опыт

Яков Нудель
Шпрахи
Яков Нудель
Монолог позднего переселенца Феди Шевченко

 
 После окончания шпрахкурсов я сразу же заговорил по-немецки.
Только странная вещь получается. Когда я говорил по-русски, коренное население меня плохо понимало, а когда заговорил по-немецки, стали понимать еще хуже.
 или, если хотите, стали не понимать еще лучше.
Нет, если заругаешься – шайзе, то понимают сразу.
Вообще, если знаешь эти два волшебных слова – «шайзе» и «ах, зо?», вполне можешь работать переводчиком.
Я, когда лежал в клинике, с помощью этих двух слов свободно общался со всеми.
 Слава обо мне докатилась даже до шефа.
 И вот перед выпиской приходит шеф и говорит, что через час у него на осмотре будет больная русская из женской палаты и ему необходима помощь дольметчера, а мы с вами уже научились кое-как понимать друг друга.
  - Не знаю или получится,- говорю. Все-таки медицинская терминология, специфика.
  - Получится,- успокаивает шеф.  Полслова по-немецки, полслова по-русски, а остальное -руками. Уговорил.
  Прихожу в кабинет. А на приеме у него одна наша, которая меня еще в Хайме своим пловом достала. Вечно у нее вся общая кухня была пловом занята. Холодильник забит вчерашним пловом, а на плите завтрашний готовится. Но главное запах! Запах, скажу вам…   Они ведь баранину кошерную еще из Бухары привезли с собой.
  -Ага, говорю, гутен таг, здравствуйте.
  - Можешь не такать,- отвечает она. Сейчас моя очередь.
  - Нет, моя. Я тебя сейчас переводить буду. Шеф просит.
  Шеф понял, что мы знакомы.
  -Гут,-говорит. Начнем унтерзухен.
  - Поняла, говорю, он у тебя сейчас будет унтер зухать. Внизу искать.
   - Яа, кивает головой шеф и говорит –Махен зи битте дас мунд ауф, в смысле раскройте рот.
  Я перевожу – Разденьтесь до пояса.
  Больная  начинает раздеваться. Смотрю на шефа. Шеф открывает рот.
  Смотрю на больную. Ага, все ясно.
  - Я же тебе сказал, разденься до пояса. Это означает сверху до пояса, а не снизу.
  Она нехотя натягивает юбку и начинает расстегивать блузку, снимает ее, появляется белье ГДРовских времен.
  Смотрю на шефа. Рот по-прежнему раскрыт, даже несколько шире, а усы напряглись и стали торчком. Ага, ясно, это у них так эрекция начинается. Пора выручать шефа.
  - Энтшульдиген, хер доктор. Я, наверное, не совсем точно перевел. Это не вы должны открыть рот, а она. Сейчас исправим. Можете закрыть рот. А ей говорю:
  - Открой рот.
  Шеф говорит: - Пусть оденется.
  Я перевожу  - Пошире.
  Шеф говорит – Заген зи а-а-а.
  Я перевожу – Скажи а!
  Она говорит - А.
  Шеф говорит.- Можно одеться.
  Я перевожу – Можешь громче.
  Она кричит –А-А-А.
  Шеф говорит: Данке, алес.
  Я перевожу:- Кричи а, б, в – весь алфавит. Сначала по-русски, а потом по-немецки.
  И что у тебя за произношение?  Чему тебя учили на курсах?
  - Что она кричит? – спрашивает шеф.
  - Она хочет, чтобы вы поставили точный диагноз.
  Шеф вешает рентгеновский снимок для просмотра. Консультируется с ассистентом.   Переговариваются.
  - Что они говорят?  Переведи,- просит больная.
  - Не должен, - говорю. Это они между собой. Врачебная тайна.
  - Пожалуйста, переведи, как человека прошу.
  - Ага, пожалуйста.  Знаешь волшебное слово. А я тебя сколько раз волшебно просил, не занимай целое утро унитаз. Сколько автобусов я из-за тебя пропустил.
  - Пожалуйста, очень прошу, я ведь не знаю, даже увидимся ли после операции.
  - Ладно, переведу. Успокойся. Думаю, что не увидимся. Они говорят, что у тебя слепая кишка полностью забита пловом.
  - Они что, через рот слепую кишку  видят?
  - А как же. Профессор. Это тебе не наш интерн. И снимок все подтверждает. Весь организм пловом забит, до гланд включительно.
    Больная начинает всхлипывать.
   -Тише, успокойся, - говорю. - Дай послушать.
  Шеф с ассистентом переговариваются: мандельн, мандельн.
  - Они говорят, что будут тебе удалять гланды.
  - Не успокаивай. Я сама все слышала: мандельн. Это конец!
  -Успокойся, мандельн по-немецки гланды. Но операция предстоит сложная. Придется гланды удалять со стороны слепой кишки.
  - Понятно, какие гланды,- шепчет больная.
  Шеф заполняет протокол осмотра и протягивает его больной на подпись.
  - Что это?- спрашивает больная.
  - Завещание. Укажи, кому завещаешь казан для плова и подписывай  здесь.
  Она надевает очки, ищет место для подписи. Шеф смотрит на очки, для разрядки задает вопрос.- Какой диоптр у очков. Я перевожу.
  - Ну, плюс три. А это зачем!- удивленно спрашивает больная.
-Как зачем. У тебя же слепая кишка абсолютно слепая. Вот они тебе и вмонтируют туда очки.
 Больная подписывает протокол и отключается. Ее сразу же увозят на операцию
без наркоза.