Без мамы... Глава девятнадцатая

Эльвира Гусева
Продолжение. Начало  в гл.1-18  http://www.proza.ru/2019/02/15/415

Весной  1949  года  решили   устроить  Женечку  в  ясли,  мне  надо  было  идти  работать.  Вася  получал  всего  600  рублей,  семья  была  четыре  человека.   

Я  устроилась  на  работу  в  механический  цех  кассиром-табельщиком    с  зарплатой  300  рублей.  Утром   отводила  Володю   в  садик,  Женечку  в  ясли  и   бегом  на  работу.  Вскоре  начались  проблемы   с  Женей,  он   никак  не  хотел  быть  в  яслях,  там  он  не  ел,  не  спал,  весь  день  плакал,  от  этого  у  него  поднималась  температура,  глаза  опухали, приходилось  быть   с  ним на  больничном.  Только   вылечу  его,  понесу  в  ясли,  всё  повторялось  снова. 

На  работе  на  меня  уже  стали  косо  смотреть,  что  делать,   я  не  знала,  переживала  очень.  Мне  было  ясно,  что  ребёнок  должен  быть  дома.  В  выходные  я  сходила  в  деревню,  нашла  там  девочку  тринадцати  лет,  она  стала  его  нянькой.  Он  вроде  бы  хорошо  оставался  с  ней,  но  всё  равно  сердце  моё  не  было  спокойно,  какие - то  страшные  предчувствия  одолевали  постоянно.               

19  декабря  1949  года  было  воскресенье,  Женя  проснулся  позже  обычного,  хорошо  проспав  всю  ночь,  температуры  не  было. Я  подняла  его  с  постельки  и  обратила  внимание   на  его  левую  ручку,  она  показалась  мне  странной,  я  погладила  её,  мне  показалось,  что  она  была холодная,  как  будто  он  её  отлежал,   я  поняла:  что-то  не  так.  В  соседях  с  нами  жила  медсестра  Шура  Курыгина,  я  позвала  её  посмотреть.  Она  как  увидела,  так  и  ахнула:  детский  паралич.
             
Врач  Вера  Филипповна  диагноз  подтвердила  и  направила  нас  в    г.Горький   в Институт  восстановительной  хирургии  им.  Семашко.  Там  он  пролежал  полтора  месяца,  мы   ездили  к  нему   четыре  раза,  он  очень  похудел,  отказывался  от  еды,  всё  время  плакал,  улучшений  не  было  никаких.   Так  в  нашей  семье  стало  два   инвалида.

Я  была  постоянно  на  нервах:  слёзы  и  переживания,   ослабла  так,  что  слегла,  ходили  на  дом  делать  уколы,   у  Васи  открылись  раны,  наверное,  тоже  на  нервной  почве,  да  от  недоедания,  ведь  мы  не  видели  ни  молока,  ни  масла,  ни  сахару.  Денег  не  хватало,  всё,  что  могли  купить,  отдавали  детям.

В   конце  января  меня  сократили  с  работы   и  перевели  на  курсы  мотористок  на  два  месяца.  В  начале  апреля  я  пошла  работать  на  насосную  станцию,   на  96  кран,  где  начальником  был  Андрей  Иванович  Самыгин.  Работа  мне  нравилась,  но  были  ночные  смены. 

Я  отработала  22  смены  и  получила  692  рубля – большие  деньги,  для  меня  это  было  полной  неожиданностью,  я  этого  никогда  не  забуду.  Работа  была  ответственная,  часто  приезжало  начальство.  Однажды  приехал  секретарь  партийной  организации  Иван  Матвеевич  Любушкин,  поговорил  со  мной,  расспросил  обо  всём,  я  пожаловалась   на  ночные  смены,  ведь  у  меня  двое  детей.

Возвращаюсь  с  работы  домой,  а  Вася  мне  сообщает,  что  назавтра  меня  вызывает  Любушкин.  Я  так  испугалась,  думала,  что-нибудь  лишнее  сказала  или  сделала  не  так.  Для  себя  решила:  никуда  не  пойду,  а  он  может    и  забудет.   На  другой  день  за  мной  пришла  рассыльная   и  сказала: «Вас  вызывает  к  себе  Любушкин».  Я  так  расплакалась,  боюсь,  а  идти  надо.  Иду  и  перебираю  в  голове,  за  что  меня  будут  ругать,  ведь  меня  начальник  каждый  раз  проверял,  замечаний  не  было.   Иду  и  плачу.

Зашла  в  кабинет,  от  слёз  не  вижу  ничего.  Иван  Матвеевич  предложил  мне  сесть  и  сходу  сообщил: «Товарищ  Кабанова,  мы  хотим  перевести  Вас  в  детский  сад  посёлка  №  2  воспитателем,  а  затем  поставим  заведующей».  Я  ещё  больше  расплакалась: посёлок находился на расстоянии  пяти  километров  от  нас.   Зарплата  была  всего  550  рублей,  да  ходить  пешком   туда  и  обратно  каждый  день.  Дети  оставались  с  Васей.

На  работу  вышла  9  мая  1950  года.  Сотрудники  все  мне  очень  понравились,  детей  было  около  сорока  человек. В  первый  день  я  очень  устала,  решила  отказаться.  Пришла  к  заведующей,  она  меня  и  слушать  не  стала,  сославшись  на  то,  что  я  ещё  молодая,  нервы  крепкие,  скоро  привыкну.  Она  собиралась  уезжать  к  мужу,  ей  нужна  была  замена,  вот  она  и  решила,  что  заменой  буду  я.

При  удобном  случае   я  хотела  рассказать  ей  о  своей  жизни.  К  тому  времени  Женю  возили  в  Горький  уже  третий  раз,  после  которого  окончательно   стало  ясно,  что  врачи  бессильны.  Дома  мы  выполняли  все  назначения  врачей,  делали  ванночки  и  массаж,  результата  не  было. Ручка  у  него  не  болела,  но  и  не  действовала,  он  мог  поднять  её  с  помощью  другой  руки. 

Глядя на  своего ребёнка,  я  всё  время  плакала,  а  он  старался  показать,  что  она  не  болит. Поднимал  ручку  изо всех  сил  и говорил при этом: «Мама, смотри, не болит, не болит!» - так, наивно,  по – детски,  он успокаивал  меня,   но  я  понимала,  что  это  уже  навсегда. 

Продолжение следует  http://www.proza.ru/2019/02/17/448