Предыдущая страница http://www.proza.ru/2019/01/30/1659
Ситуация же в германской авиации была совершенно иной. Люфтваффе располагали мощными современными самолетами, опытным лётным персоналом и могли выполнять любую боевую задачу. Именно поэтому, немецкой авиации отводилась главная роль в боях за Одессу. Именно ей поручались самые важные и стратегические задания: бомбардировки города и порта, железнодорожных станций и промышленных объектов, аэродромов и кораблей в море. Изредка такие же задачи пыталась выполнять и румынская авиация, но эффективность её действий была гораздо ниже, чем действия германской авиации. В целом, рассматривая боевые действия вражеской авиации, следует подчеркнуть, что подавляющее количество налетов на наш город в 1941 году совершила именно немецкая авиация. Поэтому, не лишним будет перечислить авиационные части Люфтваффе, принимавших участие в боях за Одессу, и охарактеризовать их лётный состав. Тем более, что подобная тема ещё не освещалась в литературе, посвященной обороне Одессы.
Итак, к началу операции «Барбаросса», то есть к 22 июня 1941 года, 4-й авиакорпус (IV. Fliegerkorps) Люфтваффе насчитывал около 330 самолетов. Все авиационные части корпуса участвовали в боях в небе Польши, Франции, Англии, Югославии, Греции и других стран. Экипажи самолетов состояли из хорошо обученных лётчиков, имевших большой опыт полетов не только днем, но и ночью. Большинство членов экипажей имели на своем счету десятки боевых вылетов, за которые они были награждены бронзовыми, серебряными и золотыми значками, а также Железными крестами. Во главе частей стояли опытнейшие командиры, многие из которых были известными асами. Командовал корпусом с сентября 1940 года старый вояка, участник первой мировой войны, 51-летний генерал-лейтенант авиации Курт Пфлюгбайль. За успешное руководство корпусом и за воздушные операции в небе Одессы он в дальнейшем заслужит высшую награду третьего рейха - Рыцарский крест, которым его наградят 5 октября 1941 года.
Основной ударный костяк корпуса составляла 27-я бомбардировочная эскадра «Бельке» (KG.27 «Boelke»), укомплектованная хорошо подготовленными летчиками, некоторые из которых начали свою боевую карьеру ещё в Испании. Командиром эскадры был 40-летний майор Герхард Ульбрихт, принявший командование эскадрой в сентябре 1940 года, в самый разгар «Битвы за Англию». Эскадра состояла из трех групп:
Первой группой (I./KG.27) командовал 37-летний майор Хубертус Лессманн.
Командиром второй (II./KG.27) был 34-летний капитан Райнгард Гюнцель, который бомбил Испанию и позже, 17 сентября 1941 года, за бои под Одессой будет награжден Рыцарским крестом (в дальнейшем он получит и Дубовые листья). В группе Гюнцеля служил штурманом 27-летний обер-лейтенант Роберт Калишевский, который за 125 боевых вылетов в Испании, получил от Гитлера «Золотой крест за Испанию».
В состав третьей группы (III//KG.27) входили самые опытные летчики. Командовал группой 28-летний капитан барон Ганс-Хеннинг фон Бойст, совершивший 100 боевых вылетов в небе Пиренеев и награжденный «Золотым крестом за Испанию». Ещё более 100 вылетов он сделал в боях за Польшу, Францию, Англию и в дальнейшем, за бомбардировки Одессы барон получит 7 сентября 1941 года Рыцарский крест, а затем и Дубовые листья к нему. В группе были ещё два бывших «испанца». Одним из них был командир 7-го отряда 29-летний обер-лейтенант Эрих Тиль, который первый среди летчиков эскадры будет награжден 23 июля 1941 года Рыцарским крестом. Другим был кавалер «Золотого креста за Испанию» командир 9-го отряда 29-летний обер-лейтенант Карл-Август Петерсен, на счету которого было 130 боевых вылетов в небе Испании и, который также позже, 8 марта 1942 года, будет награжден Рыцарским крестом.
Эскадра «Бельке» насчитывала 87 современных бомбардировщиков Heinkel He 111 Н, способных нести на себе до двух тонн бомб каждый. Базировалась эскадра на румынских аэродромах Фокшани (Focsani) и Цилиштеа (Zilistea).
В состав корпуса входила также 2-я группа 4-й бомбардировочной эскадры «Генерал Вефер» (II./KG.4 «General Wever»), которой, с июля 1940 года, командовал опытный лётчик 44-летний подполковник Готтлиб Вольф. Этой группе была поставлена особая задача: минными постановками с воздуха заблокировать судоходство в некоторых важнейших морских пунктах, в частности, в Севастопольской бухте. Базировалась группа на румынском аэродроме Цилиштеа (Zilistea) и имела в своем составе 24 бомбардировщика Heinkel He 111 Н.
Прикрытие сухопутных войск и борьба с советской авиацией было возложено на две группы 77-й истребительной эскадры «Червонный туз» (JG.77 «Herzas») и одну истребительную группу 2-й учебной эскадры (LG.2).
Эскадра «Червонный туз» имела на вооружении 76 истребителей Messerschmitt Bf 109 и располагалась на румынских аэродромах Бакау (Bacau) и Роман (Roman). Сюда она перелетела сразу после окончания балканского похода и боев за остров Крит, во время которых летчики эскадры сбили в воздушных боях 45 самолетов и ещё 114 уничтожили на аэродромах. Интересно отметить, что в этих боях эскадра первой среди остальных истребительных эскадр применила бомбовые удары против морских целей. Бомбами летчики потопили и повредили несколько боевых и транспортных кораблей общим тоннажем более 80 тысяч тонн. Командиром «Червонных тузов» был 40-летний майор Бернхард Вольденга, участник многих штурмовых налетов на британские войска и корабли во время Балканского похода и боев за Крит.
