Из переписки

Роза Левит
 

Делал уборку рабочего стола.

 Безжалостно сгребая в мусорку, накопившиеся бумажки, задумался об артефактах...

Есть нематериальные ценности и смыслы,

 а есть материальные носители этих ценностей и смыслов.

Вот, я когда общаюсь с умным собеседником, непроизвольно чирикаю на клочке бумаги каких-то "чёртиков".

Можно ли по этим "руинам" прошедшего разговора восстановить смыслы, которые мы породили?

Вопрос риторический -- реконструкция прошлого, как впрочем и деконструкция настоящего и конструирование будущего, всё это инструменты осмысления.
И сама постановка вопроса: "Чья авторская реконструкция (деконструкция, конструкция) лучше/хуже?", не имеет смысла.

Самый лучший автомобиль тот, на котором ты ездишь..

Самый лучший инструмент тот, которым ты владеешь!


***
 
Я то же  чирикаю на клочке бумаги каких-то "чёртиков".
Но не всегда чёртиков.   
Часто ,когда я на лекции, вечерах бардов, мне необходим хорошо заточенный карандаш, листок  белой бумаги.
Мне кажется что моё восприятие  слышимого воспринимается через мою призму ощущений,  смыслов и т д, через  эти штрихи .
Если потом при наличии времени  заполнить  поля между  штрихами , то   казалось хаотически,непроизвольные движение руки начинают приобретать  какой то смысл…
 Но это уже из области психологии и философии, которая может привести тебя и  k квадрату Малевича и умчать в космические пространства Кандинского.

Кстати, что нового слышно  с проектом нашей Ошмянской синагоги?
 ***
Ничего не слышно... Министерство культуры не согласовало наше предложение. Проект заморожен...



***

Мы тогда пойдём другим путём...
У моего внука номер пять в июне этого года будет Бар Митцва.
Уже давно я бы хотела привести детей к моим истокам.
Сейчас, когда они подрасли, многое знают из моих рассказов,,наступило время для этого.
На днях на Facebook крутилась статья с фотографиями сделанными немецким фотографом.
Он выхватывал из толпы ведущих на расстрел людей и фотографировал их.
На одной из фотографий молодая красивая девушка с улыбкой Джоконды.

Я написала стихи посвященные не только ей.
Она стала образом собирательным.
В ней я вижу и расстрелянных маминых братьев, братьев отца.

Мне кажется все ещё живы,
Народ мой закопанный в рвы.
Мне кажется, что в поднебесье
Построен Вам дом.

Я знаю ,что есть продолжение,
У жизни ведь нету конца.
Я верю ,что души погибших
Живут сейчас в каждом из нас.

Мы вместе, народ мы один 
В каждом рождённом ребёнке
Есть свет от ваших очей.
И в наших сердцах
Всё стучат, убитые ваши сердца

И просятся песни на волю,
Как птицы летят их слова,
Туда к голубым поднебесьям.
Где дом свой нашли навсегда.

Вы знайте, живёт на земле,
Наша память о Вас. 

 ***
Улыбку неизвестной еврейской девушки из польского городка Кутно до нас донесла фотография, сделанная Хуго Йегером (Hugo Jaeger).

Остается загадкой, что заставило ее рассмеяться перед фотокамерой на краю жизни.

Сотни качественных работ Йегера, одного из самых приближенных личных фотографов Гитлера, стали свидетельствами периода третьего рейха. Он сопровождал фюрера во всех его поездках и запечетлевал триумфальные гитлеровские массовки. Очень много и с удовольствием фотографировал в еврейских гетто в Польше.

В июне 1940 все евреи городка Кутно, числом около 8000, были согнаны в гетто на территории бывшего сахарозавода. Несколько сотен из них умерли от голода и тифа. В 1942-м гетто было ликвидировано, а его узников – мужчин, женщин, детей и стариков – перевели в лагерь Хелмно и там уничтожили в газовых камерах.

Это было одно из первых массовых убийств евреев в Холокосте.
На отвороте пальто девушки лоскуток в виде звезды Давида, а фотография с загадочной улыбкой, видимо, последняя в ее жизни.