Демократия и ее мифология в историческом контексте

Роман Жайвороновский
Когда в конце XVIII столетия во время эпохи Просвещения принцип материализирования по Локку доходил своей кульминации, произошла как результат Французская Революция (1789 год). В этот период была окончательно заменена христианская мифология, предусматривающая принцип иерархичности, символом чего являлась монархия, в материалистическое безбожие, которое предусматривало хаос, символом чего является образ демократического государства в форме республики. Согласно христианскому учению власть происходила от Бога, которую получил от Него правящий монарх. В условиях материалистической демократической республики, когда провозглашено, что Бога не существует, источником власти является народ. Отсюда возникла мифология относительно значимости принципа народовластия, а ранее в работах деятелей эпохи Просвещения возник также тезис возникновения государства путем договоренности народа, так как он был значим, с аристократией периода создания государства, вернее ее институтов. Интересно отметить тот факт, что принцип народовластия, правда в искаженном виде, был использован в коммунизме, о чем он говорит открыто, а также в фашизме, только он, преимущественно заключается в заданиях, которые правящая партия, которая выводится из того же народа, должна выполнить перед народом в сфере процветания и благополучия, указанного в определенных Локком границах. В таком случае в условиях атеизма и большого значения народа, правящая власть демократического государства не будет иметь постоянный характер, как это было при монархии, а будет выбираться народом. Только возникла проблема: деятельность властей демократического государства должна чем-то руководствоваться и определяться; то есть должен быть своего рода арбитр, который определяет права и свободы всех граждан данного государства, а также функции институтов и имущества государства. Человека на это место поставить нельзя, так как обязательно возникнет вопрос: а на каком основании Вы решаете вышеуказанные государственные задачи принципов существования страны? Ответ будет, в лучшем случае невнятен. В таком случае этим субъектом станет документ - основной закон, который определяет функционирование страны и им будет - конституция, которую можно понимать по-разному. Таким образом возникли основные институты власти, которые получили свою более точную форму в результате победы США в войне за независимость, то есть в конце XVIII столетия. Президент и парламент были выборными, а на министерские должности исполнительной власти назначались нужные для продвижения интересов правящей элиты люди. Демократические страны создавались не на пустом месте, а на основании уже полученного опыта в странах, где дореволюционная монархическая власть была максимально ослаблена. Такой страной была Польша эпохи выборности королей (1572-1792), которая, кстати, была своеобразным полигоном, где обкатывались будущие проекты демократических государств. В этом государстве короли выбирались, только не всеми гражданами, а польско-литовской шляхтой, почему Польша, особенно XVI столетия, называлась "шляхетской республикой". Уже тогда перед интронизацией будущий король подписывал следующие документы: a) "генриховские статьи" - это тогдашний своеобразный аналог современной конституции, в которой король обязывался не нарушать существующего порядка, b) "Pacta Conventa" - список заданий короля, которые должен выполнить монарх для господствующей элиты Польши, которая кровными узами была связана со многими аристократическими домами Европы того времени. В сфере законодательной власти в Польше существовал двухпалатный сейм, каждый член которого имел аристократическое происхождение, а также имел право "Liberum Veto", которое предусматривало отказ от любого законопроекта. При использовании этого права, данный закон не принимался, так как действовал принцип единогласия в принятии законов. Таким образом нельзя было в течении более 20 лет принять ни одного закона в Польше. Ничто не напоминает это в сегодняшней парламентской жизни? Разница заключается лишь в том, что в сегодняшнее время право выбора, как активное, так и пассивное, было растянуто на всех граждан, независимо от их происхождения. Именно из-за вышеуказанных причин демократическая мифология успешно прижилась среди польского населения.