Поездка в Болгарию

Наталия Меркурьева
               

     Отношения с мужем были критические. Я  знала, что у его сотрудницы родится от него ребенок. Уже миновали первые сильные эмоции по этому поводу, и он снова стал меня добиваться. А я взяла путевку в Болгарию-Румынию и собиралась в отпуск. Чтобы поехать за границу, даже в социалистические страны, нужно было получить характеристику от партийной организации на работе. Я не была членом партии, но всё равно, характеристику предоставить о моей благонадежности было нужно. Никитина, наш парторг , написала мне хорошую характеристику, словно не в отпуск, а на ответственную работу меня рекомендовала. Деньги за путевку были заплачены, теперь предстояло собрание в туристическом агентстве, получение инструкций, как себя вести, что можно с собой брать, ну , и знакомство с другими отдыхающими - туристами. Поездка предполагалась в конце марта- начале апреля , не сезон. А собрание - в феврале 198 ... года. Муж мой был моряк, ходил в рейсы за рубежом Союза. Часть зарплаты ему платили чеками   ( они назывались  бонны), на которые приобретались товары в магазинах " Альбатрос". Одета я была полностью из этого магазина: шапка из чернобурки, искусственная шуба в талию из Италии, сапоги из натуральной кожи на каблуке, очень изящные, ну и перчатки, платок на шею - всё заграничное ( импортное). Это-то и привлекло ко мне взгляды высокой белокожей блондинки Галины. Она подсела ко мне, и мы познакомились.
 
   Провожал меня на вокзале муж. Из Мурманска мы поездом ехали до Москвы, а далее,  опять же поездом, до Софии. Александр клялся, что после моего возвращения, решит свои проблемы с коллегой. Алименты платить придется, но останется со мной. Я боялась ему поверить, и снова "наступить на те же грабли", поэтому, принимала его ухаживания, выслушивала, но ничего не отвечала. В купе, кроме нас с Галиной, с которой я познакомилась на собрании, расположилась ещё одна семейная пара. Женщина была слегка, но уже заметно, беременна,  я подумала, что они молодожены, приветливые, молодые.

   Галина про себя   рассказала, что в разводе, у неё дочь, которая сейчас у мамы. Есть бойфренд, который ещё севернее где-то зарабатывает деньги на их свадьбу. Она с Украины, сейчас живёт в поселке Молочное, это недалеко от Мурманска. В Москве у нас было много свободного времени, целый день до вечера. Я бывала в Москве, но всегда проездом. Чтобы время провести с пользой, мы погуляли в Кремле с экскурсией, а потом поехали в польский магазин "Ванда". Советские деньги нам с собой брать не разрешили, предупредили, что при пересечении границы в Унгенах ( Молдавия), мы должны оставшиеся деньги положить в сберкассу на счет, или отправить домой почтовым переводом. Мы с Галей решили потратить их в Москве. В "Ванде" мы купили две одинаковых трикотажных кофты, Галина сразу же переоделась. Ещё мне понравился кошелёк из крокодиловой кожи, он мне потом долго служил верой и правдой.

   В Москве вечером мы всей группой встретились на Киевском вокзале, и организованно пошли на посадку в поезд Москва- София. На этот раз с нами в купе поселились две женщины средних лет.  Вагон в этом поезде был более комфортабельный, чем в поезде "Мурманск - Москва". Купе казались шире , туалеты были просторнее, чище , отличались низким стульчаком, над которым можно было даже помыться, раковина для умывания была больше. Станция Унгены, последняя, перед границей, небольшая. Мы все вышли на время, пока меняли вагоны на европейскую колею. Вечером предстоял досмотр пограничной таможни. У меня оставалась советская пятёрка, она лежала в нижнем кармане джинсов, а джинсы на верхней полке. Галя спрятала несколько десяток в трусах. Нам обменивали небольшую сумму на покупки, рублей триста, но некоторые незаконно послушные граждане старались провезти ещё деньги, которые потом там обменивали на валюту. Все мы везли по бутылке водки для личного потребления, сувениры, это разрешалось. Некоторые, наиболее ушлые везли небольшие электрические приборы , в надежде продать их или обменять. На предметы роскоши (золотые украшения) составлялась декларация. Зашли таможенники, женщина посмотрела на меня и сказала:

- Девочка, ты можешь выйти.

