Тактика велотуриста в велопоходе

Олег Кмета
Тактика велопохода. Организация движения по маршруту, дневной пробег


Тактика велотуриста — это способность своевременно и верно применять имеющийся багаж знаний, а  также тактические и  технические приемы.

Для того, чтобы успешно пройти намеченный  маршрут всеми участниками велопохода, необходимо правильно  разработать маршрут, распределить дневной пробег на весь временной интервал похода, а также провести предварительную, предпоходную физическую, психологическую и теоретическую подготовку ее участников.

Таким образом можно сказать, что тактически правильно спланированный велопоход намного повышает шансы велотуристам благополучно пройти весь маршрут.

В первый день движения на велосипеде попытайтесь спланировать его так, чтобы он проходил без больших нагрузок, так как организму велосипедиста необходимо время для его адаптации к ежедневным физическим нагрузкам, которое он будет испытывать на маршруте, а также к  измененному рациону питания, смене часового пояса и возможным перепадам высоты. Помните, что приобретение крутого велосипеда и других, не менее дорогих элементов несомненно полезного снаряжения не гарантирует ее учасникам, что их велопутешествие пройдет на  100% успешно.

Дорога есть дорога и на ней могут происходить всякие неприятности с любой группой, в независимости от того, будь то новички — салаги или весьма опытные велотуристы — зубры, положительный момент заключается в том, что при постепенном увеличении сложности веломаршрутов и набора опыта велотуристами от похода к походу резко повышают вероятность благополучного выхода из экстремальной ситуации, которая может произойти на трассе.

Технический прием в велотуризме — это совокупность действий  как отдельного велотуриста так и всей велогруппы в целом, направленных на преодоление возникших в велопоходе препятствий.

Для  того, чтобы успешно преодолевать возникшие в велопоходе  препятствия в необходимо изучить климатические условия предполагаемого географического региона велопохода. Так в пустыню лучше ехать в начале весны или, что предпочтительнее, осенію, корда устанавливается более комфортая температур для велопоходов, и не ехать туда в самый разгар летней жары, когда температурный столик термометра зашкаливает за отметку в 50 градусов.

В горах обычно выбирают такое  время года, когда снег с перевалов уже сошел, а  устойчивый снежный покров еще не образовался; не обходимо также учитывать местную розу ветров согласно времени года, проработать варианты подъезда к начальному пункту велопохода, а также составить план проведения похода с учетом  прохождения адаптационных участков в начале трассы и в середине маршрута.

При планировании веломаршрута в горах необходимо заранее построить график маршрута по высоте, в котором было бы учтено направление движения ее участников, учитывающее розу ветров а также разную крутизну горных хребтов, запланировать запасные и аварийные схемы маршрута, определить количество и место «забросок» рассчитать оптимальное количество велотуристов в группе, заранее провести техническую подготовку велосипеда и подготовить специальное снаряжение.

 Необходимо четко соблюдать правильный распорядок дня, который  имеет очень большое значение, так, например, в жару необходимо  ехать с 6-7 до 10-11 утра, потом организовать обеденный перерыв с отдыхом в тени примерно  до 4-5 часов вечера, а потом проехать  на велосипеде еще несколько часов до  наступления сумерек.

Для того, чтобы  преодолевать локальные препятствия в горах необходимо иметь технически оснащенный велосипед, хорошую физическую подготовку, опыт езды на велосипеде при неблагоприятных погодных условиях, в том числе и  по дорогам с различным покрытием.

Если вы участвуете в  велопоходе начальной категории сложности, то  образ жизни велогруппы также имеет существенное значение. К примеру, когда наступает рассвет, то в первую очередь просыпаются дежурные и начинают готовить завтрак. Когда вода в котелке закипит, но основные продукты еще в него не закладывались, необходимо произвести подъем остальных участников похода.

 Пока еда варится на огне, велотуристы совершают водные процедуры и готовятся к завтраку. Механик группы  встает вместе с дежурными и если были поломки приступает к ремонту велосипеда. Затем группа приступает к общей трапезе, демонтирует лагерь и укладывают в велорюкзаки личные и общественные вещи, а также  снаряжение. По готовности  выходят на маршрут, «обнулив «  дневной пробег на велокомпьютере.

 Первый привал обычно делается через 30-40 минут езды на велосипеде, а потом  40-50 мин. движения в дороге чередуют с 10-15 мин. отдыха. Если есть необходимость, то группа  осуществляет остановки по требованию, например,  «технические», «санитарные», «экскурсионные», «почтово-магазинные» и другие.  Время обеденного перерыва может составлять от 1 до 1,5 часов.

 Затем группа снова выходит на маршрут и ;;примерно за 1,5-2 часа до заката  делает остановку на ночлег. Обязанности в группе распределяются следующим образом: в первую очередь  вся группа  собирает  дрова для разведения костра, а следующие двое дежурных начинают разводить огонь, готовить продукты и т.д … Остальные члены группы установливают палатки, готовят постельные принадлежности, умываются, потом все ужинают,  устраивают вечерние посиделки у костра и отходят ко сну.

В велопоходе по маршруту 1-й категории сложности велотуристам за день необходимо преодолеть 45-55 км по хорошей дороге. Когда сложность велопохода увеличивается, то, соответственно,  увеличивается и средний дневной пробег, доходящий  до 90-120 км по нормальной дороге. Дневной пробег велотуриста сильно зависит от состояния проезжей части дороги и и сопутствующих движению метеоусловий.

Дороги из шебня, полевые — проселочные грунтовые дороги способны значительно замедлить движение велотуристов. Частые спуски и подъемы в Крыму в некоторой степени снижают расстояние дневного перехода и способствуют увеличению интенсивности работы организма учасника велопохода.

Чем покрытие проезжей части дороги хуже, тем меньшее количество километров может проехать велогруппа за день, так если велотуристы участвует  в сложных горных путешествиях, преодолевая крутые горные тропы, продвигаясь по каменным осыпях и ленникам, то  они смогут  пройти в день лишь 8 -15 км.

Итак, мы с вами пришли к выводу о том, что если велотуристы правильно спланировали свой маршрут в велопоходе, то тогда у них есть все шансы успешно преодолеть его всеми участниками в независимости от их физической, психологической и технической подготовки. Спортивный велотуризм – это, конечно, в большей степени командный вид спорта, но не следует забывать также и том, что  личная  подготовка их участников также имеет огромное  значение для успешного прохождения всего запланированного  маршрута  велогруппой.


Роман "Скажи смерти прощай!"

можно читать на этом ресурсе:

http://www.proza.ru/avtor/propovednik2016&book=1#1


или перейти по ссылке:


https://litnet.com/ru/book/skazhi-smerti-proshchai-b152252