Король-чужак. Часть 1. Глава 4

Владимир Никитюк
Читать сначала: http://www.proza.ru/2019/02/13/1486

Глава четвёртая. Толик подвергается “наездам”

А что же Толик? Можно ли считать, что, в то время как его родители ломали голову над сложившейся ситуацией, их сын спокойно учился?
Вовсе нет. Этот школьный день был у него очень беспокойный.
Беспокойство началось на первой же перемене. К Толику подошёл соседский пацан Вадик и попросил показать жука. На вопрос, откуда он про него знает, был сразу же получен лаконичный ответ: от Оли.
Отпираться дальше было бесполезно. Пришлось говорить правду: что жука он оставил дома, в своей комнате.
- Но завтра-то ты его принесёшь? – допытывался Вадик.
- Если бы и хотел – не смогу! Охрана с жуком меня в школу не пустит!
- Пустит – если ты на него пропуск у директора оформишь!
- И как ты себе это представляешь? – удивился Толик. – Вот я иду к директору… И что я при этом ему говорю?
Вадик представил себе эту картину и смутился. Толик, воспользовавшись этим, быстро убежал в кабинет астрономии – на второй урок.
Но “наезды” на этом не кончились. Напротив, они только начинались.

Когда Толик вошёл в кабинет, к нему сразу же подошёл его одноклассник Глеб.
Этот Глеб был весьма примечательной личностью. Собиратель местных легенд, борец за равноправие аборигенов. И главное – основатель и руководитель “Общества защиты природы и традиций” в седьмых классах.
- Я только что узнал, что ты у нас герой! – начал Глеб без всяких обиняков.
- Откуда такие заявления? Я вроде бы не делал за последнее время ничего героического, - попытался отшутиться Толик.
- Как ничего? А твой жук?
- Не вижу в этом ничего особенного! Он ведь сам ко мне приполз!
- Вот-вот! К абы кому такие гости не приползают! – загадочно проговорил Глеб.
- Вот Вадик трепло! – в сердцах выругался Толик.
Глеб спорить не стал. Вадик действительно не умел держать язык за зубами – и это знала вся школа.

Урок астрономии начался странно. Учитель сел за стол, улыбнулся и сказал:
- Сегодня у нас будет экспериментальный урок. Мы сейчас вместе выбираем какую-нибудь интересную тему – и подробно её обсуждаем.
- А в чём тут “изюминка”? – удивилась одна из учениц.
- Изюминка заключается в том, что тот, кто предложит тему, сам же о ней нам и расскажет. Ну что, у вас в “седьмом бэ” есть знаток астрономии? В “седьмом а”, например, не нашлось!
Услышав это, класс зашумел. “Утереть нос” параллельному классу хотелось. Очень хотелось!
После того, как все успокоились, вверх неожиданно взметнулась рука. Это был Глеб.
- Ну что, молодой человек! Вы нам хотите свою тему предложить? – с интересом спросил учитель.
- Нет, просто я хочу высказать своё мнение. По-моему, никто в нашем классе так хорошо не знает астрономию, как Толик Лапин. Я думаю, он и должен тему предлагать.
Учитель внимательно посмотрел на Толика. Тот пожал плечами и пошёл к доске. Но, проходя мимо Глеба, незаметно показал ему кулак. Вот подставил так подставил! Тоже мне – друг называется!

Прежде чем подойти к доске, Толик достал свой коммуникатор и что-то тихо спросил у учителя. Тот протянул ему небольшую коробочку, нажав на ней несколько кнопок. Затем учитель опустил на окна шторы – и кабинет погрузился в темноту.
Вроде бы в этом не было ничего странного. Большинство уроков астрономии происходило в темноте. Но тут ведь намечалось выступление их одноклассника! Неужели он сейчас начнёт им показывать те же хитрые штуки, что показывал учитель?
Толик отошёл в сторону. Теперь он стоял не перед доской, а слева от неё. Нажал кнопку слева от доски – и та сменила цвет со светло серого на густо-чёрный. Выбросил руку с коммуникатором вперёд – и между классом и доской повис комок звёзд.
- Вот смотрите – торжественно произнёс Толик. – Это звёзды с населёнными планетами, принадлежащие нашей Федерации.

