Первый трижды Герой Союза ч. 10

Николай Мринский
«Ищи противника, - учил Покрышкин. - Не он тебя, а ты его должен найти. Внезапность и инициатива - это победа. Атакуй смело, решительно. Маневрируй так, чтобы обмануть, перехитрить врага. Если не сбил - сорви его замысел. Этим ты уже достигнешь многого».

Стало понятно, что тяжело раненный Карпович довёл самолет и посадил его – одной рукой, из левой сочилась кровь. Следующим в этот район, напичканный зенитками, ушёл Покрышкин. Впереди и ниже себя заметил «хейнкеля», видимо идущего от линии фронта. Зашёл в хвост и пустил реактивный снаряд – мимо, пустил ещё один и снова неудача. Открыл стрельбу по кабине в упор. Немецкий разведчик стал падать крутой спиралью и носом вонзился в землю. Хорошо бы поджечь его, но зенитчики открыли такой ураганный огонь, что пришлось Покрышкину прижать самолёт к земле и уходить на бреющем. Уже на аэродроме техник самолёта Чувашкин пояснил, что неудивительно, когда «эрэсы» уходят в сторону от линии прицеливания. Их привозят со склада и бросают на землю, как дрова. У многих снарядов из-за этого погнуты стабилизаторы. После высказанных претензий руководству подразделений, оружейники и работники бао стали относится бережно и реактивные снаряды применялись с большим эффектом. Однажды на задание ушли смешанной группой – шестёрка И-16 соседнего полка и тройка «мигов» Покрышкина. Предстояла штурмовка скопления войск противника в районе Чистякова. При подлёте к цели девятку истребителей пытались атаковать 12 итальянских «макки». Они шли сомкнутым фронтальным строем. Первыми на них развернулись И-16 и пустили им в лоб около десятка «эрэсов» с дистанционным взрывателем. Реактивные снаряды взорвались в строю противника и сразу вспыхнули пять «макки», факелами ушедшие к земле. Остальные, развернувшись на пикировании рванули в сторону и скрылись. После этого случая «макаронники» обходили стороной наши самолёты.

И лишь однажды, когда истребители сопровождали Су-2, наносившие удар по аэродрому в районе Макеевки, один итальянский истребитель попытался атаковать истребитель Козлова, но получив от «Яка» Покрышкина пулемётно-пушечную очередь, переворотом ушёл к земле. Весной 1942 г. на смену выбитым «хейнкелям» появились новые двух фюзеляжные ближние разведчики и корректировщики «Фокке-Вульф Fw 189 Уху». Пехотинцы метко окрестили эту машину врага «рамой». Самолёт ФВ-189 был не скоростной, но очень маневренный и сбить его было порой не просто. Кроме того, над линией фронта этот немецкий разведчик прикрывали всегда от двух до четырёх «мессеров». Поэтому, чтобы сбить «раму» требовалась внезапность (соколиный удар) и сковывание вражеских истребителей прикрытия. Встречи лётчиков полка с ФВ-189 были в основном случайными при выполнении полётов на разведку. Так произошло с напарником Покрышкина по одному самолёту – Даниилом Никитиным. Пересекая линию фронта, он увидел, кружащую над нашим передним краем «раму» и решил с ходу атаковать. Но немецкий экипаж заметил наш истребитель и резким маневром ушёл из прицела. Пулемётная очередь Никитина прошла мимо. При развороте для повторного удара Никитин был атакован парой Ме-109 и скован боем. Но «мессеры», убедившись в безопасности ФВ-189, вышли из боя и направились в западном направлении. На следующий день с боевого задания Даниил Никитин не вернулся. Только поздним вечером от наземных войск поступило сообщение, что самолёт Никитина упал на переднем крае обороны, на Миусе. На место гибели была выслана аварийная команда. Но солдаты не смогли докопаться до останков лётчика. Самолёт глубоко вошёл в заболоченный луг. Работать приходилось ночью, строго соблюдая светомаскировку, под огнём противника.

Весенний разлив поднял уровень реки, и вода заполняла яму, не давала углубляться в грунт. Откачивать воду имеющимися средствами было невозможно. Воронка от упавшего «мига» стала могилой Даниила Никитина. Старший аварийной команды инженер эскадрильи пересказал однополчанам услышанное от пехотинцев стрелкового батальона, в расположение которого упал Никитин, о ходе воздушного боя. На «раму», которая кружилась над передним краем обороны, внезапно спикировал Никитин и первой же длинной очередью зажёг её. Тут же со стороны солнца на него напала четвёрка «мессершмиттов». Наш лётчик отважно и умело вёл бой, несмотря на численное превосходство врага. Он сбил Ме-109, а потом на встречно-пересекающемся курсе, врезался во второй. «Мессер» развалился на куски, но и «МиГ» с отбитой половиной крыла вертикально пошёл к земле. Видимо, Никитин потерял сознание при столкновении с Ме-109 и не смог выброситься с парашютом. Вскоре после Никитина, трагически погиб по вине авиаремонтников Николай Лукашевич. Слесарь-ремонтник забыл молоток в фюзеляже самолёта. Во время облёта машины молоток попал под тягу рулей глубины и заклинил управление. Выброситься из падающего «мига» Лукашевич не смог - фонарь кабины на большой скорости не открывался. Ещё с начала войны лётчики поснимали с самолётов сдвижную часть фонаря. Но авиаремонтный завод продолжал их ставить, не считаясь с опытом лётного состава. Слесарь-ремонтник, оставивший молоток, что повлекло гибель опытного истребителя, пошёл под трибунал. 7 марта 1942 г. в боевой летописи 55-го иап произошло значимое событие.

