Дарю добро

Валерий Малыхин
    Уверен, что дарить добро выгоднее, чем зло, ибо всё возвращается на круги своя. Главное, чтобы человек был благодарен за это.

    В 1990 году я работал в краевом Дворце пионеров и школьников педагогом дополнительного образования, преподавая детям язык Эсперанто. Узнал, что в июне набиралась группа детей-дворцовцев  для поездки в США. В самый последний момент ко мне подошла директор Дворца пионеров Евтушенко Вера Александровна и попросила порекомендовать кого-нибудь из моего детского Эсперанто-клуба, но только быстро, ибо сроки поджимали, а нужно было ещё оформить документы для поездки в Америку. Недолго думая, порекомендовал Рому Лазарева, ему не было ещё 12 лет. Я взял адрес этого ученика и пошёл к нему домой. В 5 этажном доме за Благовещенским собором обитал Рома. Я нашёл его, сидящим на лавочке, около подъезда и спросил: «Роман, хочешь поехать в Америку?» Он так удивился, не ожидал моего вопроса и ответил: «Не знаю, надо родителей спросить!»

     Зашёл к нему в квартиру, Рома набрал номер телефона своей матери. Я объяснил ситуацию, получил одобрение, порекомендовал своему ученику сфотографироваться на загранпаспорт. Роман сфотографировался в тот же вечер и довольно быстро оформил заграничный паспорт. Оказалось, Рома Лазарев был единственным в группе на поездку в США, кто попал не по блату. 

    В июле мой ученик полетел в Атланту, штат Джорджия с группой дворцовских ребят. Они общались с американскими скаутами, жили в их семьях. Поездка удалась, у Ромы было много впечатлений.

    В октябре, когда у него был день рождения, его мама, воспитательница детского сада и отчим пригласили меня в гости отпраздновать в семейном кругу. Они были все благодарны мне, что я порекомендовал Романа для поездки в Америку.

    Прошёл год, мы стали формировать группу из моего детского Эсперанто-клуба для поездки в Китай. Рома Лазарев сразу вошёл в её состав. Поездка в Китай удалась.

    Когда Роман закончил школу, то сразу же поступил в наш педагогический университет на факультет иностранных языков, после окончания которого был направлен в деревню Вораковка Казачинского района учителем иностранных языков, даже вёл в сельской школе кружок Эсперанто.

    Рад, что ученик пошёл по пути своего учителя. Прошло столько лет, а я до сих пор общаюсь по телефону и по электронной почте с Романом Николаевичем Лазаревым.

     Одно дело дарить добро знакомым людям, а другое дело – незнакомым. Однажды зимой 1984 года, будучи студентом второго курса педагогического института факультета иностранных языков, я шёл вечером в гости к своему другу, одногруппнику Александру Донскому в Северо-Западном районе. Было уже темно, людей было много, особенно идущих с остановки к своим домам. Было скользко. Вдруг вижу идёт по льду пенсионер, а неожиданно из-за поворота выехала легковая автомашину и стала быстро к нему приближаться. Мгновенно принял решение, разбежавшись, толкнул резко этого старика, упал сам, по льду мы катились метров 10. Машина нам уже не грозила. Я помог подняться пенсионеру, который принял всё эмоционально и воскликнул: «О, мой спаситель! Если бы не ты, то оказался бы под колёсами машины!» Он предложил мне зайти к нему домой не надолго и отблагодарить меня за спасение его жизни. Я отнекивался, говоря, что спешу в гости, мало времени. Степаныч, так звали пенсионера, вцепился крепко в меня. «Ладно, зайду к нему на минутку!» подумал я. Его дом оказался рядом с остановкой. Зайдя к нему в квартиру, он вручил мне бутылку красного вина за спасение его жизни и сказал: «Выпьешь за моё здоровье!» «Конечно, выпью за здоровье этого человека, если найду с кем!» подумал я.
     Навестил Александра Донского по быстрому, взял у него домашнее задание. Пить вино он отказался. Тогда я поехал на автобусе до остановки «Речной вокзал», там недалеко жил Француз, сапожник ансамбля танца Сибири, бывший танцор с женой, которую звали в шутку Клюква. Она не выговаривала букву «р». Ей говорили: «Скажи рябина!» А жена Француза произносила: «Клюква!» Тоже танцевала в ансамбле. Их долго уговаривать не пришлось. Я рассказал свою историю появления этой бутылки вина. Они посмеялись. Вино было вкусным. Добрым словом вспомнил Степаныча. Эти добрые люди Француз и Клюква предложили мне продолжить винопитие и остаться у них ночевать. Я отказался, сказав, что меру знаю.

    И ещё короткий случай, который имел место со мной поздней осенью 1984 года. Вечером я шёл на свадьбу одного эсперантиста в районе кинотеатра «Родина». Ко мне подошли двое детей: мальчик и девочка лет 5 и сказали: «Дядя, помоги! Шапка упала в люк колодца!» Я посмотрел внутрь колодца, там было темно. «Не спускаться же самому туда!» думал я, но сказал детям: «Что-нибудь придумаем!» Неподалёку нашёл стальную проволоку, из неё сделал крюк и опустил внутрь. С третьего раза подцепил шапку и вытащил из колодца. Дети были довольны, сказав: «Спасибо, дядя! Ты – крутой!» Отряхнувшись, я пошёл на свадьбу.

    Мне нравится помогать добрым людям, за что они очень благодарны. Таких людей сам притягиваю. Верю, что и мне кто-нибудь поможет, если будет такая необходимость.