101. Давненько мы не катались на автобусе

Наталья Гончарова 5
  СЛОВАРЬ
Некоторых жаргонизмов  водителей, кондукторов и пассажиров, встречающихся в "Записках".



            Жаргоны - (по сл. Ожегова) - речь или устойчивые выражения в речи какой-либо социальной или объединенной интересами группы, содержащая отличия от общего языка.Синонимы - арго, сленг.
            Например - жаргон молодежный, интернетских блогеров, музыкантов и фанатов их, спортивных групп,  рыбаков - профессиональный, воровской и так далее и тому подобное...


           В словарике   размещены   жаргоны из речи работников общественного, автобусного, транспорта в 90-е годы и которые встречаются  в рассказах.
          
           Характерно, однако, то, что некоторые слова и сочетания уже не употребляются. Изменения в обществе и экономике отражаются в языке.

           Как давно появился  жаргон  водителей  и пассажиров?
           А вероятно, вместе с развитием общественного  транспорта - с 50-х годов ХХ столетия.Рос и развивался город и перевозки  людей "безлошадных", то есть без личного авто, были серьезной проблемой.


             - ВЫЙТИ НА ЛИНИЮ, СОЙТИ С ЛИНИИ – работать по своему графику и маршруту или не работать. Производственный термин.
             - НИТКА, СТОЯТЬ НА НИТКЕ -  место на территории автопарка, где в строгом порядке и правильно ставили водители машины после смены,  что позволяло  выехать  с нитки или въехать и стать на свое место без проблем. Механики отвечали  за порядок на нитке.

          

          - САРАЙ  - автобус  еще советских времен, который благополучно перешел  в новую жизнь.  СКОТОВОЗ – см. сарай. ТРАХОМА – старый, часто ломающийся автобус, машина.  КИШКА – автобус марки «Икарус», то же «ГАРМОШКА».  – сегодня эти слова можно считать устаревшими


- ВОДИЛА – водитель
- КОНДЮХА, КОНДЮШКА – кондуктор
- "БЕЗЛОШАДНЫЕ" - ЛЮДИ ИЛИ ПАСССАЖИРЫ  без личного  автомобиля

        - ПАХАТЬ, ПРИПАХАТЬ,РУЛИТЬ, БАРАНКУ КРУТИТЬ, МОТАТЬ(СЯ),ГОНЯТЬ – работать на автобусе. "Меня на завтра припахали"," Мотали круги по "колу"."Гонял пустыря".

         - РЕЗИНИТЬ - ездить по графику с умышленным отставанием на  несколько минут, для сбора пассажиров и выполнения плана. Резинить надо уметь и, главное, хотеть. Достаться может не только от водителя следом идущей машины, но и от диспетчера  Резинить могут не все.
- РЕЗИНЩИК(И)– водитель, который резинит. Резинщики – водитель и кондуктор, которые резинят.

         - ОТТЯГИВАТЬСЯ – водитель, который  умело  увеличивает время своего графика. Оттягиваться – не значит резинить. Оттягиваться можно и по просьбе диспетчера, если сломался  следом идущий автобус или  впереди.

         - ЗАБИТЬ, ЗАБИТЬ ПОД ЖВАК, ЖВАХ, ДО УПОРА, ПОД ЗАВЯЗКУ – набрать слишком много пассажиров.

- СХОД, сход  с линии–  то есть " автобус не работает,  не ходит по какой-либо причине: по человеческой  или технической. Редко, но бывают сходы по погодным обстоятельствам - заносы, гололед, размытые дороги.

            - ЗАСАДА – быть поставленным в  рабочий график в резерв, на случай поломки автобусов или  другого  происшествия
- СИДЕТЬ В ЗАСАДЕ – см. засада. Сидеть в засаде, резерве – никого не вдохновляет. Деньги платят  только за привезенную выручку. За резерв не платят.

              - СТАТЬ НА ПРИКОЛ, СТАТЬ ПОД ЗАБОР  - ПОЛОМКА И  простаивание автобуса в ожидании ремонта, как правило, серьезного и долгого

            - КОРЕЕЦ – южнокорейский пассажирский автобус, появившийся в городе в конце 90-годов.

            - ЛИАЗ –  марка  еще Советского автобуса  (Многострадалец, которому стоит поставить памятник . Ему и еще венгерскому  Икарусу). Лиазы известны с незапамятных времен, кажется…  С двумя дверями,  удобные, но устаревшие по своим параметрам технически и морально.

          - ПУСТЫРЬ, ГОНЯТЬ ПУСТЫРЯ -  впустую отработанный рейс или даже день ( по выходным или праздникам или в непогоду) – всю смену пустыря гоняли, людей не было, денег не привезли.

