Теория цивилизаций

Олег Данкир
Приведены основные термины из теории цивилизаций
================

Антропология.
     Область научного познания, в рамках которой изучаются фундаментальные проблемы существования человека в природной и искусственной среде. В этой области сегодня выделяется несколько направлений: физическая антропология, основной предмет которой составляет человек как биологический вид, а также современные и ископаемые человекообразные приматы; социальная и культурная антропология, основным предметом которых является сравнительное изучение человеческих обществ; философская и религиозная антропологии, представляющие собой не эмпирические науки, а совокупность соответственно философских и теологических учений о природе человека.
     Антропология занимается изучением человека как субъекта культуры, даст описание жизни различных обществ, находящихся на разных ступенях развития, их быта, нравов, обычаев и т.д., изучает конкретные культурные ценности, формы культурных взаимосвязей, механизмы трансляции культурных навыков от человека к человеку. Это важно для культурологии, поскольку позволяет понять, что стоит за фактами культуры, какие потребности выражают ее конкретные исторические, социальные или личностные формы.
     Культурная антропология занимается исследованием этнических культур, описывая их культурные феномены, систематизируя их и сравнивая. Она исследует человека в аспекте выражения его внутреннего мира в фактах культурной деятельности.
     В рамках культурной антропологии исследуется исторический процесс взаимоотношений человека и культуры, адаптации человека к окружающей культурной среде, становления духовного мира личности, воплощения творческих потенциалов в деятельности и ее результатах.
     Культурная антропология выявляет «узловые» моменты социализации, аккультурации и инкультурации человека, специфику каждого этапа жизненного пути, изучает влияние культурной среды, систем образования и воспитания и адаптацию к ним; роль семьи, сверстников, поколения, особое внимание уделяя психологическому обоснованию таких универсальных явлений, как жизнь, душа, смерть, любовь, дружба, вера, смысл, духовный мир мужчины и женщины. (Теория цивилизаций)
++++++++++++++++
...
Антропософское движение.
     Формулируя свои принципы понятий, теория цивилизации затем пронизывает ими все факторы жизни. Поэтому с методологией материалистической цивилизации человек встречается сразу же после рождения, вкушая с молоком матери тяжелые металлы и яды. Столь же универсально, но только в положительном смысле надеялся Рудольф Штейнер пронизывать феномен цивилизации антропософской методологией.
     Но случилось так, что этой главной сути антропософии ее носители, представители, за редкими исключениями, понять не смогли. Трагические последствия этого факта не поддаются измерению. В условиях бурно нарастающего системного кризиса цивилизации оказались потерянными сто лет.
     Как бы не сложилась судьба антропософского движения, отчаиваться никому не следует. Упущенное можно наверстать. Для этого необходимо, чтобы в среде антропософов было хорошо понятно, что центральное ядро антропософии - это ее методология. На ее познание должен быть направлен весь духовный потенциал антропософского движения.
     Тогда по мере решения этой задачи немногими, она может быть адаптирована, популяризирована и доведена до сознания многих. А далее именно с этим потенциалом антропософия должна более активно пойти во внешний мир. На этот раз она будет лучше понята, ибо безысходность кризиса цивилизации осознается на всех уровнях и во всех ее частях. (Теория цивилизаций)
++++++++++++++++
...
Духовная сфера.
     Она формирует и передаёт от поколения к поколению систему цивилизационных ценностей — главное, что отличает одну цивилизацию от другой. Это наука, культура, образование, этика, религия. (Теория цивилизаций)
++++++++++++++++
...
Закат цивилизации!!
     В эпоху когда сознание человека стало индивидуализированным, рассудочным, абстрактным, зародилась материалистическая цивилизация. Ее методологию сформулировал Френсис Бекон в своей книге "Новый органон". Ее принципы остаются всеопределяющими и по сей день.
     Но цивилизации не вечны. Будучи порождением эволюционирующего сознания, они служат средством овладения новой формой сознания для множества людей. И когда это происходит, цивилизации начинают отмирать. Они тогда нуждаются в метаморфозе, которую способна вызвать методология следующей цивилизации, рождающаяся из новой нарождающейся формы сознания.
     Современная цивилизация умирает потому, что свою задачу она выполнило. Человек в ней овладел своим низшим индивидуальным "Я" и предметным сознанием. Поэтому все более радикально человечество ставится перед выбором: либо оно овладеет методологией новой цивилизации, либо обречет себя на страдания и смерть. (Теория цивилизаций)
++++++++++++++++
...
Интегрализм.
     Основывается на том, что цивилизационный этап в развитии человечества (начало его истории) начался с неолитической революции; что ритм исторического процесса находит выражение в периодической смене исторических суперциклов, мировых цивилизаций, поколений локальных цивилизаций, социокультурного строя; что в основе этой цикличной ритмики лежат закономерности социогенетики — наследственности, изменчивости и отбора.
     Сторонники интегрализма уверены, что циклы и кризисы, периодическая смена исторических суперциклов, мировых цивилизаций и поколений локальных цивилизаций сохранятся столько, сколько будет существовать человеческое общество.
     Точно так же будут возникать и новые вызовы времени, и необходимость давать на них адекватные ответы, сохранится цивилизационное разнообразие. Успокоиться человечеству не суждено и в будущем: риски модифицируются, но не исчезнут, и людям придется напрягать все силы, чтобы их минимизировать.
     Цивилизационный подход к истории и будущему человечества как главная составная часть интегрализма идет на смену либеральному и марксистскому формационным подходам, которые преобладали в период расцвета и заката индустриальной цивилизации (XIX—XX вв.) и при всем кажущемся антагонизме имели общие корни и черты как составные части индустриальной научной парадигмы. (Теория цивилизаций)
++++++++++++++++
...
Интеграция.
     В настоящее время необходим интеграционный подход к интерпретации мировой истории. Он учитывает поступательно-стадиальный прогрессивный характер развития человеческой истории, ее развитие во времени, хронологию, всю многомерность, сложность, уникальность отдельных культур и цивилизаций, развитие человеческого общества в пространстве.
     Только в рамках такого подхода исторический процесс может быть рассмотрен во всем многообразии его характеристик, вариативности исторического развития, в направленности на плюралистический диалог культур и обосновании перспектив цивилизационного развития. Перед лицом глобальных проблем современности человечество все более и более осознает свое единство и единство мировой истории.
     Интеграционный подход к пониманию истории человеческого общества некоторые исследователи называют всемирно-историческим, имея в виду, что только на определенном этапе взаимодействия локальных цивилизаций возникает феномен всемирной истории и начинается процесс становления экуменической единой цивилизации.
     Реальность мировой истории, по мнению немецкого ученого и философа К. Ясперса, обусловлена прежде всего духовным единством человечества. Начало всемирной истории он называет "осевым временем" (с 800 по 200 гг. до н.э.), когда в великих культурах древности, в сфере их влияния, начинает формироваться универсальная духовная основа всего человечества.
     Независимо друг от друга в разных местах ; в Индии, Китае, Персии, Палестине и Древней Греции ; возникают духовные движения, способствующие формированию того типа человека, который существует и поныне.
     В "осевую эпоху" рождаются и мировые религии, пришедшие на смену язычеству, и философии, сменившие мифологическое сознание. Это было пробуждением духа, началом общей истории человечества, которое до того распадалось на локальные, не связанные между собой культуры. Ясперс выделяет и осевые народы (китайцы, индийцы, иранцы, иудеи, греки), которые, создавая свою историю, заложили основу единой духовной сущности человека и его подлинной истории. В рамках данного подхода понятию "цивилизация", как мы видим, дается всемирно-историческая интерпретация.
     В конце XIX и особенно в XX в. достаточно четко проявились интеграционные тенденции в развитии мировой истории, обозначились "точки соприкосновения" и взаимовлияния отдельных цивилизаций. Ясперс, отмечая идею единства мировой истории, заметил, что теперь проблемой и задачей стал мир в целом. Тем самым происходит полное преобразование истории, земной шар стал единым, обнаружились новые опасности и возможности, все существующие проблемы стали мировыми. (Теория цивилизаций)
++++++++++++++++
...
Исторический метод.
     Направлен на изучение того, как данная культурно-историческая общность возникла, какие этапы в развитии проходила и чем она стала в своём зрелом виде. (Теория цивилизаций)
++++++++++++++++
...
История.
     Изучает человеческое общество в его конкретных формах и условиях существования, которые не остаются едиными и универсальными для всего человечества. Формы человеческого общения постоянно изменяются, что и является предметом исторического исследования. Из направлений исторических исследований, близких по смыслу к исследованиям об истории цивилизаций, можно выделить историю культур.
