные отношения. Но и эта версия вскоре рассыпается, так как у участкового алиби – он был на совещании в райцентре в момент убийства;
- Следователь РОВД, который вёл изначально это дело, мечтавший отличиться в расследовании с целью перевода в Москву. Он мог заранее выяснить истинное имя и положение Костыриной-Шагиной, самостоятельно расследуя «загадку появления незнакомки в 1946». Соответственно, не хватало только «громкого дела» связанного с ней и вот…
Все первоначальные версии окончательно сбрасываются со счетов после получения Глотовым результатов проведённых экспертиз по этому делу. Выясняется, что убийство в деревне было совершено настоящим профессионалом. Костырина была застрелена точно в сердце, с расстояния… более шести метров. Убийца целился  с улицы в проём открытой двери, чтобы гильза отлетела на улицу, а не в дом. Видимо, преступник точно знал распорядок жертвы и то, что в это время она всегда проверяет тетради за столом большой комнаты, сидя лицом к входной двери. Дверь преступник открыл быстро, отмычкой. Видимо, жертва поднялась со стула, увидев открывающуюся дверь. Но самое главное, что по найденной всё же гильзе, удалось идентифицировать оружие и это оказался довоенный немецкий «Вальтер». Более того, эксперты проверили гильзотеку и, о чудо!, это оружие фигурировало в старом деле о диверсионном нападении на военный завод в Смоленске, аж, в 1941 году!
Глотов делает вывод, что всё же причины убийства Костыриной-Шагиной надо искать в её жизни до исчезновения в 1946 году. Основным свидетелем этого периода жизни погибшей является её «безутешный» муж - генерал Шагин. Так же Глотов знакомится с сыном Шагиных Алексеем и другом семьи Шагиных Тимуром Тактаевым.
Глотов выясняет интереснейшие подробности тех времён. А именно: оба друга и Антонина вместе принимали активное участие в мероприятиях по коллективизации и раскулачиванию, а так же в своё время соперничали за любовь Антонины. Всплывают факты. В начале войны Тактаев совершил дезертирство, после чего прошёл штрафбат, плен, Освенцим и советский ГУЛАГ, а теперь является известным поэтом-диссидентом.
Шагин,  преуспевая в карьере в  молодости, из-за предательства Тактаева был надолго выбит из жизни - тяжело ранен. И только усилиями Антонины стал тем, кто он есть...
Теперь Глотовым прорабатываются следующие версии:
- профессиональная деятельность Шагина (давление на офицера КГБ через жену). Выясняя фактуру тех времён, Глотов ещё больше сближается с Крюковым;
- профессиональная деятельность погибшей (тут всплывает активная роль Антонины в осуждении «врагов народа» на посту депутата Моссовета);
- месть пострадавших от жестоких действий Антонины при проведении мероприятий по раскулачиванию, в которых она принимала активное участие (Шагин предъявляет множество писем с угрозами в их адрес);
- личностные мотивы, на которых «делает акцент» Шагин, постоянно вмешивающийся в ход расследования.  Именно он всё выстраивается так, что основным подозреваемым становится друг семьи Тимур Тактаев. Хотя сын Шагиных, Алексей, продолжает с ним дружить, и они вместе даже уезжают в Приэльбрусье заниматься альпинизмом. На отдыхе в горах Алексей находит в вещах Тимура «Вальтер», из которого предположительно была убита его мать . Алексей не успевает задать вопрос Тимуру, так как тот неожиданно исчезает.
 Глотов встречает прилетевшего из Прэльбрусья Алексея, и подтверждает его подозрения новыми фактами. Алексей взбешён. С мыслями о мщении за свою мать, Алексей так же пропадает...
Глотов едет в очередную командировку во Владимирскую область, где находит новый факт, косвенно подтверждающий вину Тактаева. Один из уже почти развалившихся домов в деревне до сих пор записан на него.  По возвращении домой, Глотова  ожидает известие о том, что его дочь выходит замуж за своего преподавателя из художественного института, некоего Павла Найдёнова, который значительно старше её. Глотов среди многочисленных попыток выяснить всё об избраннике дочери обращается за помощью к новому знакомому - подполковнику КГБ Крюкову.
