Статья Людмилы Исаевны Ключниковой

Надежда Хисметова
Реквием

Я пишу о своей сестрёнке, Сказкоподателевой Маргарите Исаевне, которая умерла 3 февралля 2019 года, на 74-ом году жизни. Рита росла очень болезненным ребёнком, до шести лет она непрерывно болела. Когда мама получила комнату, и мы туда переехали, Рита немного окрепла. Училась средне в 8-ой школе, тогда она была женская, потом мы переехали на Средний Венец, и Рита стала учиться в 4-ой женской школе. В 7-ом или 8-ом классе она поступила в театральную студию при доме офицеров. Там работала хореографом Вера Леонидовна. Рите очень нравилось заниматься с нею театральным и танцевальным делом. Вера Леонидовна научила своих питомцев всему, но особенно много занималась танцами. С Верой Леонидовной они ставили на занятиях спектакли-балеты: "Спящая красавица", "Спартак" и просто спектакли. Танцевали все замечательно. Вера Леонидовна посоветовала Рите поступать в культпросвет-училище или в балетную студию, так как у Риты были данные. В балетную студию она не поступила, потому что была взрослая, ей в то время было 17 лет. А потом Рита вышла замуж, за лейтенанта-связиста, и они кочевали из одного городка в другой. Родила троих детей: двух сыновей и дочку. Приехала к нам в Ульяновск, мы жили вчетвером в однокомнатной квартире. Мама, я и мои дети: сын и дочь. И Рита с тремя детьми стала жить с нами. Так в однокомнатной квартире жили восемь человек, пятеро детей: трое мальчишек и две девочки; и три женщины: мама, я и Рита. Спать было негде, детей укладывали по двое в кровать. В общем умещались с грехом пополам. Рита определила мальчиков в интернат, по выходным мы их забирали домой. Стало немного легче. В это время от волнений и переживаний Рита заболела. Врачи поставили диагноз порог сердца и предложили сделать операцию шунтирование в Горьком. Мама повезла Риту в институт. Сделали операцию удачно, но теперь ей год нельзя было работать и в доме никакие дела ей делать было тоже нельзя, и Рита поступила в культпросвет-училище. Училась она там очень хорошо, по окончании получила красный диплом. Риту направили в Рязановский совхоз-техникум. Там ей дали большую комнату 22 квадратных метров, Рита забрала из детдома сыновей, а дочку оставила у нас. Вот в совхозе началась её деятельность. Она набрала детей разного возраста, занималась с ними танцами. За два года Рита подготовила детей так, что нестыдно было показывать их на конкурсах. Сначала Рита выступала с детьми в Ульяновске. Но прошло какое-то время, и Рита стала выезжать в другие города, особенно часто они выступали в Сочи и получали призовые места. Не помню в каком году коллектив получил звание Народного. Риту даже Махмуд Исымбаев приглашал на конкурс в Сочи. Как-то Рита со своим коллективом выступала в Дмитровграде, где мэром был Морозов Сергей Иванович. Он посмотрел выступление коллектива, ему понравилось. И он предложил Рите переехать в Дмитровград и дал ей ведомственную квартиру. Рита, конечно, согласилась и стала работать там. Болезнь её не оставляла, и ей пришлось делать ещё одну операцию: менять клапан. И вот с искусственным клапаном она прожила, если я не ошибаюсь, 30 лет. Рита не поддавалась болезни, работала на износ, ей хотелось как можно больше дать детям. Просто моя Ритка была очень талантливой девочкой. Мама сразу это поняла, а я всё никак не могла принять хореографию за специальность. Я очень приземлённый человек, поэтому так и получалось. Мама со мной разговаривала и убеждала, чтобы я не мешала Рите делать своё дело. Один раз она пригласила нас с мамой на концерт в Ульяновске, в ДК профсоюзов. У меня как-будто пелена упала с глаз. Дети так хорошо выступали, такие были хорошие и талантливые, я не могла смотреть без слёз. Они текли и текли из глаз, я не успевала их вытирать. А мама сидела рядом и тоже радовалась за дочь, и гордилась, что такая Рита у неё выросла. Там выступало много коллективов, но Маргарита Исаевна подготовила свой коллектив на высшем уровне и получила первое место. Мы с мамой пришли домой и мама мне сказала: "Ну, я была права, Рита у нас - талант". Я не писала ещё о костюмах. Все костюмы Рита шила сама. Из любого материала, даже из мешковины, костюмы выглядели очень хорошо, как-будто были сшиты из дорогого материала.
Маргарита была очень отзывчивым человеком, помогала неизлечимо больным детям, о которых объявляли на всех каналах по телевизору, посылала им порой последние деньги на лечение. Занималась своими внуками.
В совхозе-техникуме стало плохо с преподаванием. Многие учителя уехали, и Рита забрала внуков к себе в Дмитровград, где они получили среднее образование. Старший внук Никита сейчас живёт в Саратове и работает программистом. Пригласили работать в Швецию, прожил полгода, его оставляли, но он не мог бросить мать и вернулся домой. Второй внук - Саша окончил наш Ульяновский политехнический университет, строительный факультет. Сейчас женат, воспитывают дочку Женечку, ей 27 февраля исполнится год. Все её дети выросли достойными людьми. Все женаты и замужем, живут хорошо.      
В январе 2019 года Рита со своим коллективом была в Кремлёвском дворце. Детям очень понравилось там, для них это было большим событием и, наверное, останется в их памяти на всю жизнь. Рита сама была в восторге, когда приехала сразу мне позвонила. Очень восхищалась всем, что увидела в Кремлёвском дворце.
Вот как-будто и всё, надо закругляться.
Вечная ей память!
Мы-то Риту никогда не забудем.

15.02.2019