     Человеческая  цивилизация не является застывшим и неизменным образованием, это динамичная система локальных цивилизаций, находящихся в развитии и сменяющих друг друга. Исторический процесс развития цивилизаций является совокупностью конкретных цивилизационных типов и форм. Каждая из сменяющих друг друга цивилизаций является культурно-историческим феноменом, единством, который определяется этническими, религиозными и историческим факторами.
     Каждая цивилизация имеет свою перриодику, собственную историю, определяемую условиями се существования. Значимость этих условий меняется от цивилизации к цивилизации, от одной школы к другой. (Теория цивилизаций)
++++++++++++++++
...
Культурологическая школа.
     Последователи этой школы сближают понятия культуры и цивилизации, но не соединяют их. Основная идея этой школы в том, что культура является главным признаком цивилизации. Экология, генотипы, религии формируют культуру поведения личности в цивилизации, что, в свою очередь, влияет на феноменизацию культуры, становящейся лицом цивилизации. (Теория цивилизаций)
++++++++++++++++
...
Культурология теоретической цивилиологии.
     Изучает культурно-исторические общности с целью фундаментального его понимания как природно-социального феномена, с целью разработки цивилизационной типологии, методологии исследования цивилизационных структур и явлений.
     Культурология цивилизаций изучает общие законы цивилизационных процессов, выявляет их особенности, разрабатывает систему оценок. Данные исторической науки помогают построить теорию и законы возникновения цивилизаций. Для этого культурология цивилизаций изучает историческое многообразие исторических фактов и явлений, по большей части культуры прошлого, настоящего и будущего. И это позволяет науке о цивилизациях объяснить смысл современных культурно-исторических процессов, предсказать из трансформацию в будущем. (Теория цивилизаций)
++++++++++++++++
...
Либерализм.
     Либерализм выделяет предысторию, дорыночную стадию развития; собственно историю, когда происходило становление и распространение капиталистической рыночной экономики и буржуазной демократии; конец истории, когда эти системы восторжествовали во всем мире. Дальше двигаться некуда и незачем.
     Либерализм, и марксизм берет за основу линейно-прогрессивную траекторию развития общества, прямое восхождение его от ступени к ступени. Несмотря на то, что все научные школы либерализма и марксизма уделяют внимание изучению циклов и кризисов, делают они это лишь для того, чтобы доказать, что отступления от прямого развития являются исключениями.
     Теория цивилизаций, напротив, делает упор на признании циклично-генетических закономерностей динамики общества ее фундаментальными основами, неизбежно присущими ему в прошлом, настоящем и будущем. Эти закономерности считаются не отклонениями от нормы, а самой нормой. Поэтому исследование циклов и кризисов во всех сферах общества и на всех стадиях его динамики является краеугольным камнем теории цивилизаций.
     Либерализм, и марксизм исходят из примата экономики в структуре и динамике общества — собственности и рынка, Нomo economicus (либерализм), производительных сил, производственных отношений как базиса (марксизм).
     Цивилизационный подход утверждает первенство духовной сферы — науки, культуры, образования, этики, религии, приоритет системы цивилизационных ценностей, которые определяют мотивацию человеческой деятельности во всех ее ипостасях. Именно на этом принципе строятся «пирамида» цивилизации, логика взаимодействия и динамики всех ее «этажей» и «квартир».
     Либерализм, и марксизм представляют будущее как полную реализацию и окончательное торжество исповедуемых ими идеалов — либо капиталистической рыночной экономики и буржуазной демократии, либо унифицированного, преодолевшего все социальные различия, однообразного коммунистического общества, в котором «богатства польются полным потоком», будет реализован принцип «от каждого — по способностям, каждому — по потребностям» и каждая кухарка будет управлять обществом.
     Марксистский исторический материализм основан на теории сменяющих друг друга общественно-экономических формаций: первобытно-общинной, длившейся миллионы лет; рабовладельческой; феодальной; капиталистической; коммунистической, которая начинается с социализма и утвердится навсегда. Это тоже конец истории, только под иным, чем у либерализма, соусом. (Теория цивилизаций)
++++++++++++++++
...
Логический метод.
     Исследователь создаёт общий взгляд на данную культуру общности, сравнивает с другими. (Теория цивилизаций)
++++++++++++++++
...
Марксизм.
     Либерализм выделяет предысторию, дорыночную стадию развития; собственно историю, когда происходило становление и распространение капиталистической рыночной экономики и буржуазной демократии; конец истории, когда эти системы восторжествовали во всем мире. Дальше двигаться некуда и незачем.
     Либерализм, и марксизм берет за основу линейно-прогрессивную траекторию развития общества, прямое восхождение его от ступени к ступени. Несмотря на то, что все научные школы либерализма и марксизма уделяют внимание изучению циклов и кризисов, делают они это лишь для того, чтобы доказать, что отступления от прямого развития являются исключениями.
     Теория цивилизаций, напротив, делает упор на признании циклично-генетических закономерностей динамики общества ее фундаментальными основами, неизбежно присущими ему в прошлом, настоящем и будущем. Эти закономерности считаются не отклонениями от нормы, а самой нормой. Поэтому исследование циклов и кризисов во всех сферах общества и на всех стадиях его динамики является краеугольным камнем теории цивилизаций.
     Либерализм, и марксизм исходят из примата экономики в структуре и динамике общества — собственности и рынка, Нomo economicus (либерализм), производительных сил, производственных отношений как базиса (марксизм).
     Цивилизационный подход утверждает первенство духовной сферы — науки, культуры, образования, этики, религии, приоритет системы цивилизационных ценностей, которые определяют мотивацию человеческой деятельности во всех ее ипостасях. Именно на этом принципе строятся «пирамида» цивилизации, логика взаимодействия и динамики всех ее «этажей» и «квартир».
     Либерализм, и марксизм представляют будущее как полную реализацию и окончательное торжество исповедуемых ими идеалов — либо капиталистической рыночной экономики и буржуазной демократии, либо унифицированного, преодолевшего все социальные различия, однообразного коммунистического общества, в котором «богатства польются полным потоком», будет реализован принцип «от каждого — по способностям, каждому — по потребностям» и каждая кухарка будет управлять обществом.
     Марксистский исторический материализм основан на теории сменяющих друг друга общественно-экономических формаций: первобытно-общинной, длившейся миллионы лет; рабовладельческой; феодальной; капиталистической; коммунистической, которая начинается с социализма и утвердится навсегда. Это тоже конец истории, только под иным, чем у либерализма, соусом. (Теория цивилизаций)
++++++++++++++++
...
Методология анализа.
     Процесс развития цивилизаций нельзя свести к природе человека.
     Управленческим структурам нужен экспертный анализ цивилизационных процессов, позволяющий ставить прогнозы развития человечества общего и конкретного характера.
     Гуманитарные дисциплины на это не способны, а прямой среднесрочный и долгосрочный прогноз цивилизационных процессов большинством футурологов считается невозможным.
     Прямое прогнозирование с заранее известной погрешностью возможно лишь в естественных науках. Но цивилизация зависит не только от климата, экологии и атмосферы, она также состоит из людей, обладающих психикой.
     В сравнительной психологии, психологии коллектива широко используются математический аппарат и численные модели.
     Методологических ограничений для предположения о том, что у технологической цивилизации существуют базовые закономерности развития не связанные с биологией господствующего вида, не существует. А, следовательно, их можно изучать научным путём.
     При рассмотрении комплексных долгосрочных процессов цивилизационного развития, перестав сводить развитие цивилизации к деятельности  отдельных людей мы получаем сравнительно простую и понятную Модель развития любой технологической цивилизации, находящейся на любом уровне научно-технологического развития и в любых внешних условиях.
     В настоящий момент нет понимания самых простых цивилизационных закономерностей, необходим анализ данных наблюдения за очень большой промежуток времени, причем в разных странах с разным уровнем научно-технологического развития и в разных внешних условиях. Массовая, т.е. статистически проверяемая летописная традиция, дошедшая до нас в оригинальных источниках сравнительно молода – ей не больше 1000 лет.
     Традиция сводов документальных источников моложе. А ведь цивилизационные процессы могут длиться много веков! Поэтому время фиксации  наблюдаемых цивилизационных процессов очень небольшое по отношению к длительности наиболее протяжённых из них.
     Нужно учитывать погрешности массива исторической информации, как не умышленные, так и умышленные.