Крюков исполняет просьбу и успокаивает Глотова. Во-первых, Найдёнов - член союза художников и кандидат в члены КПСС.. Глотов благодарит Крюкова, но тот говорит, что и у него есть встречная просьба по поводу Найдёнова. А именно, он рассказывает, что у КГБ в производстве находится дело в отношении нацисткой преступницы, а ныне жены атташе по культуре посольства Швеции некоей фройлян Гретхен, ныне Греты Ольсен. По данным наблюдений за ней, Ольсен, в соответствии со своей нынешней профессией, общается с множеством художников и  близко знакома с Павлом Найдёновым. Крюков просит свести его сотрудника (майора Насонова) с Найдёновым. Глотов, во время «смотрин жениха» (который, кстати, понравился) знакомит Найдёнова с Насоновым и знакомится с ним  сам…
FLASHBACK
В 1941 году командование поручает Смоленским властям взорвать находящийся там секретный военный завод, который не успели эвакуировать.  Ответственным за выполнение задания назначают сделавшего себе карьеру на массовых репрессиях старшего майора Тимура Тактаева. 
В это время, считая Андрея погибшим, Тимур и Антонина живут вместе. Именно в этот день Антонина узнаёт, что беременна, но не успевает сказать об этом Тимуру.
В вечер перед операцией по уничтожению завода в доме Тони и Тимура неожиданно появляется майор госбезопасности Шагин, присланный в помощь местным товарищам. Тимур изображает радость, а чувства Тони вспыхивают с новой силой, и она незаметно передаёт Андрею «покаянное и всё объясняющее письмо».
Рано утром Тимур Тактаев и Андрей Шагин встречаются на операции по уничтожению завода.
Именно пренебрежение Тимуром советами друга приводит его к прямой и кровавой стычке с немецкой опергруппой. Тимур, испугавшись, убегает с поля боя. Бегство Тактаева замечает Андрей и бросается к заводу, чтобы выполнить задание и взорвать завод. Гремит взрыв. Завод разрушен.
На развалинах завода Антонина, находит израненного, контуженного и почти мёртвого Шагина, опознав его по найденному у него планшету с её письмом в форме майора госбезопасности.
Тактаева быстро ловят, осуждают и отправляют в штрафбат, где вскоре его берут в плен и отправляют в Освенцим.
Тимура в Освенциме вербует молодая надсмотрщица Гретхен. Он негласно работает на администрацию лагеря, косвенно участвуя в жестоких экспериментах доктора Менгеле и Гретхен…
Антонина ухаживает в больнице за Андреем Шагиным, вскоре выходит замуж и уезжает с тяжелораненым мужем в Москву, где героическими усилиями «вытаскивает» его. К 1946 году Андрея награждают званием Героя Советского Союза и восстанавливают на работу в МГБ в звании подполковника госбезопасности. Здоровье Андрея резко идёт на поправку и он, хотя и сильно заикаясь, выходит на службу на Лубянку.
Вдруг, в том же 1946, возвращается с фронта Тимур. В январе 1945 года лагерь освобождён советскими войсками. Тимур предъявляет свои права на ребёнка (Алексея), одновременно пытаясь вернуть Антонину, соблазняя её загородной жизнью в его деревенском доме. Однако, через месяц его арестовывают и отправляют в ГУЛАГ. В этом же году бесследно пропадает и Антонина. Подозрения падают на Тактаева, но он уже в лагере, его вина не доказана. Дело закрывают..
Конец FLASHBACK.
Весна 1980 год. Идёт заседание оперативного штаба КГБ по подготовке к проведению Олимпиады-80 сообщается об информации по подготовке покушения на Брежнева. Генерал Шагин выдвигает предложение о встречной оперативной игре с использованием его связей в диссидентской среде. В качестве ложного террориста он предлагает использовать своего приятеля из диссидентской среды Тимура Тактаева. План согласован.
В это время майором Насоновым продолжается разработка по делу фройлян Гретхен -  Греты Ольсен. Проведённая работа даёт результат. Грета Ольсен действительно является Гретхен Поль, бывшей надзирательницей в Освенциме и бывшей «правой рукой» доктора Менгеле, вместе с которым они разрабатывали сверхважный для Рейха проект для внедрения агентурной сети  под названием «Эмпат».   В проекте использовались генетические разработки.
