Философский подход

Александр Квиток





Василий Розанов в юности очень переживал из-за своей внешности и считал, что такого бедного и неказистого («мизерабельного», как он себя называл) вряд ли полюбит женщина. Не какая-то конкретная и симпатичная девушка из купеческого дома напротив, а любая женщина. И всё-таки в молодости он нашёл способ преодолеть комплекс неполноценности, мешающий ему жить.

Философский подход – вот интеллектуальное оружие, которым воспользовался незаурядный ум студента Московского университета, вдруг обнаружившего, что есть женщины, которые его любят.

Василий Розанов имел такую привычку – записывать ход своих мыслей в любой обстановке, в любом доме, сидя или стоя, в тетради или на клочках бумаги. Сейчас мы проследим, в чём заключался философский подход молодого Ро;занова к своей «мизерабельной» внешности.

Берём книгу Розанова «Уединённое» и книгу З. Гиппиус «Задумчивый странник». Сначала процитируем из книги Гиппиус:

«Давно присмотрелись мы к его лицу и ничего уже в нём «мизерабельного» не находим. Кустиками рыжевато-белокурая бородка, лицо ровно-красноватое…А глаза вдруг такие живые и плутовские – и задумчивые, что становится весело.

Но Розанов всё не может успокоиться и часто повторяет:
    – Ведь мог бы я быть красив! Так вот нет: учителишка и учителишка».

Розанов уже преподаёт географию в Елецкой гимназии и частенько заходит в «Религиозно-философское собрание», когда бывает в Петербурге. Синдром «мизерабельности» он, похоже, уже преодолел. Скорее всего, он здесь работает на публику.

О своей внешности юных лет и фамилии Розанов пишет:

«…Неестественно отвратительная фамилия дана мне в дополнение к мизерабельному виду.

…Сколько я гимназистом простаивал перед зеркалом…

…Сколько тайных слёз украдкой пролил. Лицо красное. Волоса…торчат кверху…какой-то поднимающейся волной, совсем нелепо, как я не видал ни у кого. Помадил я их, и всё – не лежат…

…Потом домой приду и опять зеркало: «Ну, кто такого противного полюбит? Просто ужас брал…

…В душе думал: женщина меня никогда не полюбит, никакая…».

Мысль работает, и когда Розанов ставит вопрос: «Что же остаётся?», он уже принимает решение, что ему делать:

«…Уходить в себя, жить с собою, для себя (не эгоистически, а духовно), для будущего…».

Он добавляет, что «теперь это всё ему даже нравится»…что он «всегда любил худую заношенную одежду».

Относительно самого себя он понял, что «я весь дух…субъективное развито во мне бесконечно, как я не знаю ни у кого».

«…я как бы «ещё лежу комком (плоти – А.К.) в утробе матери» и «слушаю райские напевы…вечно как бы слышу музыку, моя особенность…».

А вот и главный вывод:

«…И отлично! Совсем отлично!...На кой чёрт мне «интересная физиономия» или ещё новое платье, когда я сам (в себе, в комке плоти) бесконечно интересен, а по душе бесконечно стар, опытен и вместе юн, как совершенный ребёнок…Хорошо! Совсем хорошо!...».

Мне кажется, я понял главную мысль Василия Розанова: пишущий человек интересен, прежде всего, сам себе, и пишет для себя. В этом свобода творческой личности, и никто ему не указ как писать и о чём. Угождать читателю, критику, редактору, недовольному коллеге – последнее дело. Перетопчутся.

А как воспримут «философский подход» юноши и девушки, недовольные своим внешним обликом? Поверьте философу, юноши и девушки, и настройте своё мышление на свой интерес, к своей персоне. Когда вы мыслите, у вас меняется выражение лица – мысль обязательно отразится на вашем лице и сделает его интересным. Не говорю «красивым», это вам и не надо, но ваше интересное лицо заметят и будут искать способы пообщаться. Не думайте, что к вам сразу выстроится очередь – мыслящих людей всё-таки маловато на планете Земля.

Кому не хватает цитат великих писателей и учёных, то приведу слова Блеза Паскаля, французского математика: «Наше достоинство заключается в нашей мысли…».

Какие глаза нашла З. Гиппиус у В. Розанова? Читаем: «живые…плутовские…задумчивые…». И вид у него далеко не «мизерабельный».

Он уже усвоил «философский подход» и практически отработал его на себе.

Человек, который сделал себя.

                16.02.2019