     Цивилизационный анализ, как естественно научный метод не может развиваться быстро. Вся естественно-научная методология построена на цикле наблюдение – объяснение - предсказание. Не может такой метод развиваться быстро, если, к примеру, прямой проверкой является прогноз события, которое предположительно произойдёт через триста лет!
     Государства, заказывающие анализ на уровне цивилизации, по разным причинам не заинтересованы в объективном анализе.
     Примерами цивилизационного анализа являются китайская традиция нелинейного цикличного времени, Гумилёв Л., Артамонов М, Тойнби. Хантингтон.
     Несмотря на сравнительную молодость цивилизационный анализ уже может показать проверяемые результаты. Так основе Модели развития технологической цивилизации были опубликованы прогнозы кризиса до его начала. Причем не простого циклического кризиса капитализма, а кризиса цивилизационного как по причинам, так и по масштабам и продолжительности.
     С начала кризиса опубликованы детализирующие прогнозы как по отраслевому признаку (геополитика, экономика, военная, социальная, технологическая и другие составляющие), а так по его временным рамкам. Полностью или частично прогнозы, выполненные по естественно-научной методологии можно оценить уже сейчас, сравнив их комплексность и погрешность в сравнение с прогнозами экспертов, также прогнозировавших кризис.
     Существует несколько методик выделения цивилизационных общностей и их регламентаций.
     Логический метод. Исследователь создаёт общий взгляд на данную культуру общности, сравнивает с другими.
     Исторический метод. Направлен на изучение того, как данная культурно-историческая общность возникла, какие этапы в развитии проходила и чем она стала в своём зрелом виде. (Теория цивилизаций)
++++++++++++++++
...
Методология Цивилизации.
     Кто признает примат духа над материей, должен согласиться и с тем, что человеческому сознанию принадлежит доминирующая роль в организации и осуществлении всех форм человеческого земного бытия. В отдельно взятый культурно-исторический период совокупность этих форм слагается в цивилизацию.
     Как явление, она свою сущность имеет в характере человеческого сознания, которое вырабатывает систему познания, мировоззрительные установки, научные принципы и много другое, что затем и образует методологию познания и жизни, присущую той или иной цивилизации. Феноменология цивилизации и ее методология образуют имманентное единство.
     Поскольку формы человеческого сознания по мере его развития меняются, то меняется не только форма, но и сама суть цивилизации. Групповые формы сознания, порождая методологии древних цивилизаций, выражали их мифологически. Так историологией древних греков стал гомеровский эпос. Он был мировоззрением, определившим тогда характер воспитания социальных отношений и проч. Методологией древнееврейской цивилизации был Ветхий Завет. (Теория цивилизаций)
++++++++++++++++
...
Модель цивилизации.
     При рассмотрении комплексных долгосрочных процессов цивилизационного развития, поднявшись на новый феноменологический уровень и перестав сводить развитие цивилизации к деятельности отдельных людей мы получаем сравнительно простую и понятную Модель развития любой технологической цивилизации, находящейся на любом уровне научно-технологического развития и в любых внешних условиях.
     При этом основы развития технологической цивилизации не сложнее, чем уравнение состояния идеального газа и также доступно для понимания старшеклассником.
     Если естественно научный цивилизационный анализ возможен и более того если его основы являются достаточно простыми для понимания, то почему он не развился хотя бы до уровня методологически близкого ему анализа изменения погоды?
     Во-первых, отсутствие базы для сравнения. Мы знаем только один тип технологической цивилизации – земной, а уникальные объекты всегда изучать сложнее.
     Во-вторых, понимания самых простых закономерностей необходим анализ данных наблюдения за очень большой промежуток времени, причем в разных странах с разным уровнем научно-технологического развития и в разных внешних условиях. Массовая, т.е. статистически проверяемая летописная традиция, дошедшая до нас в оригинальных источниках сравнительно молода – ей не больше 1000 лет.
     Традиция сводов документальных источников моложе. А ведь цивилизационные процессы могут длиться много веков! Поэтому время фиксации наблюдаемых цивилизационных процессов очень небольшое по отношению к длительности наиболее протяжённых из них.
     В-третьих, приходится учитывать погрешности массива исторической информации, как не умышленные, так и умышленные.
     В-четвёртых, цивилизационный анализ, как естественно научный метод не может развиваться быстро. Вся естественно-научная методология построена на цикле наблюдение – объяснение - предсказание. Не может такой метод развиваться быстро, если, к примеру, прямой проверкой является прогноз события, которое предположительно произойдёт через триста лет!
     В-пятых, все государства не зависимо от того являются ли они авторитарными, сословными или демократическими, по разным причинам не заинтересованы в развитии цивилизационного анализа. Это отдельная тема, но в лучшем случае государства вынуждены терпеть, а чаще всего противодействуют естественно научному изучению комплексных процессов долгосрочного развития. (Теория цивилизаций)
++++++++++++++++
...
Народ.
     Фундаментом цивилизационной структуры является народонаселение, природа и экология, территория цивилизации, климат, плотность населения, ресурсы. (Теория цивилизаций)
++++++++++++++++
...
Наука.
     Осмысление взаимосвязи Теории цивилизаций с другими областями научного знания. Все существующие сегодня науки делятся на две группы — науки о природе, законы которой не подвластны человеку, и науки о культурологии, законы которой частично подвластны человеку. Законы, по которым развиваются цивилизации, относятся как к естествознанию, так и к культурологии. Однако основным трендом в современном осмыслении цивилизационных процессов является склонение в сторону культурологии. Ранее считалось, что личность и общество имеют мало влияния на развитие цивилизации. Сейчас эта точка зрения пересматривается в сторону увеличения влияния культурологии.
     При использовании достижений гуманитарных и социальных наук в сфере культурологии цивилизаций специалисты выделяют следующие задачи:
     формы социальной организации и регуляции личности в обществе — юридические, политические, военные, экономические;
     формы социальной коммуникации и опыта — филологические, педагогические, искусствоведческие науки и религиоведение;
     виды материально преобразующей деятельности человека — технические и сельскохозяйственные;
     общие аспекты человеческой деятельности, динамика человеческой деятельности — исторические науки;
     закономерности психической деятельности, индивидуального и группового поведения — психологические науки;
     формы и способы объединения и взаимодействия людей в их совместной жизнедеятельности — социологические науки;
     нормы, ценности, знаки и символы как условия образования и функционирования цивилизационных культу р, показывающие сущность человека — культурологические науки.
     Главное поле действия и использования теории цивилизаций — общественные науки, поскольку она входит в состав ядра постиндустриальной парадигмы обществоведения. Однако данная теория отнюдь не претендует на исключительное место в системе общественных наук, предполагая наличие других течений и направлений (синергетики и др.). Являясь ключевым элементом в таких науках, как история (прежде всего философия истории) и археология, теория цивилизаций используется также в системе экономических, политологических, культурологических и иных общественных наук.
     Ведущие позиции занимает теория цивилизаций в фундаментальных и частично в прикладных исследованиях в области гуманитарных наук — лингвистике, искусствоведении, этнографии и др. То, как будут развиваться объекты этих наук, невозможно понять, не разобравшись в сущности смены цивилизаций, содержании и взаимосвязи их элементов (духовной сферы, демографического и социально-политического факторов).
     Знание теории цивилизаций необходимо и для развития экологических наук, понимания роли природно-экологического фактора и становления ноосферы.
     Технические науки также имеют смежное поле с теорией цивилизаций, особенно в вопросах изучения и использования технологического фактора в развитии общества, закономерностей, предпосылок и последствий смены технологических способов производства, технологических укладов и поколений техники. (Теория цивилизаций)
++++++++++++++++
...
Образование.
     Теория и история цивилизаций должна занять одно из ведущих мест в системе образования — как общего и профессионального, так и непрерывного и дистанционного. Необходимо не только разрабатывать специализированные учебники по теории, истории и будущему цивилизаций (на разных языках и с различной структурой для разных стран и цивилизаций), но и включать соответствующие разделы в учебники по другим специальностям. (Теория цивилизаций)
++++++++++++++++
...
Общественно-историческая школа.
     Общественно-историческая школа имеет наиболее давние, «классические» традиции и восходит к Канту, Гегелю и Гумбольдту, группируя вокруг себя преимущественно историков и философов, в том числе и религиозных. Её представителями являются Шпенглер, Тойнби, Данилевский. Главными особенностями общественно-исторической школы являются периодизация и типологизация цивилизационных культур. (Теория цивилизаций)
++++++++++++++++
...
Периодизация социальная.