            - КОСИТЬ, ЗАКОСИТЬ -  НЕ РАБОТАТЬ. И термин сугубо автобусников. (На трамвае или троллейбусе не закосишь)-  нежелание водителя или кондуктора, ладившего с водителем, работать.  Тогда автобус ломался и шел в ремонт. Так как автобусный парк очень старый, то сломаться что-либо могло запросто. Обычно косят по закрывашкам, в праздничные дни, под праздники, косить можно и по другим причинам.   Нехорошо, конечно. Косят не все, а очень опытные, смелые водители, уверенные, что смогут доказать поломку или смогут отмазаться. Не дожидайтесь последних рейсов- водитель может закосить.

           - ЗАТАРИТЬСЯ  – набрать  пассажиров

         - ДУХОВКА – автобусный салон  летом.( Говорят, в  Японии в автобусах есть кондиционеры.) ПАРИЛКА – то же самое, что и духовка. Что значит устаревшее – сегодня и у нас есть автобусы с кондиционером и,  может, с вай-фаем. А прошло всего 20 лет
- ВЫТРЕЗВИЛОВКА- автобус зимой,  неотапливаемый автобус

        - ОТКРЫВАШКА – самый первый рейс (график) по любому маршруту
- ЗАКРЫВАШКА – последний рейс (график)
-  ПОДЗАКРЫВАШКА  – предпоследний рейс

        - ПРОЙТИ СТАКАН, ДОХНУТЬ В СТАКАН -  медосмотр, обязательный для водителей два раза в день – до смены и после смены  на проверку трезвости водителя. В 1994-96 годах стакан проходили кондуктора – время массового набора кондукторов в парки. Стакан проходили и не два раза,  а более, если вдруг контролеру, диспетчеру не нравилось лицо водителя, если поступила жалоба от пассажиров. В стакан дышали и по запаху определяли трезвость.

        - НА ПРИКОЛЕ - стоять на приколе – стоять  на ремонте

          - РВАНЫЙ, РАБОТАТЬ ПО РВАНОМУ  -  работа  по разрывному графику по какому-либо маршруту, бессменно  машина с одним водителем и кондуктором работала  весь день, с перерывом.  График  для работы в часы пик. Тяжелый, но выгодный, работа начинается  в 6-7-8 часов утра  и до 7-8-9 часов  вечера. «Я завтра по рваному – денег кучу привезем». Не путать с частным извозом. Рваный, то есть разрывной, имел часа 1,5-2 обеда и оплачивался за разрыв и длинную смену дополнительно.

         - ПЕНС – пенсионер
- СЕЛЕДКИ  - ( да простят   работники МВД и УВД и Армии )-  работники этих органов, которые не платили и предъявляли удостоверение. Словцо,  пришедшее с более отдаленных времен. Малоупотребительное, но старые водители  иногда говорили его.
- КАТАТЬ УДОСТОВЕРЕНИЯ – возить людей по удостоверениям НА ЛЬГОТНЫЙ и бесплатный проезд, которые в 90-е годы выдали многим. Иногда целый день так и получалось, ни о какой выручке и речи не могло идти.

         - СИНГАПУР  – так назывался в 90-е годы  один из первых больших торговых центров города,с КИТАЙСКОЙ ПРОДУКЦИЕЙ, разместившийся в здании Швейной фабрики.

             - ВОЗИТЬ ПО МОРДЕ  – пассажирский термин – т.е. возить бесплатно, исходя из того, что   человек на лицо  выглядит старо,  и чего там взад-вперед доставать эти удостоверения, их можно вообще   не возить с собою. Кондуктор должна была догадаться по морде, что едет пенсионер и не требовать документа.. Мошенники, ЛЮДИ   без льгот  частенько использовали это выражение – по морде не видно?   Нас можно возить по одним  мордам.

-ТАК, ПРОЕХАТЬ ТАК  – проехать бесплатно

          -ТОРМОЗНИ ГДЕ-НИБУДЬ ТАМ (ЗДЕСЬ, ТУТ...) - некоторые считали, что водителю  автобуса ничего не стоит высадить пассажира по его желанию, где он захочет. В автобусах можно было увидеть объявления "Остановок здеся, там и тута нет!"
-ДВАДЦАТЬ ПРОКЛЯТЫЙ – пассажирский термин, обозначающий  маршрут № 29
- КОЛ, КОЛЯШКА, ЕДИНИЦА  – маршрут № 1. « Работаю я как-то по колу…»
       
        - СНЯТЬ СУМКУ - ПРОВЕРКА  конролерами   работы кондуктора путем опечатывания сумки кондуктора и подсчета налички.



Автор не претендует на то, что данный словарь (глоссарий) по "Запискам..." отразил все многообразие речи водителей, кондукторов и пассажиров.
1995-1999