 Мне было 28 лет, но в молодости я выглядела моложе, тем более, после всех передряг с мужем я весила 53 килограмма ( при росте 160 см), и мой вид внушал доверие таможенникам. А у Гали деньги нашли, она волновалась и себя этим выдала. Её отправили, пока не поздно, на почту, избавляться от них. К вечеру проверка закончилась, поезд пересек границу, и мы поехали по территории Румынии, пересекли границу с Болгарией и оказались в Софии.

  Сезон нашей поездки был не курортный. Температура воздуха во время нахождения группы в Софии не превышала плюс пятнадцати градусов . Мы поменяли  пальто на плащевые куртки и кофты. С учетом того, что купаться на курортах Болгарии было рано, маршрут нашей поездки был туристический. Ещё один плюс "не сезона" состоял в том, что западных туристов в это время в курортной Болгарии не было, поэтому мы проживали в хороших гостиницах. Предполагалось три дня побыть в Софии, далее автобусом  путешествовали по городам : Пловдив, Велико Тырново, Габрово, Варна, где  ночевали в гостиницах, а утром садились в удобный с большими окнами автобус и он вез нас дальше. Экскурсовод рассказывала о местности по которой мы проезжали и давала историческую справку о городе, где предстояло остановиться. Заканчивалось путешествие по Болгарии трёхдневным отдыхом на Золотых песках. Далее нас автобусом же везли в столицу Румынии Бухарест. Там два дня экскурсии и поездом домой в СССР.

   Отель, в который нас поселили в Софии располагался в самом центре города. За три дня пребывания в Софии мы транспортом городским не пользовались. Всё было близко, под рукой. Номер мне показался шикарным: двухместный, ванна вся в зеркалах, полотенца по три на каждого, мыло, туалетная бумага. Завтракали, обедали и ужинали мы в ресторане гостиницы. Все сидели за одним длинным столом. На завтрак давали обычно наборы, состоящие из повидла в мелкой упаковке, сыра, яиц, масла, кофе или чая, сосиски, хлеб. В обед - суп-пюре, второе (мясо или рыба с овощным гарниром), напитки (компоты, соки). Порции были небольшими, мужчинам не хватало. За Галиной ещё в поезде начал ухаживать Геннадий, молодой, лет тридцати мужчина - русый, выше среднего ростом, с усами. На мой взгляд - ничего особенного. Но Галина отвечала на его ухаживания. За обедом она под предлогом, что хотела бы похудеть, отдавала ему второе блюдо. Он постоянно надо мной подшучивал:

- Наташенька, ты такая миниатюрная, а кушаешь много,

Я своей порцией ни с кем не делилась, мне самой едва хватало, но он шутил так настойчиво, что официант, который наш край стола обслуживал и постоянно стоял за моей спиной, даже сделал ему замечание:

- Не приставайте к девушке, дайте ей спокойно отдыхать, - говорил он на чисто русском языке, с небольшим акцентом.
 
   В первый день пребывания в Софии, после завтрака,  руководитель группы представила нашего гида, девушку Соню, которая сопровождала группу на всем времени пребывания в Болгарии. Родом Соня была из города Бургас. Мне она показалась шикарной - симпатичная шатенка в тёмных очках, с кудрявыми до плеч волосами, кожаном пальто с чернобуркой, вельветовых брюках  и кедах на танкетке. Сначала она повела нас к Памятнику царю освободителю Александру второму, во времена правления которого Болгария была освобождена от Османского ига. Затем мы посетили Собор Александра Невского, действующую православную церковь, построенную в начале двадцатого столетия в честь русских солдат, освобождавших Болгарию от турок в конце 1870-х годов. Затем Соня пешком провела нас по центру Софии, рассказала о городе и основных его достопримечательностях. Остальное время этого первого дня было занято организационными вопросами, нам выдали болгарские деньги - левы, те что полагалось обменять по условиям тура. Мы посетили ближайшие к отелю магазины, купили себе продукты на вечер. Там нас поразило обилие овощей, ягод, фруктов, особенно консервированных, это было весной. Там продавалось много компотов из малины, черешни, абрикосов. Вечером мы отдыхали в номере. Из нашего номера Гена почти не выходил. Он развлекал нас рассказами. Запомнилось мне, как он сокрушался, что его обманули при обмене денег. Кроме положенных нам трёх сотен рублей, ему удалось провезти еще такую же сумму советских денег. Он нашел человека, который их  обменял на валюту, но когда он стал эти деньги пересчитывать, то в середине пачки оказались польские злотые, которые были очень дешевы, и на них в Болгарии ничего невозможно было приобрести.
 