     Концепция постиндустриального общества. Современную концепцию социальной периодизации истории принято называть концепцией постиндустриального общества (Белл, Тоффлер, Бжезинский и др.). В истории человечества постиндустриалисты выделяют три стадии:  традиционного (аграрного) общества;  индустриального (промышленного) общества;  постиндустриального (сверхиндустриального, информационного, технотронного и т. п.) общества. (Теория цивилизаций)
++++++++++++++++
...
     Периодизация социальная.
     Концепция постиндустриального общества. Современную концепцию социальной периодизации истории принято называть концепцией постиндустриального общества (Белл, Тоффлер, Бжезинский и др.). В истории человечества постиндустриалисты выделяют три стадии:  традиционного (аграрного) общества;  индустриального (промышленного) общества;  постиндустриального (сверхиндустриального, информационного, технотронного и т. п.) общества. (Теория цивилизаций)
++++++++++++++++
...
     Периодизация формационная.
     В марксистской концепции периодизация исторического процесса дается через смену общественно-экономических формаций: первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической. Именно ее имеют в виду, когда говорят о формационном подходе к истории. Понятие "формация" характеризует определенный тип общества, представляющий собой особую ступень в его развитии. С помощью данного понятия в рамках марксистского подхода была обоснована периодизация исторического процесса, в соответствии с чем выделялось пять названных основных общественно-экономических формаций.
++++++++++++++++
...
Периодизация цивилизационных процессов.
     Цивилизационный процесс можно представить в виде спирали цивилизационного прогресса, витки которой расширяются в пространстве и изменяются во времени.
     1. Первый виток спирали охватывает жизненный цикл неолитической цивилизации. По продолжительности он самый большой — включает (в эпицентре) более четырех с половиной тысячелетий — почти половину всего исторического времени. В этот период формировался генотип цивилизации, постепенно вырисовывались контуры «пирамиды» цивилизаций, заселялись ее «этажи» и «квартиры».
     2. Второй виток начался со второй половины IV тыс. до н. э., когда сложилось 1-е поколение локальных цивилизаций, возникли классы, государство, право, частная собственность, рынок. Все «этажи» и «квартиры» были уже заняты, создана система цивилизаций — мировых, локальных, глобальной (хотя охватывали они небольшую часть ойкумены — около 15—20%).
     3. Третий виток включает время преобладания античной мировой цивилизации и 2"го поколения локальных цивилизаций, когда их ареал расширился до 35% ойкумены, возникли первые мировые империи. Это пик развития первого исторического суперцикла.
     4. Переход к четвертому витку спирали — средневековой мировой цивилизации и третьему поколению локальных цивилизаций — оказался тяжелым и длительным, поскольку он совпал со сменой исторических суперциклов. Центр цивилизационного прогресса переместился на Восток (в Индию, Китай), начала формироваться западноевропейская цивилизация, которая почти непрерывно находилась в состоянии военного конфликта с вновь возникшей мусульманской и иными цивилизациями. Те, в свою очередь, также были весьма агрессивны (покорение монголами почти всей Евразии). Возобладал идеациональный социокультурный строй, укрепилось господство мировых религий в духовной и политической сферах.
     5. Старт пятого витка цивилизационной спирали ознаменовался переходом человечества к раннеиндустриальной мировой цивилизации, мануфактурному, технологическому способу производства, началом развития промышленного капитала, классов капиталистов и наемных рабочих, первыми буржуазными революциями (нидерландской и английской) и формированием буржуазной демократии как политического строя — после периода абсолютизма в авангардных странах.
     6. Вершина второго исторического суперцикла была достигнута на шестом витке цивилизационной спирали, в период индустриальной мировой цивилизации, расцвета, а затем и заката 4-го поколения локальных цивилизаций, торжества чувственного социокультурного строя. Промышленная революция преобразила технологическое и экономическое пространства, многократно ускорила темпы экономического роста, что стало одним из факторов стремительного роста населения.
     Война за независимость в Северной Америке и Великая французская революция открыли путь радикальным трансформациям социально-политического строя и утверждению буржуазной демократии. Все эти события сопровождались чередой войн и революций, происшедших в конце XVIII — начале XIX в. и в ХХ в. Закат индустриальной цивилизации ознаменовался становлением тоталитарных государств, глубоким кризисом культуры.
     В XIX в. возникла колониальная система империализма, в которую были вовлечены многие древние цивилизации. ХХ столетие отметилось серией национально-освободительных революций, распадом системы империализма, а к концу века — и мировой системы социализма, уничтожением биполярного мироустройства. Планету захлестнул глубокий цивилизационный кризис, связанный с завершением второго исторического суперцикла.
     7. На рубеже XXI в. начинается седьмой виток цивилизационной спирали, который, вероятно, охватит пространство двух столетий и приведет к радикальному преобразованию глобальной цивилизации в начале третьего исторического суперцикла. Формируются гуманистически-ноосферная постиндустриальная цивилизация и 5-е поколение локальных цивилизаций. Есть признаки, что преобладавший на Западе чувственный социокультурный строй заменяется гармоничным интегральным в его западной, восточной и российской модификациях.
     8. В начале седьмого витка глобальная цивилизация столкнулась с тремя эпохальными вызовами. Первый из них — демографический: во все большем числе стран наблюдается депопуляция, старение населения. Второй — экологический: важнейшие энергетические и другие природные ресурсы почти исчерпаны, возникла угроза глобальной экологической катастрофы.
     Третий вызов бросает человечеству глобализация, ее неолиберальная модель, когда пропасть между богатыми и бедными народами и цивилизациями становится уже непреодолимой. Разворачивающаяся в наши дни научно"технологическая революция и формирование интегрального социокультурного строя создают предпосылки для разрешения указанных противоречий, для достойного ответа на вопросы века.
     От того, в какой мере будут использованы эти предпосылки, от своевременности и сути ответа зависит, вступит ли глобальная цивилизация в XXIII столетии в очередной, восьмой, виток цивилизационной спирали. (Теория цивилизаций)
++++++++++++++++
...
Периодизация циклов цивилизаций.
     На современном этапе учёные выделяют следующие циклы цивилизационного развития: зарождение, развитие, расцвет, кризис и угасание, реликт.
     Циклы некоторых цивилизаций может прерываться в силу природных катастроф (минойская) либо столкновений с другими культурами (майя и ацтеки, скифы).
     На этапе зарождения возникает социальная позиция новой цивилизации, которая появляется в период завершения предцивилизационной стадии, что может совпасть кризисом предыдущей цивилизации. К её составляющим можно отнести поведенческие стереотипы, формы экономической активности, критерии социальной стратификации, методы и цели политической борьбы.
     Многие общества так и не смогли преодолеть цивилизационный порог и войти в цикл развития.
     Рождение цивилизации, преодоление цивилизационного порога является ответом вызовы природные вызовы. Общества, оказавшиеся в нестабильных природных условиях, старались приспособиться к ним, они вынуждены были нестабильности противопоставить динамичный преобразовательный процесс.
     На этапе развития складывается и развивается целостный социальный порядок, отражающий базисные ориентиры цивилизационной системы. Цивилизация формируется как определённая модель социального поведения индивида и соответствующей структуры общественных институтов.
     Расцвет цивилизационной системы связан с качественной завершённостью в её развитии, окончательным складыванием основных системных институтов. Расцвет сопровождается унификацией цивилизационного пространства и активизацией имперской политики, что соответственно символизирует остановку качественного саморазвития общественной системы в результате относительно полной реализации базовых принципов и перехода от динамичного к статичному, охранительному.
     В цикле угасания цивилизация вступает в стадию кризисного развития, крайнего обострения социальных, экономических, политических конфликтов, духовного разлома. Ослабление внутренних институтов делает общество уязвимым для внешней агрессии. В итоге цивилизация погибает или в ходе внутренней смуты, или в результате завоевания.
     Каждая цивилизация имеет свой жизненный цикл. Он состоит из нескольких стадий: зарождение, становление, зрелость, кризис и упадок, реликтовое состояние.
     Жизненные циклы свойственны и локальным, и мировым, и глобальной цивилизациям. Не все локальные цивилизации проходят все стадии жизненного цикла, в полном масштабе разворачиваясь во времени. Цикл некоторых из них прерывается в силу природных катастроф (минойская, Атлантида) либо столкновений с другими культурами (майя-ацтеки, скифы-сарматы).
     Следует отметить еще одно изменение глобальной цивилизации во времени — смену исторических суперциклов, объединяющих триаду родственных мировых цивилизаций и одно"два поколения локальных цивилизаций. Суперциклы — самый большой из элементов временной динамики цивилизаций. Первый исторический суперцикл (конец IV тыс. до н.э. — середина I тыс. н. э.) объединил неолитическую, раннеклассовую и античную мировые цивилизации и соответственно 1-е и 2-е поколения локальных.