Класс замер. Нельзя сказать, что кто-то видел эту картинку в первый раз. Но Толик, похоже, выбрал какой-то особый ракурс. То, что он показывал, выглядело особенно эффектно.
А Толик между тем продолжал:
- Главная звезда нашей Федерации – Солнце. Вокруг неё вращается главная планета Федерации – Земля Изначальная. Но в Солнечной системе есть и другие планеты: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. Есть несколько планетоидов, крупнейшим из которых является Плутон. Вокруг многих планет вращаются спутники. Большинство из перечисленных небесных тел в той или иной степени заселены.
Называя планеты, Толик сразу же показывал их объёмные изображения. Особенно красиво выглядел Сатурн с его замечательным кольцом.

- Особое значение, - продолжал Толик, - следуют ближайшие к Солнцу звёзды. Тут, конечно, учитываются только те, которые достаточно велики и имеют планеты. Так вот – в первой группе, то есть самых близких, имеются четыре звезды: Альфа Центавра, Сириус, Процион и Альтаир.
Далее мальчик показал все эти звёзды и кратко охарактеризовал их планетарные системы.
- Звёзды второй группы, - продолжал Толик, - чуть подальше. Их тоже четыре: Вега, Фомальгаут, Поллукс и Арктур. Ещё дальше зв ёзды третьей группы: Капелла,  Кастор, Альдебаран, Регул, Гакрукс и Ахернар. Их всего шесть.
Далее Толик показал все перечисленные звёзды и рассказал об их планетарных системах.
- Все эти звёзды находятся на разном расстоянии от Солнца, - продолжал он. - . Ближе всего Альфа Центавра – чуть больше четырёх световых лет. Дальше всего Ахернар – сто тридцать девять световых лет. Но в масштабах Федерации все это очень немного. Поэтому все четырнадцать перечисленных звёзд смело можно назвать близкими к Солнцу.

- Эти звёзды, - продолжал Толик, - в силу своей близости к Солнцу все более-менее освоены. Если есть подходящие планеты – на них произведено терраформирование. Если терраформирование на какой-либо планете было невозможно – строился купол. Если и купол было не построить – использовались станции, являющиеся спутниками планет. В тех редких случаях, когда у звезд вообще не было планет, были построены станции, являющиеся спутниками самих звёзд.
Рассказывая всё это, Толик не забывал менять иллюстрации. Показал терраформированную планету. Показал купол на планете с непригодными для жизни условия. Показал обитаемые искусственные спутники планет. И в самом конце – огромные станции, вращающиеся вокруг звёзд, лишённых планет.

- С более дальними звёздами всё сложнее, - продолжал Толик. – Освоены те, которые удобно осваивать. Например, Канопус и Денеб. А некоторые звёзды ближе, чем они, - но освоение прошло как-то мимо них. Если брать в целом, частично освоенная часть пространства тоже является достаточно компактной.
Но есть несколько звёздных систем, принадлежащих Федерации, которые вообще выдвинуты вперёд, за пределы освоенных областей. Своего рода форпосты нашего государства. Одной из таких звёзд и является наша родная звезда Транисолла, вокруг которой крутится планета, на которой мы живём – Трания.
Толик сделал паузу. Всё остальные тоже молчали, подавленные описанной картиной.
Наконец, молчание нарушила одна из учениц, которая, всхлипнув, сдавленно спросила:
- Получается, мы живёт тут отдельно от всех? А вокруг, на десятки световых лет, пустое пространство, - и ни одного человека?
- На самом деле всё не так страшно! – улыбнулся Толик. – Мы живём далеко от всех – но до нас довольно легко долететь!