  В последний день пребывания в Софии группа устроила небольшую вечеринку в номере, пригласили Соню (экскурсовода), почему-то там оказался и наш официант Коста. Мы немного выпили и танцевали под магнитофон. Коста пригласил меня прогуляться по вечерней Софии. Я согласилась. Вечером в городе было красиво, горели огни рекламы. Это был совсем другой город, чем днём. Мы шли по улице, о чем -то разговаривали. Коста рассказывал о себе. Вернулись через час . Когда поднимались, в лифте встретили нашу руководителя группы Зинаиду, она посмотрела на нас с подозрением. Мы с Костой распрощались, он пожелал хорошего отдыха, у меня от этого знакомства осталось очень хорошее , легкое впечатление. Вот так должны люди относиться друг к другу, искренне, доброжелательно и без всякого подтекста.

  Утром поехали в Пловдив. Там сначала устроились в гостинице. Номера здесь были не такие шикарные, как в Софии, но тоже очень приличные. В одиннадцать часов утра Соня повела нас в Этнографический музей. Затем гуляли по городу, любовались его пейзажами. Пловдив один из старейших городов Болгарии, третий по величине в стране. Его возраст, учитывая времена со дня основания первого городища, насчитывает примерно 8000 лет. Этот город старше Рима и Афин. Особенно поразили сохранившиеся от древних времен памятники античной архитектуры Стадион и Амфитеатр.
 
   Вечером мы ужинали в ресторане национальной кухни, разрешили на столы поставить спиртное, которое туристы привезли с собой. В ресторане было представление - показ мод. Между столиками прошлись модели в коллекционных костюмах. Девушки были очень высокого роста , метра два, как мне показалось. На лице толстый слой косметики, приклеенные ресницы, застывшее выражение лица, худые, как манекены. Впечатление было такое, словно прошли инопланетяне. Потом заиграла музыка, желающие могли потанцевать. У меня было весёлое настроение, я много танцевала. В группе уже все хорошо перезнакомились. Моим партнером в танцах был Володя, красавец- водолаз. Он в Мурманске работал  на судоремонтном заводе. После ужина мы возвратились в гостиницу. Моей соседке Галине и Генке давно уже хотелось уединиться, я мешала. Галя уговорила меня провести вечер с Володей, оказалось, что он поселен  в один номер с Геннадием. С Володей они договорились, дело было за мной. Я согласилась, но не на всю ночь, было и так уже довольно поздно. Володя видел, что я чувствовала себя не в своей тарелке, он предложил мне книгу, я читала, потом мы немного поговорили. Часа через два вернулся Генка, и я ушла в свой номер. В дальнейшем Галя и Гена вели себя , как супружеская пара, вместе ходили по магазинам, при любом случае, когда я куда-либо отлучалась, уединялись в номере. Их роман был виден всем отдыхающим, и в том числе нашей руководительнице группы.

   Однажды я пришла с прогулки, меня позвала одна девица Катя. Катя познакомилась с молодыми людьми, они её в гости пригласили в свой номер. Эти парни были из другой группы русских туристов, отдыхающих по комсомольской линии. Катя одна пойти к ним боялась, а познакомиться ей хотелось . Мы пошли, постучались, у ребят было застолье, какая-то молодежная компания, они нас усадили за стол. Но компания быстро начала расходиться и мы остались с двумя молодыми мужчинами. Те закрыли на ключ дверь и стали делать далеко не двусмысленные намеки. В наши планы, во всяком случае в мои, это приключение никак не входило.

- Вы же комсомольцы , вам что, нужен скандал в иностранном государстве? - сказала я очень уверенным голосом без тени испуга.

   Они открыли дверь и выпустили нас, на лицах у них отразилось явное разочарование и злость. Я возвратилась в свой номер. Там руководитель группы Зинаида беседовала с Галиной и Геннадием. Она их предупреждала:

- Вы знаете, что в каждой группе туристов присутствует человек из КГБ, и он по результатам поездки  будет давать каждому характеристику. И потом , вы не даете нормально отдыхать Наталии. На что Генка ей ответил, до сих пор не знаю, серьезно, или пошутил:

- Не беспокойтесь, Зинаида Петровна, эту характеристику буду писать я.

