Лариса и чердак

          Лариса остановилась на площадке пятого этажа, но открывать дверь своей квартиры не спешила. Под металлической лестницей, ведущей на чердак, стоял ящик с песком и окурками. Она бросила на него школьный рюкзак. Бездумно поковыряла пальчиком облупившуюся тёмно-синюю краску, которой были покрыты стены подъезда. Затем, как перед прыжком в воду, глубоко вздохнула, подняла голову и долго смотрела вверх. В потолке зиял чёрный провал в преисподнюю. Лариса не знала что такое преисподняя, но это слово точнее всего соответствовало ужасу, который накрывал её при одной только мысли о чердаке. Сегодня тёмная бездна смотрела особенно зловеще. Ощущение тревоги усиливалось оттого, что она получила двойку по литературе, а вечером состоится родительское собрание. Девочка чувствовала себя самой несчастной. До конца третьей четверти оставалось несколько дней. И что теперь будет?

           Стихотворение Лермонтова «Белеет парус одинокий» она знала и готова была рассказать, но взрослые умеют так повернуть дело, что выглядишь дураком в самой безобидной ситуации. Учительница литературы часто срывала зло на Ларисе. Так бывает. В каждом классе найдётся «козёл отпущение» или выражаясь толерантным языком «мальчик для битья». В данном случае «мальчиком для битья» оказалась девочка. Когда вызвали к доске, Лариса не волновалась. К уроку литературы она была готова всегда, но с тех пор как сменилась учительница, больше тройки в четверти получить не удавалось. В качестве потенциальной жертвы Наина Викторовна выбрала Ларису и беззастенчиво демонстрировала своё превосходство. Класс с замиранием наблюдал за каждой экзекуцией. Желающих оказаться на месте девочки не находилось. Этот педагогический приём Наина освоила в совершенстве. Ничего личного. Зато без труда удавалось держать в повиновении свору «бандерлогов», как она называла пятиклассников.

           Уже год девочка пыталась выстроить свою линию защиты. И в этот раз, выходя к доске, старалась не смотреть в глаза Наины Викторовны. После небольшой паузы, уверенно начала читать:

          Белеет парус одинокий.

          Но не тут-то было. Вдохновенный порыв срезали сразу. Наина слегка прищурилась и, прожигая Ларису взглядом, задала вопрос: «как вы думаете, что хотел сказать великий русский поэт этим стихотворением?». С начала урока знаменитые строки прозвучали в классе уже три раза. Ни к одному из ребят лишних вопросов не возникло. Оценки были вполне адекватны. Не дожидаясь ответа, Наина Викторовна сморщилась и, приложила мягкую ладонь к виску, точно у неё внезапно разболелась голова: «Хорошо, читайте дальше, как умеете». Это подчёркнутое вы звучало неестественно. Лариса съёжилась и начала менее уверенно:

           Белеет парус одинокий.

           Наина Викторовна не выдержала и снова перебила ученицу:

           - Всё ясно. Так и будем топтаться на одном месте. Вы не выучили! И не хватает смелости признаться.
 
           Она взяла журнал и вывела кривую двойку. Лариса, с трудом переставляя ватные ноги, вернулась на место. И осторожно примостилась на краешек стула. От стыда и несправедливости у неё пылали не только щёки, горело всё внутри. После школы девочка медленно брела домой. Хотелось бросить рюкзак под чавкающие грязью колёса автомобилей, сесть на тротуар и плакать. Но она продолжала идти по
инерции, пока не упёрлась взглядом в гипнотическую пустоту чердачной бездны.

           Из оцепенения её вывел посторонний шум. Кто-то зашёл в подъезд. Девочка горько вздохнула, достала ключи и открыла дверь в квартиру. Сёстры были уже дома:

           - Лариска-крыска пришла, - выглянула из кухни старшая Марина.

           - Привет. Ты вовремя. Твоя очередь мыть посуду, - проходя мимо, ехидно бросила Наташа и слегка щёлкнула в лоб средним пальцем.

           Беспричинные понукания со стороны домочадцев стали для девочки обычным делом. Лариса не сделала им ничего плохого, а наоборот всегда с радостью откликалась на любую просьбу. Но воспользовавшись её добротой, сестры продолжали жёстко прикалываться. Девочка ломала голову над тем, почему с ней случаются ужасные по своей несправедливости вещи. Что не так!? Другие живут и ничего. В те дни, когда было особенно плохо, она подолгу стояла на лестничной клетке и заставляла себя смотреть в пугающую бездну чердачного проёма. Пытаясь решить что-то очень важное.


Рецензии
Здравствуйте, Татьяна.
Несколько раз перечитала новеллу и каждый раз уходила со странички с горечью,с неприятными воспоминаниями, своими воспоминаниями. Похожая история в школе была и у меня.
Лариса добрая девочка и умеющая прощать. Она старалась и в школе...
Страшно подумать, что за мысли появились в голове девочки и этот чёрный проём чердака, так манящий...
Так и хочется крикнуть всем - Любите друг друга, как самого себя...
Мне очень понравился Ваш ход мыслей, во всяком случае я так поняла. Простите, если это не так.
С уважением,

Светлана Арнаут   17.02.2019 13:12     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Светлана!
Поняли верно. Такие истории, увы, нередкость. Что-то похожее переживала сама.
Метод "разделяй и властвуй!" озвучила мне одна школьная учительница с огромным стажем работы. Слышать это было тяжело. Ужаснулась, что это педагогический приём!
Воспитывать через унижение!!!
Девочка смотрела в чёрный проём чердака и думала! Нередко люди бездумно толкают даже близкого человека к краю. Если кто-то из молодого поколения прочитает, пусть знают, что и у нас были такие истории. Главное не впадать в отчаяние и думать.
Спасибо, Светлана!
С теплом, Татьяна.

Татьяна Кырова   17.02.2019 15:06   Заявить о нарушении
Во время чтения подумал, что история написана под впечатлением о школьных проблемах внучки. Такое знание современной школы. Оказалось, на себе испытала несправедливость учителей-неудачников. Мне в этом отношении повезло. А моя десятилетка прошла в четырёх школах из-за переездов.
Замечательный рассказ, как и предыдущая сказка. Душевно и поучительно.

Георгий Кончаков   23.02.2019 13:42   Заявить о нарушении