Л. Балашевич. Дневник корабельного врача. гл. 12

Виталий Бердышев
Переход Севастополь - Бухта Провидения (Петропавловск-Камчатский).
Дневник корабельного врача подводной лодки С-73.
Дневник вел лейтенант медицинской службы Леонид  Балашевич (1960 год).


Рисунок автора "Док с подводной лодкой «братьев-китайцев» у берега Волги"


30 апреля 1961 г.

Во второй половине дня 29 апреля мы вышли на траверз Саратова. Из города к нам подошёл катер – на таких катерах обычно приходят представители комендатуры и доставляют продукты. У нас почти нет картофеля, лука, мяса, а впереди праздник, а его в наших условиях можно отметить только хорошим обедом. Тоненькая белокурая женщина в зелёном лыжном костюме и синей юбке бросает швартовый конец на док, матросы спускают скоб-трап, и я первый прыгаю на катер. В трюме уже поджидает кладовщик со своим товаром.

– Ну чем, батя, покормишь гостей?
– Хлебушка да мяса дам.
– А насчёт овощей?
– Да мы ведь не снабжаем, нет у нас.
Я сразу к командиру. Командир сошёл на катер и заявил майору из транспортной службы:
– Я категорически настаиваю, чтобы нас обеспечили всем необходимым согласно приказу главкома. Матрос хочет есть, он не должен страдать от того, что где-то кто-то не работает как следует. Ставьте на якорь эшелон, принимайте меры, но чтобы продукты были на борту!

– Вы можете настаивать, но этот вопрос даже Москва решить не может. Он уже много раз обсуждался, но бесполезно. А эшелон останавливать я не советую. Вас за беспорядок снимут, другого назначат, что ж хорошего? – ехидно улыбаясь, протянул майор.
– Я главкому подчиняюсь, нет, генеральному штабу, – краснея и постепенно повышая голос, не сдавался командир, – и у вас некому, не найдётся кому, меня снять!
– Нет, найдётся!
– Да я за то, чтобы люди были обеспечены всем, готов и на это. Разберутся, восстановят.

– Хорошо, я постараюсь на Куйбышев дать заявку, чтобы вам дали продукты.
Пользуясь перепалкой, я смотрел на город, говорил с командой катера. Саратов расположен на холмистом правом берегу Волги, прямо у среза воды. Сейчас здесь, особенно напротив центра, устроена набережная, газоны, высокие жилые дома. Прямо в гору поднимаются от набережной улицы и проспекты; на одной из центральных улиц церковь – здесь единственная действующая церковь Саратова. Вниз по Волге начинается индустриальный район – в Саратове масса заводов, здесь делают крекинг нефти, аккумуляторы для лодок, троллейбусы (в Энгельсе) и т.д. Вечером над всем городом полыхает огромное зарево от работающих предприятий.

Чуть ниже Саратова построен железнодорожный стальной мост через Волгу, а в самом городе идёт строительство шоссейного моста длиной в 3 километра, который свяжет Саратов с Энгельсом. Мосты огромные – ведь ширина Волги здесь около полукилометра, а весной и того более.

Вскоре командир закончил свои счёты с комендантом, и мы, бросив последний взгляд на Саратов, двинулись вверх по Волге.
Полным ходом идёт подготовка к празднику. Нельзя одевать форму, нельзя делать торжественных построений, но мы всё же готовим кое-какие мероприятия, чтобы чем-то занять людей.

За обедом командир обращается к офицерам:
– Ну так кто с чем выступит завтра на концерте, да так, чтобы публика визжала и плакала?
– Я с сатирой, – предложил замполит.
Это сразу вызвало взрыв смеха. Дело в том, что наш старый прежний замполит Даниил Самойлович за всю свою службу выучил одно сатирическое стихотворение и шесть лет рассказывал его на всех торжествах.
Взвесив свои богатые возможности, я решил: «Что ж, «Чижика» на гитаре я, пожалуй, сыграю».

– Выступлю с оригинальным номером «Показательное поедание второго блюда», – сказал, прожёвывая уже третью порцию мяса, могучего телосложения штурман.
Да, с таким обилием талантов мы, конечно, заставим публику визжать!

Я бросаю на праздничный стол все свои продовольственные резервы – вино, консервы, компоты, спирт, терроризирую коков. В наших условиях даже свежий пирожок доставит людям радость, особенно в такой день. Это первый мой первомайский праздник вдали от города, от близких, родных мне людей. Как будет встречать его Белка? Как хотелось бы собраться вместе, поднять праздничный бокал за одним столом – и мама, и Белка, и наша дочурка!

Валерий Петрович утешает меня: не мы одни в море, сколько таких же бороздят океаны, нас вот хоть не качает! Что ж, на худой конец и это утешение!

Продолжение следует.