   Велико-Тырново и Габрово мы посетили за один день. Крепость Царевец, Книжный магазин в Велико Тырново. Хорошие книги в России тогда было купить не очень легко, дефицит. А здесь в книжном магазине я приобрела несколько ценных книг. В Габрово мы наблюдали , как проходил свадебный обряд . По пути из Габрово в Казанлык, остановились у Шипкинского перевала,  проехали мимо Долины роз. Розы в Болгарии цветут в мае, когда мы там были, долина только зеленела. Дальше наш путь лежал в Варну, которую мы проехали на автобусе . Нас провезли по дачному посёлку, рассказали кто из известных людей здесь отдыхал. А поселили нас в отеле на Золотых песках. Это происходило вначале апреля, погода в центре Болгарии была уже очень хорошая, солнечная, но у моря дул ветер. Один раз мы решили позагорать, но выдержали только пятнадцать минут. Солнце то появлялось, то скрывалось за облаками , и мы замерзли. На следующий день мы с Галиной поехали в Варну, чтобы истратить оставшиеся у нас левы. Я приобрела в Болгарии платье-сафари, бархатный черный костюм, рубашку мужу, ну и какие-то мелочи. Галина купила себе , как и хотела, кожаное пальто.

   В заключение поездки предстояло провести два дня в Бухаресте. Там произошла небольшая интрига. Номера в отеле были двух и четырехместные, но один номер был трехместный. То есть вход в номер был общий, а там как бы два номера - одноместный и двухместный , каждый со своим туалетом и душем. Вся группа гадала, кого же поселили в этот номер. Так вот , в этот номер поселили нас- меня , Галю и Генку. Я им двухместный уступила, чтобы не зависеть от их прихотей. Но поболтать и перекусить вечером мы собирались в их номере втроем. У них уже отношения стали походить на семейные, Галя просила у него добавить денег на какие-то покупки, он отшучивался и намекал, что если бы снова начать, то приударил бы за мной. На что я ему отвечала, что он не в моем вкусе, я таких бабников не люблю, мол представляю, как он и в старости будет за молодыми ухлестывать. На что он отвечал, что в старости будет "ухлестывать" исключительно за старушками.  Кстати, он Галине сразу же признался, что женат.

   Бухарест мне показался мрачноватым городом, возможно, что этому содействовала погода, было пасмурно, в начале апреля ещё не было зелени, здания однообразного серого цвета, постройки до и послевоенного времени. Вообще-то, как нам объясняла экскурсовод, в Бухаресте преобладает  архитектурный стиль «брынковяну», «брынковянский»-единственный стиль, родившийся в Румынии в начале ХVIII века и активно использующийся даже в современной архитектуре. Противоречивый город вызывал неоднозначные чувства. Все достопримечательности Бухареста демонстрировали или след  социалистического настоящего, или величественную историю, воплощенную в архитектуре и искусстве. Раньше Румыния была «островом либерализма» по сравнению с остальным соцлагерем. С середины 70-х по середину
80-х годов Чаушеску отходил от своей былой либеральной политики — вводил элементы цензуры, расширял полномочия органов государственной безопасности, убирал с ответственных должностей агентов влияния Запада. В дни нашей поездки чувствовалась какая-то настороженная напряженность в атмосфере румынской столицы.

   Запомнилось, что кормили нас в ресторане очень обильно и вкусно. На столах стояли напитки - газированная вода, шипсена, сладкая газировка. На первое подавали суп в глубоких тарелках, а вторые блюда, преимущественно мясные с гарниром, подносили на больших блюдах, и каждый накладывал себе на тарелки сколько хотел. На десерт всегда полагался большой кусок торта. Официанты, которые обслуживали посетителей в ресторанах , были одеты в кители с воротником стойкой и в перчатках. Днем кители были черными, а вечером белыми.

  Поездка наша заканчивалась, поездом мы возвратились в Москву, а потом в Мурманск. Я остановилась в Ленинграде, заехала к своим родным. Группа ещё в поезде договорилась встретиться в Мурманске в ресторане. Я на эту встречу не пришла. Это было уже в мае. После  встречи в ресторане неожиданно мне на работу позвонили. Мужчина представился, что он сотрудник Комитета государственной безопасности, спросил была ли я в ресторане с группой. Я сказала, что нет.

- "А была ли в группе ещё девушка, которую звали Наташа"- настаивал мужской голос

- Вроде бы была, но я не знаю, была ли она в ресторане, меня там не было.

- А если я приглашу вас на беседу к нам ?

- А что, я могу отказаться? Не горю желанием.

- Я видел ваше фото в личном деле, вы симпатичная женщина - странно закончил разговор позвонивший.

   Больше звонков не было, никто меня в КГБ не вызывал. Вот так закончилось моё путешествие.