Воспитание Совести

Вячеслав Александров 2
                фото автора

ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ ПРАВОСЛАВИЯ               
               


Очерк 36                ВОСПИТАНИЕ СОВЕСТИ

 Св. Отцы сравнивают совесть с голосом Бога, и этот голос ни когда ни в одном человеке, ни в одном народе не замолкает. Чтобы не задумывали или ни делали, это может принести нам благо, только в одном случае, когда при этом у нас не возникает желание «затыкать уши», чтобы не слышать предупреждений или обличения нас в непорядочности, преступности. Но, поступая против совести, полагая, что таким образом  легче достигнем  поставленных целей, обязательно промахнёмся мимо настоящей цели. Ибо совесть указывает только то, что может нанести вред нашей личной жизни и не более того! Когда, решая поставленные перед собой задачи, настраиваемся, в том числе и нанесение прямого ущерба другим людям, то в нашем сердце уже начинают действовать энергии зла. Совесть нас предупреждает, что прежде чем совершить недоброе дело, мы неизбежно наносим удар по своей душе. Для осуществления злых намерений, она должна, соответствующим образом настроится. Но на что она настраивается, то и получает из окружающего мира.
Главным для человека является вовсе не то, чем он владеет, а приносит ли его деятельность удовлетворение, т.е. то, что происходит в душе в результате осуществления  намерений. Даже если никто в мире не знает, каким образом мы достигли своих «вершин», всегда остаётся свидетель всех наших мыслей и деяний – это совесть. Можно, конечно, на какое-то время забыть о её существовании, но для этого необходимо сделать невозможное – полностью выйти из внутреннего круга своей жизни во внешний. Что многие из нас и делают, погружаясь в  «суету сует», не оставляя себя ни мгновение времени наедине  с собой.  Удовольствия, которые мы можем купить, получить, используя своё положение, не могут принести того, чего мы желаем на самом деле – удовлетворения своей жизнью. Оно не может быть достигнуто, когда наше существование частично, т.е. происходит  только в одной из сфер творения,  например, во внешней. Может ли быть счастливой душа, истерзанная страстями? А под их власть она попадает неизбежно, когда утрачивает чувство меры.
Определить границы  активности, при переходе которых возникает несоответствие между  внутренней и внешней сферами личной жизни, позволяет нам совесть. В ней же происходит соединение энергий души, тела и духа,  «малой троицы» жизни, сохраняющей в себе искру Св. Троицы. Когда отказываемся слышать и слушаться голоса совести, тогда происходит расстройство всей нашей жизни, т.е. расстроение единства души, тела и духа. В этом случае невозможно нам установить гармоничные отношения ни с миром небесным, ни  земным. Ибо чтобы человек, находящийся в состоянии внутренней войны не делал, от него будут исходить только энергии разрушения.
Совесть соединяет  в себе возможности религиозного чувства и ума. Само по себе чувство пока отчётливо не оформится в слово, не сможет оказать должного влияния на волю, а, следовательно, и на поведение человека. С другой стороны, ум, не взаимодействуя с религиозным чувством, не в состоянии определить те границы, переходя которые наши чувства извращаются в страсти, а потому  не способен «образумить» и волю. Но когда религиозное чувство соединяется с умом, оно обретает способность «говорить», т.е., сообщать нам о том, что в наших намерениях и действиях приведёт к промахам, ошибкам. 
Голос совести – это не аллегория, не результат художественного приёма, и, конечно же, не выдумка. Трудно объяснить  состояние души и ума  человека, который отрицает существования совести.  Чтобы убедиться в том, что её голос звучит, стоит только обратить внимание на любой из совершённых поступков, и мы услышим его оценку. Можно какое-то время и не прислушиваться к идущим из глубины сердца предупреждениям и призывам. Но в результате этого груз ошибок, проступков неизбежно станет нарастать, и обязательно проявится в виде роста напряжения и во внутреннем круге жизни, и во внешнем. Отсюда разнообразные физические и душевные болезни, и никуда не годные отношения с самыми близкими людьми.
 Нравственное воспитание начинается с воспитания ответственности. Но разные люди по-разному понимают и её, в том числе. Разница в понимании возникает по причине преследования разных целей. Поэтому один вполне порядочным поступком считает  и прямой обман ближнего, ибо  это помогает решению поставленной задачи. Другой полагает, что необходимо придерживаться норм поведения, принятых в группе, в которую он входит, несмотря на то, что это наносит вред здоровью. Очень многие из нас  линию своего поведения определяют, отвечая на внешние вызовы, попадая под влияние сложившихся стереотипов, желая подражать кумирам. Такое поведение не просто безответственно, но лишает человека главного дара, которым он обладает – свободы.