2-й группой эскадры (II./JG.77) командовал 28-летний капитан Антон Мадер, ставший в скором времени известным асом и кавалером Рыцарского креста. Командирами 4-го, 5-го и 6-го отрядов, входившими в состав группы, были капитан Вальтер Йениш, обер-лейтенанты Георг Ширмбёкк и Вальтер Гёкнер.
А командиром 3-й группы (III./JG.77) был один из старейших летчиков Германии 43-летний майор Александр фон Винтерфельд. Участвуя в первой мировой войне, он сбил 4 самолета союзников. В составе истребительной эскадры знаменитого «Красного барона» Манфреда фон Рихтгофена он служил вместе с Германом Герингом и был его личным другом. В сражениях второй мировой войны бравый майор одержал ещё 6 воздушных побед и 15 самолетов расстрелял на аэродромах, за что, вскоре, 5 июля 1941 года, был награжден Рыцарским крестом.
7-м отрядом командовал лучший летчик группы 24-летний обер-лейтенант Вольф-Дитрих Гуи, который бомбами повредил английский линкор «Вэлиент», три крейсера («Аякс», «Дидо» и «Фиджи»), а также четыре крупных транспорта тоннажем 34 тысячи тонн. Будущие знаменитые асы обер-лейтенанты 30-летний Курт Уббен и 23-летний Курт Лассе командовали 8-м и 9-м отрядами.
Лучшими летчиками-асами эскадры были 25-летний обер-фельдфебель Герберт Кайзер, 23-летний унтер-офицер Рудольф Шмидт, а также кавалер «Золотого креста за Испанию» 26-летний обер-фельдфебель Эрвин Заваллиш и другие. Каждый из них имел на своем счету более пяти воздушных побед. В дальнейшем, сбив много советских самолетов, Шмидт и Кайзер заслужили Рыцарские кресты, а Гуи даже Рыцарский крест с Дубовыми листьями.
В оперативном подчинении 77-й эскадры находилась также 1-я истребительная группа 2-й учебной эскадры (I.(J)/LG.2). Она вместе с «червонными тузами» участвовала во всех боях, в которых сбила 110 самолетов и, среди прочего потопила английский крейсер «Фиджи». Командир группы - кавалер Рыцарского креста и «Золотого креста за Испанию» 27-летний капитан Герберт Илефельд имел на своем счету 9 самолетов сбитых в Испании и 36 самолетов сбитых в небе Франции, Англии и Крита. Адъютант группы 22-летний лейтенант Фридрих Гайссхард имел 18 побед и позже также получил Рыцарский крест. Командир 3-го отряда 24-летний обер-лейтенант Вернер Тисмар успел сбить 7 английских самолетов. Группа базировалась на аэродроме Янка (Janca) и имела в своем распоряжении почти 40 истребителей Messerschmitt Bf 109.
Кроме бомбардировщиков и истребителей, в распоряжении корпуса находился и 3-й отряд 121-й разведывательной группы (3.(F)/Aufkl.Gr.121). Командиром отряда был обер-лейтенант Ганс-Эдуард Мюллер. Располагался отряд на аэродроме Рамникул-Сарат (Ramniul-Sarat) и имел на вооружении 10 самолетов Junkers Ju 88 и 3 самолета Messerschmitt 110.
При штабе корпуса находилась также эскадрилья связи (Verbindungsstaffel), в основном использовавшая легкие самолеты типа Fieseler Fi 156 «Storch».
Следует упомянуть и силы, так называемой «Миссии германских Люфтваффе в Румынии» (Deutsche Luftwaffen-Mission Rumanien), которым была поставлена задача по усилению противовоздушной обороны территории Румынии, в основном района нефтепромыслов, а также Бухареста и Констанцы. С этой целью, на аэродромах Бухарест (Bukarest), Мизил (Mizil) и Пипера (Pipera) базировались 4 самолета Bf 109F штаба 52-й истребительной эскадры (Stab/JG.52), а также 43 самолета Bf 109F 3-й группы 52-й истребительной эскадры (III./JG.52).
Командиром 52-й эскадры был 35-летний майор Ганс Трюбенбах. А 3-й группой командовал известный спортсмен, чемпион Олимпийских игр 1936 года по пятиборью, 34-летний майор Готхард Хандрик. Этот летчик-спортсмен успел отличиться и в Испании, где сбил 5 республиканских самолетов и получил «Золотой крест за Испанию». Командиром 7-го отряда был опытнейший лётчик 31-летний Эрвин Баксила, 8-го отряда - 23-летний обер-лейтенант Гюнтер Ралль (в будущем третий по результативности ас Люфтваффе), 9-го отряда - 27-летний обер-лейтенант Франц Хёрниг.
Для обеспечения спасательных операции Люфтваффе на море был предназначен 8-й морской спасательный отряд (Seenotstaffel 8) под командованием 28-летнего обер-лейтенанта барона Фрица фон Бухгольца. 6 гидросамолетов Heinkel He 59 отряда базировались на озере возле румынской авиабазы Мамая (Mamaia).
Вот, собственно, все немецко-румынские авиационные соединения, части и подразделения, которые часто будут упоминаться в ежедневных боевых сводках 1941 года. Читая эти сводки, не следует забывать, что они составлялись для вражеского командования. Поэтому смысл и выводы этих сводок не должны нас удивлять и вводить в заблуждение.
Продолжение следует…