Новороссийск ФЗУ 1923-1926 гг

Сергей Шило 4
  Первая школа ученичества располагалась по адресу - Мефодиевский посёлок улица Ремесленная № 35. Бывшему отделению ремесленного училища Новороссийска переименованному в 1920 году в профтехническую школу № 2 выпала честь стать первой в нашем городе школой ученичества -ФЗУ. В те годы только начинал создаваться новый тип советских профессионально-технических школ. Открывались они при крупных предприятиях для подготовки квалифицированных рабочих из числа молодёжи 14-18 лет, имели 3-4 годичный срок обучения. Наряду с профессиональным обучением в школе давалась  общеобразовательная подготовка в объёме начальной школы.
Первым заведующим мефодиевской школы ученичества стал Леонтович Е.С. Это известная в городе фамилия. Многие из этой семьи работали на железной дороге и в железнодорожных мастерских. Один из Леонтовичей возглавлял газету «Черноморское побережье» в 1902 – 1906 гг.
С переходом школы в ведомство железнодорожников, она приступает к подготовке специалистов для железнодорожного транспорта. Теперь в школьных классах подготавливают токарей, кузнецов, слесарей, столяров для железнодорожных мастерских.
В мае 1923 года в школе была создана ячейка РКСМ -комсомольская организация. Для этого, по просьбе коллектива, в школу приехали представители Новороссийского окружного комитета комсомола: товарищи Демьяненко и Пулиезо. Вечером, в школе состоялось собрание, на котором были приняты в комсомол самые активные и заслуживающие доверия коллектива ученики.
Первым секретарём комсомольской организации был избран один из учащихся школы Коренев Иван Николаевич. Ему было всего 16 лет.
В первое время комсомольская ячейка была немногочисленной, всего двадцать человек, но работу, которую она проводила, была огромна и сыграла большую роль в воспитании учащихся.
Первым делом в школе был создан учком – ученический комитет, выбрана редколлегия стенгазеты «Юный железнодорожник», организованны кружки самодеятельности. Комсомольская организация вместе с учкомом направляла и организовывала всю жизнь школьного коллектива. Учащиеся активно участвовал в сборе средств для оказания помощи голодающим Поволжья, в проведении лотерей в пользу МОПРА, в борьбе с беспризорностью.
Шли годы, развивалась страна. Школы ученичества стали основными школами профессионального образования. С каждым годом их становилось больше. Их создавали и на других предприятиях города. Росла и сама железнодорожная школа ученичества. Самые трудные годы были позади. Из года в год приём учащихся увеличивался. Молодежь стремилась в школу, горя желанием получить хорошую квалифицированную специальность. Надо отметить, что в то время иметь рабочую специальность, быть высококвалифицированным специалистом было очень престижно среди молодежи. Оставалось ещё много бытовых и хозяйственных трудностей, но жажда знаний побеждала всё. Как обстояли дела, в 1924 году, в каких условиях приходилось учиться, нам расскажет «Доклад по обследованию новороссийской школы ученичества» написанный 23 февраля за № 12481:
«Школа ученичества в Новороссийске находится вдали от станции, примерно в 3  верстах от неё в Мефодиевском посёлке. Такая даль представляет большие неудобства, в особенности во время норд-оста, для преподавателей, в большинстве живущих в районе станции или в городе; жилищный кризис здесь заставляет мириться с этим.
Но никак нельзя мириться с тем, что условия работы, как для этих преподавателей, так и для учащихся школы, крайне отвратительны, а именно.
Двухэтажное здание школы давно требует ремонта и по заявлению администрации имеет весьма плачевный вид: бетонные полы первого этажа в выбоинах, часть крыши обнажена, стёкла в окнах выбитые норд-остом, заменены диктом, почему в классах недостаточно света, печи или совершенно не обогревают, или еле теплятся, полы во втором этаже не покрашены, а стены давно не белились.
Во время норд-оста да и в обычное время в таких классах немыслимо работать, и мы застали учеников и преподавателей занимающихся в верхнем платье, шапках и перчатках, не попадая в полном смысле этого слова, зуб на зуб.
Мы не можем взять на себя ответственности, что учащиеся заболеют серьёзно; процент непосещяемости, вследствие болезни, довольно высок и доходит до 22.
Необходимо немедленно приступить к ремонту, согласно смете, представленной вами ОДЖ, в сентябре сего года на сумму 2 285 рублей. Иначе придётся распустить учащихся и закрыть школу.
Кроме изложенных в смете работ, необходимо к началу будущего учебного года / к сентябрю / пристроить две классные комнаты, общей площадью в 20 кв. саж., из коих одна для открываемого в будущем году 4-го класса, а другая взамен нынешнего тесного и тёмного 3-го класса.
Школа не может предоставить помещение ни Комитету слушателей, ни под читальню, ни наконец, под физкультуру и клубную работу, почему всё это находится здесь в зачаточном состоянии; что нельзя считать нормальным.
Единственное отрадное явление в этой школе представляют школьные мастерские, богато оборудованные верстаками / как столярными так и слесарными /, механическими станками и двигателями.
Этими мастерскими пользуются и слушатели Ж Д Техникума. Руководители по ремёслам, в особенности по столярному, на своих местах, и их любовное отношение к делу заметно отражается на работах учащихся.
К сожалению, почти все станки достались нам в изношенном виде и если мы теперь же не приступим к их ремонту, на что потребуется кредит в сумме около 1 000 рублей то на этих станках на будущий учебный год будет трудно работать.
Кредит на ремонт нужно открыть вагонным мастерским.
Ростов-на- Дону 23. 2. 1924 г. Н. Вобко» [62].

Такой была школа ученичества в начале 1924 года . Трудности преодолевались, школа продолжала работать.
 В 1926 году количество учащихся достигло 750 человек и  в этом же году школа ученичества была переименована в железнодорожную школу фабрично-заводского ученичества ФЗУ-№ 7.