Самыми безнравственными  являются  добровольно сдавшиеся в рабство. Когда происходит наша капитуляция перед врагом рода человеческого? При осуществлении попыток  переложить ответственность за то, что происходит с нами на других, на тяжёлые обстоятельства жизни. Мы создаём кумиров, ищем опору в авторитетах только для того, чтобы оправдаться перед своей совестью, чтобы снять с себя ответственность. Проще всего  вводим себя в обман, когда  начинаем себя успокаивать тем, что делаем всё, как все. Но это  вовсе не означает того, что можем избежать ответственности за свои деяния или бездействия. Когда наступают последствия, за спины других скрыться невозможно, ибо, если приходит  горе-беда, то она касается именно нас, и нельзя оправдаться тем, что  когда-то послушались кого-то. Настоящей причиной наших проблем является всегда то, что мы не желали в своё время внимать предупреждениям  совести.
Каждый человек выступает в роли и воспитуемого и воспитателя. Особая роль в деле облагораживания нашего характера, если мы являемся родителями, принадлежит  детям. Именно в них как в зеркале отражаются все наши преступления против своей совести. Если мы не сопротивляемся страстям, не пытаемся избавиться от недостатков, не взращиваем в своей душе добродетелей, то  наше несовершенство будет проявлено умноженным в детях и воспитанниках, нам подражающих. Поэтому, если что-то в их поведении нас начинает тревожить, самое время обратить внимание на  свой внутренний мир, совесть. Если у нас будет достаточно мужества и мудрости, обязательно обнаружим в себе то, что искажает её сигналы до неузнаваемости. Тот, кто преступает закон, оказывается вне закона, в том числе и вне его защиты. Например, когда  нарушаем правила  техники безопасности в любой из сфер жизнедеятельности, мы выходим за пределы их действия, а потому наша жизнь перестаёт быть неприкосновенной.
Но если в  быту нарушения установленных правил и законов не всегда приводят к тяжёлым наказаниям, бывает, что преступники и мошенники скрываются от правосудия до смерти, то в жизни души ни один случай нарушения нравственного закона не остаётся без последствий. Когда  не проявляем свои намерения и деяния в свете требований совести, это означает, что мы на самом деле не понимаем и то, что  с нами произойдёт в результате. Именно потому стремясь к благу,  не редко наносим удары по своей жизни, уродуем судьбу близких людей.
 В качестве  средства воспитания нашей совести может служить определение и изменение в себе того, что мешает установлению добрых, мирных отношений с окружающими.  Следует понимать, что за любым фактом недружеского к нам отношения, скрывается конкретная причина. Одно дело если нас ненавидят, не любят, не терпят, за то, что  утверждаем Истину, но кто из нас может, находясь в здравом уме причислить себя к святым? Другое, за то, что  находимся в состоянии непрерывного роптания на жизнь и осуждения окружающих, либо одержимы бесом гордыни. В любом случае к нам относятся так, как этого мы заслуживаем. Потому не следует огорчаться на других, за их отношение к нам, а необходимо честно исследовать в себе то, что влияет на характер нашего взаимодействия с  окружающими. Все ответы на волнующие  вопросы всегда расположены в самом ближнем круге нашей жизни. Проблемы, с которыми  сталкиваемся, есть не что иное, как указание на барьеры, не преодолев которые  не сможем изменяться должным образом. Потому и тяжесть, решаемых  задач будет только возрастать.
Если внимательно посмотреть на  причины жизненных неурядиц, то увидим, что значительная их часть носит моральный характер. Нам всё время приходится  выбирать между добром и злом. Но ещё большую часть своего времени и сил  затрачиваем на «лечение ран», которые  наносим своей душе, поступая  бессовестным образом. Когда наши поступки связаны с нарушением нравственного закона, последствия наступают немедленно. Но, не желая слышать предупреждающего голоса совести, поступая произвольно, будем не в состоянии связать возникновение в нашей жизни недобрых обстоятельств с тем, что происходит внутри нашего сердца. Промахи и ошибки только тогда становятся по-настоящему опасными, когда   не видим настоящих причин их совершения. А видеть их мы не будем, если наше внимание рассредоточено на объектах и явлениях внешнего мира. Пока не возникнет понимание, что характер их воздействия на нас отражает состояние нашего духа, до тех пор внешние обстоятельства будут складываться стихийным образом, а усилия, связанные с достижением поставленных целей будут приводить к неожидаемым последствиям.
