Многогранность Баянгали Алимжанова

Владимир Третьяков 3
Творчество нашего земляка Баянгали Алимжанова в особых рекомендациях не нуждается, ибо хорошо знакомо не только в Казахстане, но и далеко за его пределами. Поэт и писатель, драматург и акын-импровизатор, жыршы, сатирик, критик, литературовед, режиссер, сценарист, киноактер, журналист, кинодокументалист, телеведущий, Заслуженный деятель Казахстана. А еще - он единственный в Казахстане сказитель киргизского эпоса о богатыре Манасе.
Многогранность творчества Баянгали Токановича проявилась и в его последнем труде – книге «Сказ столетнего степняка», написанной на русском языке и изданной уже в этом году в Москве в издательстве «Художественная литература».
Этому событию была посвящена литературная площадка, состоявшаяся в рамках реализации государственной программы «Рухани жа;;ыру» в коворкинг- центре Акмолинской областной универсальной научной библиотеки им. М. Жумабаева. В этой своеобразной читательской конференции приняли участие представители интеллигенции Кокшетау, студенты высших учебных заведений областного центра, учителя, филологи, библиотекари, представители средств массовой информации.
А вот автора книги – самого Баянгали Алимжанова, очень не хватало. Молодежь, которая включилась в обсуждение «Столетнего степняка», готова была задать ему немало вопросов, которые, как призналась одна из студенток, «мы писали всю ночь».
О чем же новая книга Баянгали Алимжанова?
Центральное место в ней занимает роман «Сказ столетнего степняка». Это повествование об истории казахско – русско - немецкой «войне и дружбе», которое ведется от лица некоего Асанбая Бектемирова. Его внуки якобы попросили деда вспомнить события, проходившие в Казахстане, начиная с 1914 года и до наших дней, записали его речь на диктофон, после чего перенесли на бумагу и литературно переработали.
Читателей не оставят равнодушными страницы книги, в которых Асанбай рассказывает о коллективизации, голодоморе, годах Великой Отечественной войны,  послевоенного становления страны и обретения Казахстаном независимости.
Второе произведение сборника – посвященная молодым читателям короткая повесть «Аблай хан и его батыры», основана на исторических преданиях, записанных Чоканом Валихановым, Машхур-Жусуп Копеевым, Шакаримом Худайбердиевым и другими видными казахскими этнографами. Автор, впрочем, оговаривается, что это не научный труд, а художественная повесть, в которой допущены «некоторые вольности в трактовке и своеобразном осмыслении событий далекой эпохи».
А для самых маленьких – сказки, (еще одна грань творчества Алимжанова), в которых главный герой Аскар встречается с Алдар Косе, Золотой рыбкой, Стойким оловянным солдатиком и его подругой, гусыней Акка, Машей и Медведем, бароном Мюнхгаузеном. В итоге, получилась этакая «интернациональная» и очень увлекательная сказка, которая, без сомнения, понравится юных читателей.
Им же (а также их родителям) посвящены четыре вполне жизненные истории, в которых дедушка Баян и его внуки переживают различные приключения. Истории эти наполнены моралью и очень ненавязчиво предостерегают детей от необдуманных поступков, способных привести к печальным последствиям.
Кстати, все произведения, из которых состоит «Сказ столетнего степняка», написаны очень простым языком, читаются очень легко, что называется, на едином духу, что, несомненно, всегда нравится читателями самых разных возрастов.
Два часа обсуждения пролетели незаметно, а в самом конце студенты обратились к модераторам мероприятия – Галине Савенковой и Назире Рамазановой с тем, чтобы они постараться устроить им творческую встречу с Баянгали Алимжановым.