Нахой. От феодализма к коммунизму

                Надо лечит не болезни, а их причины.
                А.П.Чехов.
                ***

 Короткая фраза в эпиграфе, как концентрация эмоций интеллигенции России на очередной голод в Поволжье. К счастью для колонистов лихолетье 1891-1892 годов их не коснулось. Или же некий напряг не зафиксирован в хронике событий того времени.

 А стоило бы. Не проходит и четверти века, как новая смута. Пугачев на этом фоне выглядит агнцом божьим. Тем более, что он  вписывается в монархические устои. Он же убиенный и чудом воскресший Император.

 Начало двадцатого века показало новый для всего мира глобальный кровавый передел власти. Все рушится! Тысячелетние устои, социальные отношения побоку. Главное-сохранить так бездарно отданную прежними власть. Все способы хороши. Террор, искоренение целых сословий. С тела бывшей Империи сдираются казалось бы нерушимые "сливки общества". На смену феодализму, пусть и "беременного" новой формацией, приходит коммунизм. Военный!

 Трудно представить душевный раздрай в немецких колониях. Хотя так созвучно, обобществленно, но более глобально, подхватившее их уютные поселения в кровавый круговорот. От каждого по труду! Все на благо, все для борьбы с врагом и построения светлого будущего.

 Есть на нашем сайте интересный Автор, однофамилец повешенного сто лет назад в Варенбурге капиталиста И.Вормсбехера. Возможно переплетение родовых корешков. Суть сейчас не в этом. Гуго Вормсбехер тоже из поволжских немцев. Вместе с семьей депортирован в Сибирь. Другие подробности вы можете узнать на страничке соавтора.

 Мне же хочется остановиться на вопросе, вынесенным Гуго в заголовок его предпоследней статьи: "Что дальше суицид пассивной ассимиляции или полная"

 Извините, но мне так и хочется дополнить эту фразу привычным для нынешнего времени "сочным" существительным. Дело в том, что статья посвящена столетию образования АССР немцев Поволжья.

 А век назад в Великий Нахой пришел коммунизм. И колонии, как и всю Россию, тогда накрыла полная, пардон, не закончу предложение. От каждого, диктовала политическая целесообразность, все, до зернышка. После по потребностям военного времени, в первую очередь -защитникам молодой республики. А кто среди них? Правильно, большевики и их подрастающая смена-комсомольцы. Все остальные относятся к сочувствующим. Ежели нет, то враг. А что врагу, вместо ситного, полагается? Правильно. На колокольню его, с веревкой и мылом. Или штыком, для экономии времени и материала.

 Так вот совпадение образования АССР немцев Поволжья с неведомой ещё политико-экономической формацией. И все под одним заголовком. Продразверстка!

 Как разверзшиеся над облагороженной трудом землей небесные хляби. Но вместо спасительного дождя красноармейцы и добровольные помощники, шмонающие закрома колонистов.

 Ради справедливости стоит отметить, продразверстка не изобретение новой власти. Через два года после начала Первой мировой министр сельского хозяйства Риттих подписывает постановление "О развёрстке зерновых хлебов и фуража, приобретаемых для потребностей, связанных с обороной".

 Не знаю, как документ бывшего соотечественника коснулся немцев Поволжья. По остальному крестьянству прошелся в полной мере. В первую очередь это выразилось в превышении потребностей фронта над возможностями сельхозпроизводителей.

 Инициативу Риттиха поддержало и "революционное" Временное правительство. Самого же "Сан Саныча" новая власть благополучно "отфутболила" и министр отбыл в Крым.

 Думаю, что обирая работягу до последней нитки, любая власть успокаивает. Мол, потерпи, браток. Вот тебе в залог мое честное пионерское. Так и с разверсткой. Вернем, но после окончательной победы над внешним врагом или же задушив контрреволюционную гидру.

 Придется ещё вернуться к Риттиху. Да и итоги военного коммунизма, без возврата залога, для немецких колоний стоит подвести...

 Хочется проиллюстрировать заметку скрином замечательной картины Репина. Шедевр, отражающий незыблемость Системы власти называется "Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года".

 Год смерти главных персонажей этой картины совпал с началом образования  АССС немцев Поволжья. Правда, в восемнадцатом она ещё называлась автономной областью. Автономная, но с общим планом изъятия продовольствия для борьбы с врагами революции.

 


Рецензии
Да, Евгений, историю нужно знать. Хотя бы для того, чтобы не считать себя живущими в самое худшее время.

Литература помогает открыть подробности истории, которые не записаны, порой, в учебниках.

У одесского писателя Исаака Бабеля есть замечательный рассказ "Иван-да-Марья" - о продовольственной экспедиции в Поволжье лета 1918 .

А о голоде 1890-х годов немало рассказал в своих очерках писатель Владимир Короленко.

С уважением.

Алексей Горобченко   17.02.2019 09:27     Заявить о нарушении
Добрый день, Алексей.

По позиционированию. Думаю, нет худшего или лучшего времени. Оно, по отношению к одному из видов углеродной аномалии на одной из песчинок вселенной, индифферентно. Тем более-к единичному представителю этого вида.

Другое дело, отношение человека. Думаю, даже при самом зверском режиме он может нести некую искру гуманизма.

По экспедициям. Нечто подобное поволжской Ленин планировал и к украинской житнице. При ином раскладе голод мог накрыть эти земли не в начале тридцатых, а десятилетием раньше. Но стечение обстоятельств отсрочило страдания нашего братского народа.

По рефлексии интеллигенции на голод 1891-1892 годов. Наиболее заметно проявился Л.Н.Толстой. И не только в эпистолярии, но и конкретной помощью голодающим.

С признательностью,

Евгений Садков   17.02.2019 10:08   Заявить о нарушении
"В голодный год" В. Г. Короленко.

Алексей Горобченко   17.02.2019 10:41   Заявить о нарушении
Л.Н. Толстой, "О голоде" (http://tolstoy-lit.ru/tolstoy/publicistika/o-golode.htm)

Есть и в полном собрании.

Евгений Садков   17.02.2019 11:02   Заявить о нарушении
Если бы этих искр не было ,не выжил бы не один народ, в турбулентностях Люди обнаруживают людей,животные -животных. Батя рассказывал,он в войну был пацаном и их хотел застрелить полицай,он знал родителей и как мог объяснял немцам,что это "совиты",но немецкий офицер не дал убить и припугнул,что если узнает о нарушении запрета -застрелит полицая,люди встречаются повсюду ,просто они не так заметны ,как активисты(кто святее Папы Римского?). Помню рассказ одного еврея,он из Прибалтики,через Украину с братиком за руку шли на юг и поразительно,что дети инстинктом чуют,что в незнакомой деревне ,надо зайти и попросить кусочек хлеба не в богатые дома ,где могут крикнуть в комендатуру:"вон -вон ,побежали жидынята,догоняйте и убейте!",а в бедные домики, на окраине села ,там всегда протянут руку страждущему тепла человеческой души и это будут не евреи,не русские,не украинцы,а Люди..Да и еще вспоминается,этот еврей раассказыфвет,чтобы выжить заменил фамилию себе и брату,а пришло время вступать в партию и я подумал:"а как же быть,надо правду рассказать-это же Партия-святое!-да ,были времена,а теперь-Цирк..

Александр Соколенко 2   10.03.2019 13:56   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.