Насонов выясняет, что в настоящий момент она является резидентом ЦРУ и помимо прочего ответственна за связь с каким-то сверхсекретным агентом «Татар». «Наружка» определяет также среди её контактов Тимура Тактаева…
Насонова информируют о том, что Ольсен часто бывает с мужем в санатории ГлавУПДК и он, предположив, что там могут происходить конспиративные встречи, едет туда.
Глотов в рамках расследования уголовного дела Костыриной-Шагиной так же едет в этот  санаторий, так как ему докладывают, что там находится Алексей, которого необходимо допросить по поводу Тактаева. Воспользовавшись оказией Глотов едет вместе с Насоновым.
Приехав в санаторий, Глотов и Насонов (к своему удивлению) встречают там Шагина, который решил отдохнуть весте с сыном. Тот говорит, что Алексея ещё нет, но обещал скоро быть.
Глотова приглашают к телефону. «Тактаев убит вчера в Риге неизвестным», - говорят ему. Глотов сообщает Шагину о трагической новости. Через полчаса тот выезжает из санатория, сдав номер…
На одной из выставок картин художника Павла Найдёнова его старая знакомая шведка Грета Ольсен открывает ему тайну, что он является немцем и её родным сыном, которого она потеряла во время войны.  Испуганный Павел тем же вечером связывается с новым знакомым Насоновым и просит его немедленно приехать.
Насонов выслушивает Павла и рассказывает ему всё, что известно на настоящий момент о Гретте Ольсен – фройлян Гретхен и о истории его усыновления геройскими советскими офицерами. Павел в смятении. Наконец, он принимает решение помочь органам в разоблачении врага…
Глотов также уезжает в Москву, оставив в помощь Насонову в санатории своего помощника для наблюдения за Ольсен.
 На следующий день помощник просит срочно приехать Глотова в санаторий и желательно прихватить что-то типа переносного диктофона…
По приезду Глотова, помощник докладывает, что каждый день, как только её муж уходит на массаж и следом на электросон, Грета берёт две палки, похожие на лыжные и, говоря персоналу, что это  национальный шведский спорт,  уходит гулять по лесу часа на три-четыре. В один из таких вечеров помощник идёт за ней. И что же!.. Мадам Ольсен целенаправленно идёт в чащу. Километров в полутора от санатория имеется заброшенная с виду сторожка, где верная жена встречается с каким-то мужчиной! Да и ладно бы… Дела семейные. Но дело в том, что они с любовником общаются по-немецки! Откуда немцы в глуши Калининской области СССР в восьмидесятом-то году?!...
Насонов едет в Москву с докладом, а Глотов с помощником устанавливают звукосниматель к стеклу сторожки…
В кабинете прослушивают запись с переводчиком. Из записи становится ясно, что это разговор двух шпионов-диверсантов, которые что-то готовят на открытие Олимпиады и ещё то, что они знакомы многие годы. При докладе Председателю КГБ о полученных данных в отношении Ольсен  получен приказ о её немедленном аресте….
На допросе Ольсен Насонову разными, не всегда честными методами, удаётся выяснить максимум информации о ней и шпионской сети «Татара». Она имеет общего сына с диверсантом СС Матиасом Хюкке, который пропал без вести ещё в 1941-м при проведении операции под Смоленском. Сын теряется на последних днях войны и Гретхен много лет ищет его. Ищет и находит в СССР как художника Павла Найдёнова. В этот период происходит и ещё одна судьбоносная встреча. Она встречает Матиаса Хюкке, который много лет отчаянно ищет связь с западными спецслужбами. Он и есть «Татар»! За время последующей работы вместе они проводят немало уникальных спецопераций в СССР, оставаясь неуязвимыми…
Ещё Насонов узнаёт, что в связи с неожиданной гибелью главного исполнителя покушения на Брежнева (Тактаева), «Татар» принял решение действовать самостоятельно. Он готов ценой своей жизни осуществить покушение. Медлить нельзя!  Насонов также узнаёт, что «Татар» ждёт в сторожке от Гретты очередную порцию генетического препарата «Эмпат» для самостоятельного осуществления покушения.  Насонов решает отправить к «Татару» под видом курьера от Гретты агента для его ликвидации и просит её написать «Татару» соответствующее послание. Гретта наотрез отказывается участвовать в этом, утверждая, что он убьёт такого посланца и нажмёт дистанционный взрыватель, бомба от которого заложена неизвестно где…
 «Хорошо. Тогда пишите, что препарат привезёт сын», - твёрдым голосом говорит Насонов...