Созидать истинные блага может  тот из нас, кто непрерывно трудится на поле своей души, прислушиваясь к совести. А она  предупреждает нас только об опасностях, которые возникнут при осуществлении намерений  на практике. И если мы не стремимся искоренить в самом зародыше то, что проявится виде злых поступков, то уже до их совершения тёмные энергии будут притягиваться в сердце и поражать внутренние сферы нашей жизни. Воспитание совести предполагает развитие понимание того, что не только поступки должны проявляться в свете нравственного закона, но весь характер внутренней жизни определяться необходимостью сохранения себя от зла уже на стадии зарождения намерений. В противном случае душа наша может быть настроена таким образом, что начнёт, как магнитом притягивать к себе злые силы. Если наш дух настроен на достижение целей таким образом, что готов использовать любые, в том числе, безнравственные средства, то наш ближний круг жизни будет представлять подобие театра военных действий. Когда  ради утверждения своих интересов  начинаем пренебрегать интересами других, а тем более их попирать, то это неизбежно приведёт к тому, что и в нас будут видеть если не врага и помеху, то «пустое место».
 Говоря о воспитании совести необходимо иметь ввиду, что совесть сама является воспитателем нашим. А для того чтобы воспитатель хорошо выполнял свою работу, он должен иметь соответствующую квалификацию и опыт. В отличие от обыденной жизни, где получаем какую-либо профессию, в которой можем всю жизнь совершенствоваться, во внутренней сфере каждый из нас обязательно выступает и в роли воспитателя своих чувств, ума. Эту задачу не можем не решать, но можем делать это хорошо или плохо. В зависимости от этого и складывается характер отношений с окружающими людьми. Мы всегда имеем дело с теми, чей дух нам близок. Известная пословица гласит: «Рыбак рыбака видит из далека».
 Для понимания того, в каком состоянии находится совесть, необходимо внимательно посмотреть на то, к каким средствам прибегают ради достижения своих целей люди, которых мы уважаем, с которыми мы дружим. Себя многим из нас оценить правильно весьма трудно. За то все мы большие любители давать оценку окружающим. Если честно исследовать причины того,  за что «любим» или «ненавидим» других, то  будем способны определить и состояние, в котором находится наша совесть. Мы часто готовы прощать людям их недостатки только потому, что на их фоне мы выглядим лучше. С другой стороны мы просто не выносим рядом с собой людей высокоморальных, и происходит это только потому, что они являются свидетелем нашего безнравственного поведения.
Благая весть для любого человека и в том, что совесть присутствует в каждом, и голос её до конца заглушить не удастся. А потому для любого человека, насколько бы глубоко его падение не было, сохраняется надежда на то, что он услышит Истину и обратится к Ней. Каждый из нас, внимательно посмотрев на судьбы рядом находящихся людей, может обнаружить примеры,  как преображения, так и морального их одичания. Не редко в совершенно одинаковых условиях развиваются люди, обладающие прямо противоположными качествами души. Многие поддерживаются формулы: «Бытие определяет сознание». Отчасти это так, но жизнь показывает иное: дух человека оформляет обстоятельства, т.е., его бытие. Всё дело в том, чем направляется наш дух. В любом случае он опирается на совесть. Но у одних она позволяет совершать такое, что у других, ни при каких обстоятельствах, будет не возможным.
Совесть, хотя она и является естественным, присущим от рождения чувством, позволяющим распознавать добро и зло, у разных людей проявляется по-разному. У одних, её голос звучит отчётливо всю жизнь, у иных он пробивается до ума с большим трудом, и не имеет особого влияния на волю. Задача воспитания в очищении души, сердца от того, что не позволяет нам  воспринимать в ближних их суть, которая не отличается ни чем от нашей. Мы начинаем обретать человеческий облик только тогда, когда способны чувствовать боль другого человека, сопереживать ему. Безнравственность возникает как следствие представления о внешнем мире и людях как условии и средствах удовлетворения своих потребностей и желаний, самоутверждения.
Основной причиной низкой моральности является либо недостаток любви, либо слепая любовь. Часто в семьях внешне очень благополучных, вырастают дети бессердечные, самолюбивые, ставящие ни во что интересы  людей их окружающих, а всё потому, что таковы были их родители-воспитатели.  Любой человек, в особенности ребёнок, жаждет в первую очередь понимания, внимания, сочувствия, а это связано с необходимостью уделять им время, т.е., с реальными затратами собственных сил. И когда тот, кто призван быть воспитателем, а это относится к  каждому родителю, начинает экономить свои силы, пытаясь откупиться от своего чада подарками-подачками, или применяет наказание, нередко становиться совершенно чужим человеком. Если воспитуемый не имеет примера истинной любви к себе, то маловероятно, что его совесть обретёт силу.  Наша любовь искренна тогда, когда  позволяет тому, на кого направлена выявлять и уничтожать в их сердце то, что приводит  к возникновению очагов зла, и обеспечивает развитие способности созидать добрые дела. Совесть воспитывается любовью, но только той, которая рождает потребность освобождения  сердца от зла и греха, т.е., совершения недостойных поступков.