     Второй исторический суперцикл (его хронологические рамки — VI—XX вв.) включил в себя средневековую, раннеиндустриальную и индустриальную мировые цивилизации, 3-е и 4-е поколения локальных. Третий суперцикл начинается в XXI в., пока известны лишь его первые ступени — постиндустриальная мировая цивилизация и пятое поколение локальных цивилизаций.
     На рубеже тысячелетий развертывается цивилизационная революция, итогом которой будет смена отжившей свой исторический срок двухсотлетней индустриальной мировой цивилизации гуманистически-ноосферной интегральной цивилизацией, пятисотлетнего четвертого поколения локальных цивилизаций более дифференцированным пятым поколением, переход от полуторатысячелетнего второго исторического суперцикла в динамике глобальной цивилизации к третьему историческому суперциклу. (Теория цивилизаций)
++++++++++++++++
...
Периодизация.
     Стадиальный способ периодизации.
     Предпочтение отдается делению истории на стадиально общие для всего человечества этапы.
     Цивилизационный способ периодизации. Исходит из того, что в человеческой истории выделяется несколько самостоятельных образований, цивилизаций, каждая из которых имеет свою собственную, совершенно самостоятельную, историю. Вся история человечества есть бесконечное творение множества одних и тех же процессов. На первый план выдвигается несходство эволюции у разных народов и целых регионов.
     В отечественной исторической науке долгое время господствовал стадиально-поступательный подход в его марксистском, формационном варианте. Сущность цивилизационного подхода заключается в том, что история человечества подразделяется на несколько совершенно самостоятельных образований ; локальных цивилизаций, каждая из которых имеет свою собственную самостоятельную историю, отличается неповторимостью исторических явлений, уникальностью культурно-исторических событий.
++++++++++++++++
...
Познавательная функция.
     Изучение и понимание сущности и роли цивилизационных культур в жизни общества, их структуры, функции,  типы, виды и формы, творческого смысла цивилизационных культур;
     описательная функция — разработка теоретических систем, понятий и категорий, позволяющих составить целостную картину цивилизаций мира, их рождения и развития,  формулирование правил описания, отражающих особенности развертывания социокультурных процессов;
     оценочная функция — оценка влияния феномена человеческих цивилизаций на формирование социальных, духовных, экономических, политических качеств личности, государства, этноса, общества;
     объясняющая функция — объяснение цивилизационных признаков, механизмов функционирования структур цивилизационных культур на социализацию личности, государства, общества;
     мировоззренческая функция — реализация идеалов человечества в разработке технологий влияния на развитие цивилизационных культур, регуляция влияния цивилизационных кодов на личность и общество;
     образовательная функция — распространение знаний в области культурологии цивилизаций для понимания особенностей этого культурно-исторического феномена, с целью увлечения роли личности в развитии общества. (Теория цивилизаций)
++++++++++++++++
...
Практическая культурология цивилизаций.
     Изучает отдельные части цивилизациума — экологическую, экономическую, политическую, религиозную, сельскохозяйственную, художественную — с целью прогнозирования, проектирования и регулирования цивилизационных процессов. (Теория цивилизаций)
++++++++++++++++
...
Пределы цивилизационного роста.
     То, что эти пределы возникают вследствие переноса отраслевых показателей на иной, цивилизационный феноменологический уровень и, как следствие, появления бесконечных параметров, большинство футурологов в течение многих десятилетий упорно отрицает. Это говорит не о массовой и укоренившейся ошибке, а о масштабной спекуляции в интересах конкретных корпораций и государств.
     Уже всем понятно, что вместо перенаселения будет наблюдаться скорее депопуляция, что глобальная экологическая катастрофа цивилизации не угрожает. Но сторонников пределов роста полный крах их прогнозирования не смущает. Теперь они прогнозируют более страшную картину. Наукообразный вариант конца света, прогнозируемый футурологами на основе глубокого анализа бесконечных величин называется цивилизационной сингулярностью.
     Красочное описание картины приближения к горизонту событий цивилизационной черной дыры  в исполнении талантливого футуролога по ужасу вызываемого у современного обывателя, сравнимо с описанием всадников Апокалипсиса рассказываемого приходским священником крестьянам средневековья.
     Пока нет путей, которые позволят цивилизационному анализу преодолеть сопротивление государств. Это значит, что в отсутствие государственной поддержки, он и дальше будет развиваться усилиями энтузиастов-дилетантов вне поля официальной науки.
     Развитие цивилизационного анализа не требует больших средств. Не нужны ни многоэтажные научно-исследовательские институты, ни факультеты и кафедры университетов.
     Экспериментальная проверка, т.е. гипотез и предположений является абсолютно доступной, а расходы на неё минимальны.
     Поскольку цивилизационный анализ рассматривает весьма длительные процессы, то для его развития в мире вполне достаточно 5-10 человек, которые, как и ранее будут его развивать параллельно со своей основной деятельностью.
     Пока государства не полностью взяли под свой контроль интернет, публикациям предположений и прогнозов специалистов по цивилизационному анализу не требуется государственная поддержка.
     Уровень понимания долгосрочных объективных процессов цивилизационного развития жестко ограничивает эффективность любых стратегических решений, принимаемых как на корпоративном, так и на личностном уровне. Особенно это проявляется в времена войн, смут и социальных потрясений. Т.е. в развитии цивилизационного анализа как естественно научной дисциплины не заинтересованы государства, но заинтересован бизнес и частные лица.
     Вопреки идеологическим запретам и предрассудкам массового сознания людям всегда хочется знать будущее и свои возможности влиять на него. Это и есть основной стимул в развитии цивилизационного анализа. (Теория цивилизаций)
++++++++++++++++
...
Предмет теории цивилизаций.
     Исследование феномена человеческих цивилизаций. (Теория цивилизаций)
++++++++++++++++
...
Пространство Цивилизации.
     Территория Земли, глобальное цивилизационное пространство в каждый конкретный период времени представляет собой разноцветное «лоскутное одеяло», в котором прочно «сшиты» между собой цивилизации, находящиеся на различных стадиях развития. Цвет этого «одеяла» время от времени меняется: то одни, то другие цивилизации выходят вперед, становятся лидерами цивилизационного прогресса, а другие отходят во второй, третий эшелон.
     Цивилизации могут совпадать с границами государства, но происходит это далеко не всегда. Главное в цивилизации — определенная система ценностей, выработанная и подкрепленная длительным историческим опытом, общими или близкими условиями существования и развития.
     Цивилизации, в свою очередь, мы рассматриваем в трехмерном пространственно-временном разрезе:
     глобальная цивилизация — часть (или все) человечество, достигшая уровня цивилизационного развития и проходящая определенные ступени, фазы жизненного цикла;
     локальные цивилизации как важнейшие составные части глобального сообщества, различающиеся по системецивилизационных ценностей, условиям обитания и деятельности, историческому опыту. Они также проходят через определенные этапы исторического пути — смену поколений локальных цивилизаций и фаз жизненного цикла каждой цивилизации и каждого их поколения;
     мировые цивилизации как крупные этапы развития глобальной цивилизации и циклы поколений локальных цивилизаций, эпохи в развитии человечества как единой мегасистемы.
     Каждый из перечисленных видов цивилизаций выполняет свою функцию в процессе формирования и динамики цивилизаций. В начальной стадии (после неолитической революции) возникает узкое поле глобальной цивилизации. Оно постепенно расширяется, происходит его дифференциация на локальные цивилизации. С течением времени их число возрастает, а состав в общем историческом потоке динамики глобальной цивилизации меняется. Система цивилизаций непрерывно эволюционизирует, периодически происходят качественные скачки в ее развитии, находящие выражение в смене мировых цивилизаций и поколений локальных цивилизаций. (Теория цивилизаций)
++++++++++++++++
...
Психология человеческой цивилизации.
     Человек не является завершенным существом; природа, развив его до определенной точки, оставляет его затем либо для дальнейшего развития собственными его усилиями и средствами, либо для жизни и смерти таким, каким он родился, либо для вырождения и утраты всякой способности к развитию.
     Эволюция человека  означает развитие определенных внутренних качеств и черт, каковые обычно остаются неразвитыми и не в состоянии развиться сами по себе.
     Человеком изобретено множество машин, он знает, что сложная машина требует иногда долгих лет тщательной учебы перед тем, как кому-нибудь будет доверено ее использование или управление. Но этого знания он не применяет к себе самому, хотя сам он является куда более сложной машиной, чем все им изобретенные.
