Главный герой ВОВ 1941-45, о котором не знают

Константин Калинин
Главный герой ВОВ 1941-45 годов, о котором в России почти никто не знает. Как и об его подвиге.

Согласно плану «Тайфун» немецкое командование создало перевес сил на трёх направлениях ударов и предприняло наступление против оборонявшихся войск Красной Армии Западного, Резервного и Брянского фронтов. На Рославль-Юхновском направлении ударная группировка состояла из 10 пехотных, 5 танковых и 2 моторизованных дивизий, которые нанесли удар на 60-километровом участке фронта, вдоль шоссейной дороги Рославль-Юхнов и южнее по частям 53-й стрелковой дивизии 43-й армии и 217-й стрелковой дивизии 50-й армии. В двухдневных боях советская оборона на реке Десне была прорвана.

Удар был неожиданным. 4 октября 1941 года немцы вышли к городу Юхнов. От Юхнова до самой Москвы на двухсоткилометровом участке дороги не оказалось советских войск: ни одной части, ни одного подразделения. Снять силы с главных направлений наступления противника из-под Брянска и Вязьмы было невозможно. Член военного совета Московского военного округа К.Ф. Темчин в мемуарах писал, что 5 октября 1941 г. «Варшавка пуста, войск на ней нет. Малоярославецкий укрепленный район (УР) еще не достроен, живой силы, вооружения, и техники там нет. В Московском военном округе (МВО) нет резервов! Для достижения Москвы немцам требовалось 2 суточных перехода. Это грозило катастрофой. Когда об этом доложили маршалу Б. Шапошникову, он был поражен «это невероятно» - вырвалось у него. Пожалуй, за все время Московской битвы такого тяжелого положения не складывалось ни на одном участке обороны. У противника были все основания дойти до Москвы по Варшавскому шоссе от Юхнова до Москвы, не встречая сопротивления наших войск. Однако на этом направлении фашисты не смогли прорваться к Москве.

Оборону организовал по собственной инициативе, без приказа сверху майор Иван Старчак. Профессионал войны. Лучший десантник СССР. Первым в Союзе совершивший 1.000 прыжков с парашютом. Он командовал к началу данных событий парашютно-десантным подразделением численностью 430 человек. Которое базировалось на аэродроме под Юхновым. Данное подразделение оказалось фактически брошенным. Самолеты улетели, чтобы их не захватили фашисты, не предупредив десантников. Шум взлетающих самолетов и разбудил Старчака утром 04.10.1941 года. Старчак отправил старшего лейтенанта Кабачевского узнать в чем дело. Тот обнаружил пустой аэродром, ни одного служащего, ни тем более командира не осталось. Все улетели. Старчак знал со слов летчиков, часто летавших в Москву, что от Юхнова до столицы наших войск нет, от слова совсем. Поэтому Старчак, посоветовавшись со старшим политруком Щербиной и старшим лейтенантом Кабачевским, решил не отводить парашютистов на восток, а дать бой. 430 бойцов без танков и артиллерии против передового отряда фашистов в 20.000 человек и в 200 танков, вошедших в Юхнов ?! Опытный диверсант Старчак организовал оборону сверхпрофессионально. Оборону было решено держать на восточном берегу реки Угры. Заминировать все подходы к реке, заминировать мост. Заминировать дорогу в самом Юхнове. Заминировать все подходы к отряду десантников. Особенно с флангов. Выставить заслоны с лучшими диверсантами-десантниками. Вырыть окопы полного профиля. Подготовить запасные окопы в тылу, в нескольких километрах восточнее, на берегу реки Изверь. Оборона была организованна так грамотно, что фашисты думали, что им противостоят большие силы советских войск.


5 октября 1941 г. около 11 часов, днем, начинаются бои. Фашисты, превосходящие в сотни раз отряд майора Старчака, хотели с ходу преодолеть мост и захватить левый берег реки. Однако десантники не допустили форсирования моста с ходу. Мост был взорван. Завязался бой, в результате которого противник вынужден был остановиться. Враг не ожидал встретить на Угре яростное сопротивление и отступил. Неоднократные повторные попытки гитлеровцев овладеть восточным берегом Угры, сопровождавшиеся уже под прикрытием артиллерии и минометов, в этот день успеха не имели.

