Создатели звёзд. Пролог-2

Владимир Никитюк
Казалось бы: а откуда она вообще взялась, эта проблема? При поступлении в Академию каждый указывал ту специальность, которую хотел бы освоить. Подразумевалось, что именно её он должен получить по окончанию Академии.
Олег, например, указал в заявлении: астронавигатор. То есть специалист, определяющий маршрут движения при межзвёздных полётах. Это очень интересная специальность. И перспективная: капитаны звездолётов обычно были по образованию именно астронавигаторами.
Правда, не всякий человек в состоянии эту специальность освоить, потому что она требовала совмещения двух совершенно различных качеств. С одной стороны, знания математики, астрономии, а также свободного владение компьютерами. С другой стороны, высокой скорости реакции и умения быстро соображать.
Олег всеми этими качествами обладал в полной мере, так что свой выбор он сделал вполне осознанно.

Учебные группы на первом курсе, кстати говоря, комплектовались вовсе не по специальностям. Так что среди одногруппников Олега были студенты с самыми разными жизненными планами. Были астроинженеры (вершина карьеры – главный инженер звездолёта). Были строевые звездоплаватели (вершина карьеры – старший офицер звездолёта). Были астроооружейники (вершина карьеры – главный оружейник звездолёт). Ещё были астроартиллеристы, астродесантники и еще около десятка других специальностей – важных и нужных, но для Олега не очень интересных.

Так зачем была нужна история со специальностями в начале второго курса?
Во-первых, для того, чтобы привести заявленные специальности студентов в соответствие с их возможностями. А также с потребностями общества.
Эту процедуру проще всего объяснить на примерах. Предположим, кто-то из студентов поступил в Академию на специальность астронавигатора, - но в процессе учёбы выяснилось, что он знает математику вовсе не так хорошо, как хотелось бы. Что, его сразу отчислять? Вовсе не обязательно. Можно предложить сменить специальность на такую, где меньше математика нужна.
Или, например, выясняется временный избыток строевых звездоплавателей. Тут тем более не будет идти речь обо отчислении “лишних” студентов по этой специальности. Этим студентам просто предложат сменить специальность – вот и всё.
Но это всё “во-первых”. Было ещё и “во-вторых”.
Речь идёт о дополнительной специальности.

Каждый выпускник Академии должен был получить дополнительную специальность. Чтобы, если что случится, было кому выбывших из строя коллег в полёте заменить.
С этой самой второй специальностью студенты тоже должны были определиться к началу второго курса.
Олег открыл файл со списком дополнительных специальностей и стал его внимательно изучать.
Во-первых, можно было взять такую специальность, которую кто-то из его одногруппников взял в качестве профильной. Астроинженер, например, - чем плохо? Ведь тот, кто летает на звездолётах, должен и чинить их уметь.
Или, например, строевой звездоплаватель. Держать под своим контролем непростой коллектив бывалых астронавтов – это ведь так интересно!
Олег отметил для себя эти две специальности, - и вдруг обнаружил, что есть ещё один файл. Со вторым списком.
Здесь были специальности, которые могли быть только дополнительными. В качестве профильных они никому из студентов не предлагались.
Надо сказать, и здесь было много интересного…

В первую очередь внимание Олега привлекла специальность “контакт с внеземными цивилизациями”. Он ещё не разу не видел “вживую” инопланетян – но очень хотел увидеть.
Вторая заинтересовавшая его специальность называлась коротко и скромно – “космический пилот-универсал”. Но при этом была мечтой многих астронавтов.
Дело в том, что пилот-универсал мог управлять любым космическим аппаратом – огромного звездолёта до крохотного посадочного бота.
В обычных условиях эти специальности изучались на курсах – каждая по отдельности. Человек учился управлять каким-либо конкретным устройством (например, орбитальным планетолётом) – да так и управлял им всю оставшуюся жизнь. А если хотел управлять чем-то другим – это уже была другая специальность, которой надо было специально учиться.
Впрочем, такая ситуация возникала редко. Ведь пилот любой специальности с лёгкостью мог найти работу. Зачем ему ещё со второй специальностью возиться?
А вот для членов экипажей звездолётов дополнительные навыки пилотов были не баловством, а насущной необходимостью.