     Человек не совершает независимых движений ни внутри, ни вовне себя самого. Он есть машина, приводимая в движение внешними явлениями и внешними толчками. Все его движения, действия, слова, идеи, эмоции, настроения и мысли производятся внешними воздействиями. Сам по себе он является просто автоматом с определенным запасом воспоминаний о прошлом опыте и каким-то запасом энергии.
     Человек не способен двигаться, думать или говорить сам по себе. Он представляет собой марионетку, которую приводят в движение невидимые нити. Если он понимает это, то может научиться большему о самом себе, а тогда возможны и определенные изменения. Но если он не может осознать свою абсолютную механичность, либо если он не желает принимать ее как факт, то он уже ничему не выучится и ничто тогда не изменится.
     Прежде всего ему требуется знать, что он не единое, а многое в едином. Он всегда различен. В один момент он один, в другой — другой, в третий — третий и так далее почти до бесконечности.
     Перед тем, как приобрести новые силы и способности, человек должен развить в себе те качества, которыми он думает, что владеет и относительно которых у него имеются величайшие иллюзии.
     Развитие не может начаться на основе лжи самому себе или самообмана. Человек должен знать, что у него есть, чего нет. Это значит, что ему нужно признаться в отсутствии приписываемых им себе качеств, способности делать, индивидуальности, единства, постоянного Эго, Сознания и Воли. (Теория цивилизаций)
++++++++++++++++
...
Расово-антропологическая школа.
     Основная идея этой школы — показать решающее влияние расового фактора на культуроно-историческое развитие цивилизаций. Поведение людей определяется их биологическим происхождением, цивилизации развиваются по расовым признакам, смешения рас в пределах одной цивилизации является признаком её упадка и гибели. Основные представители: Жозеф Гобино, Людвиг Вольтман, Жорж Лапуж. (Теория цивилизаций)
++++++++++++++++
...
Самоорганизующиеся процессы. 
     Идея объединения самоорганизующихся процессов начиная с химической уровня реакции Белоусова-Жаботинского через биологические и антропологические уровни самоорганизации к цивилизационному уровню является сверхамбициозной. По значимости и амбициозности это превосходит создание единой теории физических взаимодействий. Но спустя более, чем пол века работы ведущих умов человечества, среди которых были признанные гении, до практического прогнозирования цивилизационных процессов синергетике также далеко как физике до единой теории поля. (Теория цивилизаций)
++++++++++++++++
...
Символическая школа.
     Все цивилизационные процессы, происходящие в её культурах, следует рассматривать как коммуникационные. Культура, являясь важнейшим компонентом цивилизации, понимается как система знаков, восходящих к цивилизационному коду, созданная человеком в силу присущей только ему способности к символизации, а через неё — и к взаимной информации. Основные представители: Фердинанд де Соссюр, Эрнст Кассирер, Клод Леви-Стросс. (Теория цивилизаций)
++++++++++++++++
...
Смысл теории цивилизаций.
     Нужно приобщить человека к участию в создании цивилизационных технологий. (Теория цивилизаций)
++++++++++++++++
...
Социальная сфера.
     Это формы эконмического объединения и дифференциации людей группам, этносам, политике, принадлежности к государству. Этот строй регулярно изменяется в результате войн и революций. (Теория цивилизаций)
++++++++++++++++
...
Социологическая школа.
     Главным объектом внимания представителей Социологической школы находится само общество, его структура и социальные институты. Определяющей идеей является утверждение, что культура есть продукт общественный. Основные представители: Томас Элиот, П.А.Сорокин, Альфред Вебер. Их идеи в большей степени относятся к теории культур. (Теория цивилизаций)
++++++++++++++++
...
Социология.
     Интересует исследователей цивилизационных процессов для понимания того, как функционирует та или иная цивилизационная парадигма в обществе, в духовном развитии личности; тенденции цивилизационного развития, проявляющиеся в сознании, поведении и образе жизни социальных групп.
     В социальной структуре общества выделяются группы разного уровня — макрогруппы, слои, сословия, нации, этносы, каждая из которых отличается своими культурными особенностями, ценностными предпочтениями, вкусами, стилем и образом жизни, и множество микрогрупп, образующие различные субкультуры. Такие группы формируются по разным основаниям — половозрастным, профессиональным, религиозным и т.д. Множественность групповых культур создает «мозаичную» картину существования цивилизации. (Теория цивилизаций)
++++++++++++++++
...
Стадиальный способ периодизации.
     Предпочтение отдается делению истории на стадиально общие для всего человечества этапы. (Теория цивилизаций)
++++++++++++++++
...
Структура цивилизаций.
     духовная сфера. Она, формирует и передаёт от поколения к поколению систему цивилизационных ценностей — главное, что отличает одну цивилизацию от другой. Это наука, культура, образование, этика, религия.
     социальная сфера. Это формы эконмического объединения и дифференциации людей группам, этносам, политике, принадлежности к государству. Этот строй регулярно изменяется в результате войн и революций.
     экономическая сфера. Это формы собственности, способы распределения, формы обмена, структура экономики, формы управления экономикой.
     технологии. Это средства труда, источники энергии, технологии, разделение труда, формы организации производства.
     народ. Фундаментом цивилизационной структуры является народонаселение, природа и экология, территория цивилизации, климат, плотность населения, ресурсы. (Теория цивилизаций)
++++++++++++++++
...
Сферы цивилизаций.
     духовная сфера. Она, формирует и передаёт от поколения к поколению систему цивилизационных ценностей — главное, что отличает одну цивилизацию от другой. Это наука, культура, образование, этика, религия.
     социальная сфера. Это формы эконмического объединения и дифференциации людей группам, этносам, политике, принадлежности к государству. Этот строй регулярно изменяется в результате войн и революций.
     экономическая сфера. Это формы собственности, способы распределения, формы обмена, структура экономики, формы управления экономикой.
     технологии. Это средства труда, источники энергии, технологии, разделение труда, формы организации производства. (Теория цивилизаций)
++++++++++++++++
...
Теории конструкций.
     Конструктивные теории описывают некоторые отдельные явления в терминах специфических моделей или уравнений. Такие теории не могут устанавливаться в одиночестве; они должны быть встроены в контекст теории принципов. Но до тех пор, пока теория принципов не появилась, могут существовать явления, подчиняющиеся различным законам. При этом следует различать конструктивные теории от теорий, выработанных на основе такого философского направления, как конструктивизм.
     Модель развития технологической цивилизации это конструктивная теория, описывающая процессы на цивилизационном феноменологическом уровне. Общих принципов она не формирует. Вместо ответов на вопросов начинающиеся со слова "как" и "почему" она отвечает на вопросы "в каком направлении" и "на сколько". (Теория цивилизаций)
++++++++++++++++
...
Теория принципов.
     Устанавливает систему взглядов. Она должна быть универсальной: она должна быть применима ко всему, поскольку она устанавливает основной язык, который мы используем, чтобы говорить о природе. Не может быть двух различных теорий принципов, применимых к различным областям природы. Поскольку мир един, все, в конечном счете, взаимодействует со всем другим, и может быть только один язык, используемый для описания этих взаимодействий. (Теория цивилизаций)
++++++++++++++++
...
Теория цивилизаций.
     Молодая наука, находящаяся в стадии становления. Главной её проблемой, как и всех молодых наук, является отсутствие понимания предмета се исследования. (Теория цивилизаций)
     Знание теории цивилизаций важно и для представителей естественных наук, изучающих циклично-генетические закономерности развития науки, изменения научных парадигм, особенности распространения новых знаний и становления общества, основанного на знаниях, в разных локальных цивилизациях.
     Предмет теории цивилизаций возник на пересечении истории, философии, социологии, этнологии, антропологии, социальной психологии, искусствознания. Междисциплинарный характер науки о цивилизациях соответствует обшей современной тенденции к интеграции, синтезу. взаимовлиянию и взаимопроникновению различных областей деятельности личности.
     При этом каждая из наук, с которой контактирует культурология цивилизаций, углубляет представление о цивилизациях. Наиболее тесно с наукой о цивилизациях связаны экологические науки, культурология, философия, социология, культурная антропология. (Теория цивилизаций)
++++++++++++++++
...
Технологии.
     Это средства труда, источники энергии, технологии, разделение труда, формы организации производства. (Теория цивилизаций)
++++++++++++++++
...
Уровни цивилизационные.
     На более коротких периодах времени цивилизационный феноменологический уровень граничит с уровнями, которые обычно изучаются по отраслевому признаку, например, экономический, политический, социальный, технологический, военный и т.д.
