Воспитание воли

Вячеслав Александров 2
ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ ПРАВОСЛАВИЯ.

 Очерк 35        ВОСПИТАНИЕ ВОЛИ                фото автора

 Воля - естественная сила души, и как любая другая энергия может быть применена не только для добрых дел. Мало  того, чем больший потенциал в себе скрывает человек, тем серьёзнее опасности его подстерегают. В жизни можно наблюдать, как «половодье чувств» вдребезги разбивает человеческую жизнь. Необходимость воспитания воли вызвана тем, что бы  внутренняя энергия людей могла  быть использована ими во благо. Раскрытие талантов, даров невозможно без упорного, целенаправленного труда. Этого  многим людям достичь невозможно без осознания ими необходимости принуждения себя к исполнению евангельских принципов, т.е. ограничения стремления противопоставить свои интересы интересам окружающих.
Для воспитания воли нам достаточно встать на путь  исполнения только одной заповеди: «Да любите друг друга!». Все трудности, возникающие на жизненном пути человека, ничто по сравнению с теми усилиями, которые следует проявить для того, чтобы хотя бы с уважением относится к  близким людям, не говоря уже о соблюдении пожелания любить своих врагов. Наша обыденная жизнь  состоит из множества событий, не обращая внимания на которые мы медленно, но верно двигаемся на самое дно бытия. Когда  позволяем себе находится в состоянии непрерывного недовольства возникающими ситуациями и окружающими  людьми, нашу душу можно сравнить с дырявой посудой, из которой непрерывно вытекает вода. Воля становится слабой только потому, что её силы не используются для предупреждения захвата нас во власть пошлым чувствам, мелким страстям и злым мыслям.
Воспитание воли не предполагает каких-то особенных мер, ибо поводы для этого имеет каждый  в непосредственно текущее время. Стоит любому из нас обратить внимание на  происходящее в сердце, душе, разуме и обнаружим там многое из того, от чего следует немедленно избавиться. Воспитание связано с внутренней бдительностью, способностью трезво оценивать последствия намерений, к осуществлению которых готовимся. В этой практике мелочей не бывает.  Если, например, не позволяем своему сердцу непрерывно вспыхивать гневом, или не даём укорениться в нашем уме недобрым мыслям, рождаемых от внешних впечатлений, или угашаем аппетит насытившегося чрева, то уже это  укрепляет  волю. Чем отличается злая воля, от воли доброй? Злая воля, не совместима с жизнью. Она подталкивает человека либо к совершению поступков, в результате которых укрепляется над ним власть страсти, либо отвращает от совершения благих дел, например, пробуждая желание перенести их «на  завтра».
Настоящей школой воспитания воли, является принуждение себя к своевременному исполнению необходимых повседневных дел. Всегда следует помнить, великие деяния совершаются посредством множества незаметных шагов. Каждому понятно, что мастерство в любой из сфер человеческой деятельности, достигается непрерывным обучением и трудом. Но даже если наш опыт позволит обрести на земле блага, к которым стремились, это не будет обозначать того, что мы непременно станем счастливы. Для этого необходимо соблюдение одного условия: воля наша должна оставаться доброй, т.е. непрерывно побуждать нас к совершению добрых дел. Когда наша душа настроена на созидание блага, тогда она будет получать и энергию в виде благодати.
Окружающие обстоятельства носят по большей части неблагоприятный для нас характер. Мы большую часть своей жизни  затрачиваем на то, что бы защитится либо от природных, либо социальных условий. Человечество в прямом смысле отвоёвывает у природы необходимые ресурсы. Но далее война перекидывается во внутрь самого человечества. В его недрах ведётся самая беспощадная борьба за  то, что позволяет расширять границы потребления благ. Каждый участвующий в процессе производства-потребления,  неизбежно оказывается в центре боевых действий, и сам на своём уровне либо атакует кого-то, либо от кого-то защищается. Единственным способом сохранения себя от нечеловеческой жестокости, которую прививает нам действительность, является умиротворение своего духа,  установление мира и гармонии во внутренней сфере  жизни. Потому проявление доброй воли требует особого напряжения, что приходится принимать меры, не допускающие вторжения в личную жизнь злых энергий, которыми наполнена внешняя сфера бытия.
Воспитание воли связано с осознанием необходимости сохранения себя от зла. Это возможно, если мы, во-первых,  способны распознавать то, что сердце делает злым, а ум лживым; во-вторых, проявлять волю к искоренению склонности к греху, совершению поступков, ослабляющих жизнь. Не стоит обращать особого внимания на то, что не зависит от нас. Насколько бы не велики были бы злодеяния, происходящие в мире, они не должны служить причиной оправдания того, что наш собственный космос превращается в хаос. Единственной силой, способной  нас сохранить от смерти является сила, рождающаяся в  душе в результате приведения нашей воли в соответствие с Божьей волей, т.е. при соблюдении нами заповедей, защищающих нас от уязвления смертью. Для воспитания своей воли нет необходимости в  достижении каких-то особых знаний, совершении значимых подвигов. Любой  из нас, честно взглянув на происходящее  в  душе, обязательно обнаружит  то, от чего следует избавиться, что следует изменить. Совершение соответствующих действий невозможно без проявления воли, они же являются и актами её воспитания.