Вы все знаете, что для того, чтобы звездолёты могли передвигаться быстрее света, используются пространственные узлы. Чем мощнее пространственный узел, тем дальше можно с его помощью “прыгнуть” – и тем меньшая энергия для этого требуется. Особенностью нашей звезды Транисоллы является то, что к ней привязан очень мощный пространственный узел. Поэтому наша звёздная система активно используется для организации сверхдальних перелётов в качестве транзитного узла.
Но это ещё не всё. Контроль над сверхмощным транспортным узлом позволяет не только передвигаться самим, но и мешать передвигаться другим. То есть, говоря проще, ставит заслон перед вражескими армиями вторжения, которые хотели бы проникнуть в населённые области нашей Федерации.
Вот поэтому в нашей звёздной системе расположена одна из крупнейших военных баз Федерации. Да вы и сами это знаете – вся наша жизнь фактически связана с ней.
Кстати говоря, вот одна из причин, по которой нам всем не о чем беспокоиться. Если нападёт враг, база нас защитит.
Закончив своё сообщение, Толик выключил проектор, открыл шторы и спросил, есть ли у слушателей вопросы, возражения или замечания.

Вопросов было не очень много. В основном они уточняли материал лекции. Было два пожелания: рассказать, как открыли Транисоллу с Транией и как Транию начали осваивать. Но тут вмешался учитель, который призвал учеников потерпеть. Мол, он сам об этом расскажет – на одном из следующих уроков.
Импровизированная лекция была закончена. Поскольку до конца урока ещё оставалось время, учитель сел на своё место и заявил, что Толик, безусловно, получает пятёрку. И что рассказанный материал, безусловно, актуален и интересен. Но теперь он вынужден перейти к более скучной теме – описанию планет, вращающихся вокруг Транисоллы.
Поскольку эта тема Толику была хорошо известна, учителя он слушал не очень внимательно. Часть его сознания отвлеклась, переходя с одного предмета на другой.
Самое главное, что его интересовало: понравилась ли Лене его лекция?
Так незаметно прошли четверть часа – и урок закончился.

Ученики вскочили со своих мест и, толпясь в дверях, покинули кабинет. Задержался лишь Толик: он хотел спросить у учителя, понравился ли ему доклад.
Учитель улыбнулся и сказал, что в целом всё хорошо. Но в одном месте Толик, мол, слукавил: составляя таблицу ближайших звёзд, не упомянул, что по мере удаления от Солнца сдвигается вверх граница между маленькими и большими звёздами.
Толик смутился. Но преподаватель его успокоил, сказав, что, в сущности, это мелочь.
Получив в целом положительную оценку, мальчик обрадовался и выбежал в коридор. Настроение у него было романтическое и он засмотрелся на великолепный пейзаж, раскинувшийся за окном.
Школа стояла на вершине холма, на самой окраине небольшого города. Окно как раз выходило на ту сторону, где города уже не было. Только широкий луг, протекающая по нему речка. Если говоря точнее, она текла со стороны виднеющегося вдали леса – и текла мимо школы к центру города.
Внезапно Толик вздрогнул: кто-то тронул его за плечо.

Мальчик повернул голову: рядом с ним стояла Лена.
- А знаешь, Лапин, мне понравилось, - сказала она снисходительным голосом. Может быть, из тебя что-то путное когда-нибудь и выйдет!
И, иронично посмотрев на ошарашенного одноклассника, медленно, с чувством собственного достоинства, пошла по коридору.
Толик долго смотрел ей вслед. И выражение лица у него при этом было очень мечтательное.

Следующим был урок биологии. Тут снова его ждали неожиданности.
Когда мальчик вошёл в класс, учительница Елизавета Степановна уже сидела за своим столом. Увидев Толика, она, не дав ему дойти до своей парты, строгим голосом произнесла:
- Лапин! Подойдите ко мне!
Когда растерянный Толик подошёл к учительнице, она, внимательно глядя на него, спросила:
- Я слышала, ты какого-то особенного жука поймал?
- Ну как особенного… - осторожно сказал Толик. – Просто большого.
- А я слышала – очень большого, - поправила его учительница. – Очень-очень большого.
- И что с того? – томимый нехорошими предчувствиями, спросил мальчик.
- А то, что ты должен. Нет – просто обязан подарить его нашему школьному зверинцу!
В груди у Толика похолодело. Этого ещё не хватало!