     Чем более длительные процессы рассматриваются на отраслевых уровнях, тем меньше отраслевые различия, тем больше влияния цивилизационного феноменологического уровня и тем большее значение приобретает погрешность прогнозирования, как ключевой показатель экспериментальной проверки. Получается, что цивилизационный уровень отличается не по отраслевому, а по временному признаку.
     На больших временных периодах, начиная примерно с десятков тысяч лет, скорее всего, существуют свои феноменологические уровни, для которых развитие технологической цивилизации является одним из частных случаев проявления закономерностей более общего и долгосрочного плана. Там возможны не только конструктивные теории, но и теории принципов.
     Научное изучение этих процессов затрудняется крайне небольшим периодом наблюдений в сравнение с длительностью самих процессов. Ведь даже на цивилизационном уровне, мы можем что-либо анализировать, начиная примерно с 16 века. До того времени история, летописная традиция, да и сама письменная культура тотально контролировалась церковью. Затем основные положения церковной исторической традиции стали фундаментом современной истории. (Теория цивилизаций)
++++++++++++++++
...
Феноменология цивилизаций.
     Цивилизационный феноменологический уровень определяется значительно большей точностью описания у конструктивной теории, работающем на этом феноменологическом уровне. Границы же самих феноменологических уровней, обычно, не являются жесткими. Например, граница между биохимическим и микробиологическим феноменологическими уровнями в значительной мере условна.
     Границы цивилизационного феномелогического уровня определяются процессами, в которых участвуют значительное количество людей и длящиеся примерно от 200 лет до нескольких тысяч лет.  Привязки к виду homo sapiens в Модели не существует.
     На более коротких периодах времени цивилизационный феноменологический уровень граничит с уровнями, которые обычно изучаются по отраслевому признаку, например экономический, политический, социальный, технологический, военный и т.д. (Теория цивилизаций)
++++++++++++++++
...
Философия. 
     Стремится выработать системное и целостное представление о мире, пытается ответить на вопрос, познаваем ли мир, каковы возможности и границы познания, его цели, уровни, формы и методы, должна показать, какое место занимает культура цивилизаций в этой обшей картине бытия, стремится определить своеобразие и методологию познания цивилизационных явлений.
     Философия определяет общие познавательные ориентиры культурологических исследований в науке о цивилизациях, ставит проблемы, значимые для жизни человека, об условиях существования личности в определённой цивилизации, о причинах цивилизационных изменений.
     Использовании методов философического осмысления мира, культурология цивилизаций позволяет создать единую картину мира. (Теория цивилизаций)
++++++++++++++++
...
Формации.
     В марксистской концепции периодизация исторического процесса дается через смену общественно-экономических формаций: первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической. Именно ее имеют в виду, когда говорят о формационном подходе к истории. Понятие "формация" характеризует определенный тип общества, представляющий собой особую ступень в его развитии.
     С помощью данного понятия в рамках марксистского подхода была обоснована периодизация исторического процесса, в соответствии с чем выделялось пять названных основных общественно-экономических формаций. (Теория цивилизаций)
++++++++++++++++
...
Формационный способ периодизация.
     В марксистской концепции периодизация исторического процесса дается через смену общественно-экономических формаций: первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической. Именно ее имеют в виду, когда говорят о формационном подходе к истории.
     Понятие "формация" характеризует определенный тип общества, представляющий собой особую ступень в его развитии. С помощью данного понятия в рамках марксистского подхода была обоснована периодизация исторического процесса, в соответствии с чем выделялось пять названных основных общественно-экономических формаций. (Теория цивилизаций)
++++++++++++++++
...
Функции теории цивилизаций.
     Их можно объединить в несколько основных групп по реализуемым задачам:
     познавательная функция — изучение и понимание сущности и роли цивилизационных культур в жизни общества, их структуры, функции,  типы, виды и формы, творческого смысла цивилизационных культур;
     описательная функция — разработка теоретических систем, понятий и категорий, позволяющих составить целостную картину цивилизаций мира, их рождения и развития,  формулирование правил описания, отражающих особенности развертывания социокультурных процессов;
     оценочная функция — оценка влияния феномена человеческих цивилизаций на формирование социальных, духовных, экономических, политических качеств личности, государства, этноса, общества;
     объясняющая функция — объяснение цивилизационных признаков, механизмов функционирования структур цивилизационных культур на социализацию личности, государства, общества;
     мировоззренческая функция — реализация идеалов человечества в разработке технологий влияния на развитие цивилизационных культур, регуляция влияния цивилизационных кодов на личность и общество;
     образовательная функция — распространение знаний в области культурологии цивилизаций для понимания особенностей этого культурно-исторического феномена, с целью увлечения роли личности в развитии общества. (Теория цивилизаций)
++++++++++++++++
...
Цель теории цивилизаций.
     Изучение культуры, на основе которой формируется ее понимание. Для этого анализируются факты цивилизационных культур, являющихся в совокупности системой феноменов человеческих цивилизаций; связи между элементами цивилизационных культур; динамику систем; способы производства и усвоения цивилизационных феноменов; типы цивилизационных культур и лежащие в их основе нормы, ценности, символы, культурные коды и коммуникации между ними. (Теория цивилизаций)
++++++++++++++++
...
Цивилизационная миссия!!
Цивилизационный сдвиг, перед которым теперь стоит человечество, совершенно уникален. Он влечет за собой не более не менее, как видовую метаморфозу человека, которая возникает при переходе от рефлексии к созерцающей силе суждения. Ею смог овладеть Гете. Ее суть заключается в том, что человек благодаря ей познает путем идеального восприятия идей непосредственно из области объектов познания. Такое мышление не связано с физическим мозгом и потому приводит к изменению структур всего многочленного существа человека.
     Вот почему Рудольф Штейнер свое учение начал с развивать гетеанистически и с вопросов теории познания. На этом базисе он затем в течение всей своей жизни главным образом создавал всеобщую методологию науки, которая должна стать методологией познания и жизни новой, более спиритуальной, чем существующая, цивилизации, в которой будет господствовать представление о реальности, как о единой и одновременно чувственно-сверхчувственной.
     Решением этой задачи была обусловлена и многогранность учения и практических начинаний Рудольфа Штейнера. (Теория цивилизаций)
++++++++++++++++
...
Цивилизационный анализ.
     В препятствовании развития цивилизационного анализа, как естественно научной дисциплины заинтересован гораздо более влиятельный институт – государство. Цивилизационный анализ по определению нейтрален и космополитичен. Его выводы противоречат идеологии любого государства, они заведомо непатриотичны. Любое государство позиционирует себя как ограниченное в пространстве и неограниченное во времени. Как вершину эволюции общества на данной территории.
     Согласно цивилизационному анализу, технологическая цивилизация находится в состоянии динамического неравновесия, т.е. невозможно ни длительное процветание, ни постоянный упадок и прозябание. Деградация и распад государства есть такой же естественный процесс, как и смерть человека. Его можно отсрочить, но нельзя отменить.
     Государство же объявляет свою идеологию и базовые принципы построения универсальными, вечными ценностями, которые будут эффективными всегда. Цивилизационный анализ говорит об их относительности и детерминированности циклом цивилизационного развития и внешними условиями.
     В результате цивилизационный анализ также посягает на государственную идеологию, государственный исторический миф и государственный патриотизм. Поэтому все государства всегда не были заинтересованы в развитии понимания процессов цивилизационного развития.
     Пока не будет пройден этот этап, говорить о математических моделях с числовыми значениями вероятностей и доверительных интервалов бесполезно, поскольку при этом неизбежно появление в цивилизационных расчетах показателей других феноменологических уровней, которые приведут либо к невозможности прогнозирования т.е. экспериментальной проверки либо к появлению бесконечностей и в математических моделях.
     Работают те же самые критерии отбраковки теоретических концепций, что и в современной физике!  Разница в том, что физики это понимают, а те, кто пытается анализировать цивилизационные процессы с использованием параметров других феноменологических уровней либо не понимают этого, либо сознательно спекулируют. В результате наблюдается проявления обеих этих процессов.
     Цивилизационный анализ находится в самом начале своего развития – этапе определения единиц измерения макропараметров цивилизационного развития, языка описания и корректировки качественных моделей для их перевода в количественные.
     Так основе Модели развития технологической цивилизации были опубликованы прогнозы кризиса до его начала. Причем не простого циклического кризиса капитализма, а кризиса цивилизационного, как по причинам, так и по масштабам и продолжительности.