В этот день в соответствии с постановлением ПВС Союза ССР и СВГ за проявленную отвагу в боях за Отечество с немецкими захватчиками, за стойкость и мужество, дисциплину и организованность, за героизм личного состава полка – 55-й ИАП приказом НКО СССР № 70 был преобразован в 16-й ГИАП с вручением Гвардейского знамени. Его в торжественной обстановке вручил 5 июля 1942 г. на аэродроме Смелый командующий 4-й ВА генерал-майор авиации К.А. Вершинин. В марте 1942 г. авиаполк был придан ВВС 18-й армии, с 22 мая входил в состав 216-й иад (позже она стала 9-й гв. истребительной Мариупольско-Берлинской ордена Ленина Краснознамённой ордена Б. Хмельницкого авиадивизией) 4-й ВА 1-го Украинского фронта. Как известно, к началу марта 1942 г. на официальном счету Покрышкина числилось 4 личных и 3 групповых воздушных победы. Эти сведения содержатся в наградном листе на присвоение ему звания Героя Советского Союза, подписанном командиром 16 ГИАП п/п-ком В. Ивановым и военкомом полка, батальонным комиссаром М. Погребным 14 марта 1942 г. Есть они и в других документах штаба 16-го ГИАП. Например, в «Характеристиках лётного состава, участвующего в боях в период с 1.1. по 1.5.42 года», которые штаб авиаполка направил в штаб ВВС 18 армии. Сделано это было во исполнение приказания начштаба ВВС 18 армии п/п-ка Шевченко, обязавшего начальников штабов 16 гиап, 88 и 131 иап представить сведения о воздушных боях (с анализом тактики, своей и противника) и их участниках – с характеристиками и личной статистикой. В соответствующем документе, подписанном начштаба 16-го ГИАП п/п-ком А. Матвеевым 30 апреля, А.И. Покрышкин характеризовался как «лучший лётчик, отличный воздушный боец», в воздушных боях являющийся «примерным, напористым, инициативным бойцом».

К тому времени он произвёл 300 боевых вылетов (с боевым налётом 315 часов) и участвовал «в 30 воздушных боях, лично сбил 4 самолёта противника и в составе звена 3 самолёта» (3). К середине марта, по данным представления к званию Героя Советского Союза, подписанным командиром 16-го ГИАП В.П. Ивановым, гв. капитан А. Покрышкин произвел 288 боевых вылетов. Из них: на штурмовку вражеских войск – 63, на разведку – 133, на сопровождение бомбардировщиков – 19, на прикрытие войск – 29, на перехват самолётов противника – 36, на разведку со штурмовкой – 8 боевых вылетов. Также отмечалось, что Покрышкин участвовал в 26 воздушных боях, лично сбил 4 и 3 самолёта в составе звена, уничтожил и вывел из строя 45 автомашин противника. С апреля на вооружении эскадрильи, в которой воевал Покрышкин, были уже новые истребители Як-1, в остальных эскадрильях полка продолжали оставаться истребители И-16 и МиГ-3. Вначале апреля 16-й ГИАП перелетел на полевой аэродром на окраине Краснодона. Там, у самолёта на партсобрании Александр Иванович Покрышкин стал коммунистом, членом воюющей партии. Авиаполк основные усилия сосредоточил на разведке противника в районах Горловки и Макеевки. Лётчики обнаружили там скопление войск противника. 26 апреля полк сменил место базирования и, покинув аэродром «Шахта № 6», продолжил боевую работу с аэродрома «Совхоз Дарьевка», 18 мая передислоцировался на аэродром «Варваровка» вблизи г. Рубежный в Донбассе. Между тем, примерно с середины до конца мая 1942 г., Покрышкин находился в составе спецгруппы зам. командующего ВВС СКФ ген. Н.Ф. Науменко в Новочеркасске и осваивал полёты на трофейных истребителях Bf 109 Е "Эмиль" из состава 15. (Kroat.) /JG.52.

Предстояло глубоко изучить этот основной истребитель начала Второй мировой войны (Ме-109), его сильные и слабые стороны и, начать на нём летать на разведку. Буквально «прилипла» к гв. капитану Покрышкину эта разведка. У ангара стояли два Ме-109 с накрашенными звёздами на бортах и киле. Как выяснилось, на этих самолётах перелетели два словацких лётчика, которые решили не воевать за немцев. Техники ознакомили лётчиков группы с конструктивными особенностями «мессеров». Изучив в кабине приборы и назначение тумблеров, уяснив порядок управления мотором, Покрышкин был готов к полёту. Сам генерал Науменко дал добро на взлёт. Сделав пару посадок, Покрышкин попросил разрешение слетать в зону и изучить пилотажные особенности самолёта. Через несколько дней лётчик уже уверенно управлял «трофейной» машиной, которая – надо признать, была хороша. Первые полёты на «мессершмитте» доставили и неприятности. Однажды, при заходе из зоны на посадку, на кругу Покрышкин встретил советский бомбардировщик. Лётчик СБ, увидев рядом до боли знакомый силуэт «мессера», не обращая внимания на звёзды на бортах и покачивание самолётом, в панике рванул в сторону и сел без горючего в донские плавни. В этой связи пришлось Покрышкину лететь в Миллерово, в штаб ВВС фронта и оправдываться. Подобный случай произошёл и с У-2. Лётчики отделались испугом, приземлившись на пашню около аэродрома, но затем чуть не побили гв. капитана Покрышкина. Закончив испытания и облёт отремонтированного третьего «мессера» спецгруппа с отдельного аэродрома начала полёты на спецзадания. Разведка в районе Таганрога и севернее показала, что войск противника здесь было мало, аэродромы почти пустые. Главные силы с этого направления переместились в Донбасс.

Продолжение следует в части  11                http://proza.ru/2018/07/13/1560