Силы, оборонявших Угру, были слишком не равными силам противника. Десантники несли большие потери. Ценой своих жизней, они задержали продвижение противника на Угре на целые сутки. Но сутки задержки противника в те роковые дни были бесценными.

6 октября. Идет ожесточенный бой около р. Угры, напротив д. Колыхманово. Фашисты применяют артиллерию и авиацию, а также переправляют свои подразделения через Угру справа и слева от опорного пункта десантников. Возникает угроза обхода и окружения отряда И.Г. Старчака. Тогда Иван Георгиевич отводит основные силы своего отряда на запасной рубеж, заранее подготовленный у д. Стрекалово. На Угре остается заслон из 35 десантников с лейтенантом Наумовым во главе.

7 октября. Бои идут уже на рубежах деревень Стрекалово и Крюково. Десантники медленно отходят по шоссе в сторону Москвы. К вечеру на помощь отряду Старчака прибывает рота подольских курсантов.

8 октября. Отряд Старчака, и курсанты ведут бои в районе д. Крюково - р. Изверь. Сюда также, прибыла батарея артиллерийского училища капитана Россикова. Но артиллеристы очень быстро расстреляли свой боезапас (снарядов оказалось очень мало), поэтому И.Г. Старчак отправляет пушки в тыл, а курсанты-артиллеристы продолжают сражаться как пехотинцы.

9 октября на рубеже р. Изверь десантников сменила танковая бригада полковника И.И. Троицкого. Таким образом, за 5 дней фашисты смогли продвинуться по «Варшавке» всего лишь на 20 километров, несмотря на многократное превосходство в живой силе и технике. Майор Старчак, имея сравнительно невысокое воинское звание, сумел принять стратегически важное решение - остановить превосходящие силы противника на дальних подступах к Москве и удерживать его до подхода наших войск. Он сумел выиграть время, которое в той обстановке было крайне необходимо для того, чтобы подтянуть свежие резервы в район Варшавского шоссе.

Эта задержка противника позволила подольским курсантам занять Малоярославецкий УР, известный теперь как «Ильинские рубежи». Если бы не И.Г. Старчак со своим отрядом, то курсанты просто не успевали занять рубеж на р. Выпрейке. Отряд десантников задержал фашистов в самое тяжелое время Московской битвы, когда наши фронты были прорваны и целые воинские части отступали на восток.

Трудно переоценить подвиг майора Старчака. По воспоминаниям начальника штаба 4-й танковой группы генерала Вальтера де Балье, потерянная немцами неделя при «марше» от Юхнова до Малоярославца оказалась роковой - именно «в эту неделю и была проиграна Московская битва».

А Старчака за его подвиг вначале чуть не расстреляли. За большие потери. Ведь от его отряда в 430 человек в живых осталось всего 29. Погибла и почти вся, приданная ему рота курсантов. Но потом разобрались, расстрел отменили. Наградили орденом Ленина. А вот звание Героя Советского Союза Старчак не получил. Хоть и был на него представлен. Все послевоенные годы в СССР замалчивали и сам подвиг Старчака. Почему ? А потому что его подвиг - это следствие провала советского командования. Признать подвиг Старчака, значило признать данный провал и то, что Москву спас один командир, который действовал даже без приказа, без мудрого решения коммунистической партии, а по собственной воле. Что было недопустимо для советского руководства.

А Старчак потом и дальше воевал. И снова геройски. Но в одном из десантов во вражеский тыл в феврале 1942 года он был ранен в ногу, в следствие чего не мог передвигаться самостоятельно и обморозил ноги. В итоге ампутация пальцев на ногах и пяточных костей. Но Старчак отказывается от демобилизации. Заново учится ходить. Старчак добился, чтобы ему разрешили полёты, и снова возглавил парашютно-десантную службу штаба ВВС Западного фронта. Кроме того, несмотря на запрет, продолжил прыжки. С 30 октября 1943 года подполковник И. Г. Старчак — начальник парашютно-десантной службы авиабригады погранвойск. Победу Старчак встретил в звании полковника.

Тем, кто хочет узнать подробнее о подвиге Старчака, советую прочитать его мемуары, повесть "С неба - в бой".