     С начала кризиса опубликованы детализирующие прогнозы, как по отраслевому признаку (геополитика, экономика, военная, социальная, технологическая и другие составляющие), так по его временным рамкам. Полностью или частично прогнозы, выполненные по естественно-научной методологии можно оценить уже сейчас, сравнив их комплексность и погрешность в сравнение с прогнозами экспертов, также прогнозировавших кризис. (Теория цивилизаций)
++++++++++++++++
...
Цивилизационный способ периодизации.
     Исходит из того, что в человеческой истории выделяется несколько самостоятельных образований, цивилизаций, каждая из которых имеет свою собственную, совершенно самостоятельную, историю.
     Вся история человечества есть бесконечное творение множества одних и тех же процессов. На первый план выдвигается несходство эволюции у разных народов и целых регионов. В отечественной исторической науке долгое время господствовал стадиально-поступательный подход в его марксистском, формационном варианте.
     Сущность цивилизационного подхода заключается в том, что история человечества подразделяется на несколько совершенно самостоятельных образований ; локальных цивилизаций, каждая из которых имеет свою собственную самостоятельную историю, отличается неповторимостью исторических явлений, уникальностью культурно-исторических событий. (Теория цивилизаций)
++++++++++++++++
...
Цивилиография.
     Совокупность исследований человеческих цивилизаций, выявление закономерностей их развития. В задачи культурологии цивилизаций входит понимание общих характеристик цивилизационных технологий, анализ их развития.
     Эта дисциплина является самостоятельным научным разделом в комплексе социальных наук. Феномен цивилизационных культур в Западных исследованиях понимается преимущественно в социально-этнографическом смысле, поэтому основной наукой считается культурная антропология.
++++++++++++++++
...
Школы цивилизационные.
     Общественно-историческая школа.
     Общественно-историческая школа имеет наиболее давние, «классические» традиции и восходит к Канту, Гегелю и Гумбольдту, группируя вокруг себя преимущественно историков и философов, в том числе и религиозных. Её представителями являются Шпенглер, Тойнби, Данилевский. Главными особенностями общественно-исторической школы являются периодизация и типологизация цивилизационных культур.
     Расово-антропологическая школа.
     Основная идея этой школы — показать решающее влияние расового фактора на культурно-историческое развитие цивилизаций. Поведение людей определяется их биологическим происхождением, цивилизации развиваются по расовым признакам, смешения рас в пределах одной цивилизации является признаком её упадка и гибели. Основные представители: Жозеф Гобино, Людвиг Вольтман, Жорж Лапуж.
     Социологическая школа.
     Главным объектом внимания представителей Социологической школы находится само общество, его структура и социальные институты. Определяющей идеей является утверждение, что культура есть продукт общественный. Основные представители: Томас Элиот, П.А.Сорокин, Альфред Вебер. Их идеи в большей степени относятся к теории культур.
     Символическая школа.
     Все цивилизационные процессы, происходящие в её культурах, следует рассматривать как коммуникационные. Культура, являясь важнейшим компонентом цивилизации, понимается как система знаков, восходящих к цивилизационному коду, созданная человеком в силу присущей только ему способности к символизации, а через неё — и к взаимной информации. Основные представители: Фердинанд де Соссюр, Эрнст Кассирер, Клод Леви-Стросс.
     Экологическая школа.
     В конце двадцатого века в сферу исследовательского интереса культурологии цивилизаций стали проникать идеи существования цивилизационных культур в определённых экологических нишах. Изменения температуры, влажности, географии этих ниш приводят к изменению цивилизационных культур. При этом некоторые цивилизационные признаки погибшей цивилизации принимала следующая общественная культура.
     Такой процесс можно назвать цивилизациумом, имея в виду преемственность цивилизаций, возникающих одна за другой на одной территории, в одной идеологической или экологической нише. Русская цивилизация является одним из элементов в продолжительном цивилизациуме, длящемся со времени возникновения белого человечества после последнего оледенения.
     Культурологическая школа.
     Последователи этой школы сближают понятия культуры и цивилизации, но не соединяют их. Основная идея этой школы в том, что культура является главным признаком цивилизации. Экология, генотипы, религии формируют культуру поведения личности в цивилизации, что, в свою очередь, влияет на феноменизацию культуры, становящейся лицом цивилизации.
     Интегрализм.
     Основывается на том, что цивилизационный этап в развитии человечества (начало его истории) начался с неолитической революции; что ритм исторического процесса находит выражение в периодической смене исторических суперциклов, мировых цивилизаций, поколений локальных цивилизаций, социокультурного строя; что в основе этой цикличной ритмики лежат закономерности социогенетики — наследственности, изменчивости и отбора.
     Сторонники интегрализма уверены, что циклы и кризисы, периодическая смена исторических суперциклов, мировых цивилизаций и поколений локальных цивилизаций сохранятся столько, сколько будет существовать человеческое общество. Точно так же будут возникать и новые вызовы времени, и необходимость давать на них адекватные ответы, сохранится цивилизационное разнообразие. Успокоиться человечеству не суждено и в будущем: риски модифицируются, но не исчезнут, и людям придется напрягать все силы, чтобы их минимизировать.
     Цивилизационный подход к истории и будущему человечества как главная составная часть интегрализма идет на смену либеральному и марксистскому формационным подходам, которые преобладали в период расцвета и заката индустриальной цивилизации (XIX—XX вв.) и при всем кажущемся антагонизме имели общие корни и черты как составные части индустриальной научной парадигмы.
     Либерализм и марксизм.
     Либерализм выделяет предысторию, дорыночную стадию развития; собственно историю, когда происходило становление и распространение капиталистической рыночной экономики и буржуазной демократии; конец истории, когда эти системы восторжествовали во всем мире. Дальше двигаться некуда и незачем.
     Либерализм, и марксизм берет за основу линейно-прогрессивную траекторию развития общества, прямое восхождение его от ступени к ступени. Несмотря на то, что все научные школы либерализма и марксизма уделяют внимание изучению циклов и кризисов, делают они это лишь для того, чтобы доказать, что отступления от прямого развития являются исключениями.
     Теория цивилизаций, напротив, делает упор на признании циклично-генетических закономерностей динамики общества ее фундаментальными основами, неизбежно присущими ему в прошлом, настоящем и будущем. Эти закономерности считаются не отклонениями от нормы, а самой нормой. Поэтому исследование циклов и кризисов во всех сферах общества и на всех стадиях его динамики является краеугольным камнем теории цивилизаций.
     Либерализм, и марксизм исходят из примата экономики в структуре и динамике общества — собственности и рынка, Нomo economicus (либерализм), производительных сил, производственных отношений как базиса (марксизм).
     Цивилизационный подход утверждает первенство духовной сферы — науки, культуры, образования, этики, религии, приоритет системы цивилизационных ценностей, которые определяют мотивацию человеческой деятельности во всех ее ипостасях. Именно на этом принципе строятся «пирамида» цивилизации, логика взаимодействия и динамики всех ее «этажей» и «квартир».
     Либерализм, и марксизм представляют будущее как полную реализацию и окончательное торжество исповедуемых ими идеалов — либо капиталистической рыночной экономики и буржуазной демократии, либо унифицированного, преодолевшего все социальные различия, однообразного коммунистического общества, в котором «богатства польются полным потоком», будет реализован принцип «от каждого — по способностям, каждому — по потребностям» и каждая кухарка будет управлять обществом.
     Марксистский исторический материализм основан на теории сменяющих друг друга общественно-экономических формаций: первобытно-общинной, длившейся миллионы лет; рабовладельческой; феодальной; капиталистической; коммунистической, которая начинается с социализма и утвердится навсегда. Это тоже конец истории, только под иным, чем у либерализма, соусом. (Теория цивилизаций)
++++++++++++++++
...
Экологическая школа.
     В конце двадцатого века в сферу исследовательского интереса культурологии цивилизаций стали проникать идеи существования цивилизационных культур в определённых экологических нишах. Изменения температуры, влажности, географии этих ниш приводят к изменению цивилизационных культур. При этом некоторые цивилизационные признаки погибшей цивилизации принимала следующая общественная культура.
     Такой процесс можно назвать цивилизациумом, имея в виду преемственность цивилизаций, возникающих одна за другой на одной территории, в одной идеологической или экологической нише. Русская цивилизация является одним из элементов в продолжительном цивилизациуме, длящемся со времени возникновения белого человечества после последнего оледенения. (Теория цивилизаций)
++++++++++++++++
...
Экономическая сфера.
     Это формы собственности, способы распределения, формы обмена, структура экономики, формы управления экономикой. (Теория цивилизаций)
++++++++++++++++