Следователь Насонов разговаривает с Павлом Найдёновым и объясняет ему, что его задача только вывести «Татара» из двери и тут же упасть на землю, так как имеются данные, что  у него имеется радиовзрыватель в сторожке, а где заложена бомба неизвестно. «Кстати, осмотритесь там внимательно. Может поймёте где эта адская машинка… Не боитесь?»…
Звонок телефона. Насонову сообщают, что заключённая Гретта Ольсен покончила с собой этой ночью. Насонов тут же докладывает об этом Крюкову, звонит Глотову и предлагает поучаствовать в операции, поддержав будущего зятя…
Светает. Лес около сторожки Матиаса. Объект под названием «Сторожка» в плотном кольце бойцов спецподразделения «А» седьмого управления КГБ…
Павел Найдёнов условным стуком  несколько раз стучит в дверцу сторожки. Открывает высокий, седой, гладко выбритый и очень похожий на Павла, только пожилой человек.
Это такой известный зрителю генерал ШАГИН !!!
Сцена волнительной встречи.
Павел передаёт сумку и, озираясь, изучает сторожку. Не видит ничего достойного внимания, за исключением разве что новенького радиоприёмника «VEF», да и то, потому что у него есть точно такой же. Острый взгляд натюрмортщика видит «лишние детали на приёмнике (по принципу «найдите десять отличий»).
Матиас – Шагин копается в сумке, доставая ампулы. Ампулы осторожно одну за одной ставит на стол. Потом достаёт скрученный в рулон небольшой лист ватмана. Разворачивает и, смотря на изображение, тяжело садится на стоящую рядом табуретку.
На бумаге карандашный рисунок, на котором изображены трое человек, обнявшие друг друга. Слева стоит молодая Гретхен в форме гауптмана,  в середине портрет молодого Павла (скопировал со студенческой фотографии), а рядом изображена фигура мужчины в эсэсовской форме, обнимающего всех сразу. Рисунок  вырисован очень детально, даже чем-то похож на чёрно-белую фотографию. Один недостаток – у мужчины на картинке не изображено лицо.
«Это что?», - спрашивает Матиас, нарушив тишину.
Павел робко присаживается. «Понимаете… то есть, понимаешь… Мы с мамой знакомы давно, ещё с семидесятых… Просто я не знал, что она моя истинная мать… Но она знала, что я неплохой художник и вот, когда она наконец открылась… В общем незадолго до её ареста она попросила меня сделать такой фантастический портрет арийской семьи… Нашей семьи!.. Она так мечтает об этом. И вот… Я сделал… Но тебя я никогда не видел…»
«И больше никогда не увидишь»,  - вставляет свою фразу в монолог Матиас.
«Я это знаю, - продолжает Павел,  – и поэтому я прошу немного попозировать мне, чтобы я смог закончить работу. Конечно, если Вам… тебе не сложно… папа… Мама очень просила».
«Хорошо», - Матиас встаёт.
«Только одна просьба – давай… те… выйдем на крылечко, а то тут «хоть глаз коли».
Матиас подходит к столу, берёт с него «VEF» в руку и движется к выходу. Павел идёт за ним.
Неожиданно раздаётся уханье филина слева (это сигнал спецназа).
Матиас оборачивается на выходе, не успев перенести вторую ногу через порог. Тут первая пуля толкает его в грудь. Он спотыкается о порожек и падает вбок, выпустив из руки приёмник, который летит, переворачиваясь, на фоне неба. В Матиаса вонзаются ещё несколько пуль. Оттолкнув его, Павел выскакивает из двери и ловит приёмник, не дав тому упасть…
2010 год. Глотов и его пятилетний правнук пьют чай на терраске дачного домика. Одолевают комары. Сигнал автомобиля из-за забора и яркий свет фар.
«А вот и дедушка с бабушкой!», - Глотов идёт открывать ворота. Во двор въезжает чёрный «Land Rover». Открывается водительская дверь, и из машины выходит уже пожилой Павел Найдёнов.
«Привет, мужики! Василич, а что остальных нет ещё?»,- говорит он, обнимая Глотова…
Так закончилась эта запутанная история. И даже сейчас точно нельзя сказать сколько таких «Эмпатов» фашисты «запустили в жизнь» и есть ли они вообще… Однако…  ВОЗМЕЗДИЕ НЕОТВРАТИМО!