Очень осторожно (ведь с учителями конфликтовать опасно), мальчик стал объяснять, что отдать жука не может. Никак не может. Он ему, можно сказать друг, - а друзей не предают!
Елизавета Степановна не сочла его аргумент серьёзным. Мол, насекомое другом быть никак не может. Слишком это примитивное существо!
Толик оказался в очень сложном положении. Он мог бы с лёгкостью прояснить ситуацию, подробно рассказав всё, что с ним произошло. Тогда бы учительница поняла, что ситуация действительно уникальная. И что отдать жука в зверинец мальчик действительно никак не может!
С другой стороны, он же давал аборигену обещание лишнего не рассказывать!
Что же делать? Вот головоломка!
Сошлись на том, что Толик принесёт жука в школу и покажет учительнице. Та даже бумагу для охранника написала, по которой этого жука можно было внести в школу и вынести из неё.

В принципе, было понятно, что показывать жука в школе всё равно придётся – раз информация о нём уже разошлась. Так что учительница с её разрешительной бумажкой была даже кстати. С другой стороны, было понятно, что, увидев уникальное насекомое, Елизавета Степановна захочет его “прихватить”. Чтобы этого не произошло, надо заранее принять кое-какие меры.
Так что хочешь-не-хочешь, а придётся обращаться к Глебу. Он мастер в решении подобных щекотливых вопросов.

Глеб к ситуации отнёсся с пониманием.
- Ещё чего! – поддержал он опасения друга. – Если ты отдашь свою находку в школьный зверинец, то сделаешь величайшую в жизни ошибку! Вдруг училка вообще его в какую-нибудь лабораторию отдаст. И начнут там над твоим жуком издеваться. Может быть, даже вообще на кусочки разрежут!
Толик представил себе – и содрогнулся.
- Что же делать? – спросил он растерянно.
- Вот как раз после уроков у нас заседание Общества, - напомнил Глеб. – Там мы и обсудим твою проблему.
- Не знаю, выйдет ли из этого толк? – задумался Толик. – Если на сторону учительницы станет Зайцев…
Глеб помрачнел. Андрей Зайцев был вторым человеком в школьном Обществе – и известный недоброжелатель Глеба и Толика.
- Ничего, Катя его быстро на место поставит. Она ведь у нас миротворец! – попытался успокоить себя и друга Глеб. Но в голосе его уверенности не было.
Тут вдруг Толик вспомнил о своём домашнем аресте.
- Знаешь, я не могу сегодня задерживаться после школы. Совсем не могу…
- Я не понимаю, кому это больше надо – мне или тебе? – отрезал Глеб. – От того, что ты на час задержишься, никакой трагедии у тебя дома не произойдёт. Так что не слушаю никаких возражений. Лично прослежу, чтобы ты после последнего урока пошёл не домой, а на заседание Общества.
Толик вздохнул, представив, как на это отреагирует отец. Но спорить не стал.

После окончания последнего урока пришлось сразу же отключить коммуникатор. Ведь очень неудобно будет, если отец позвонит в самый разгар заседания Общества! А он обязательно позвонит, когда наказанный сын вовремя домой не придёт!
Про жука рассказывал Глеб, как более авторитетное лицо. После того, как ситуация была описана, в комнате повисло молчание.
- Как-то всё это очень сомнительно выглядит, - сразу же высказал сомнение Андрей Зайцев.
- Давайте всё-таки воздержимся от оценок и обсудим конкретные проблемы, - вступила в дискуссию председатель школьной ячейки Общества десятиклассница Екатерина Замойская. – Насколько я понимаю, главная проблема в том, чтобы внести ваш драгоценный груз в школу, но в зверинец не отдавать.
Толику очень не понравилось, что девушка назвала его друга “грузом”. Но спорить не стал. Слишком влиятельным человеком была Екатерина. Ходили даже слухи, что она имела выход на властные структуры. Так что если кто-то и сможет ограничить притязания жадной учительницы, то только она.
А вот Андрей Зайцев имел возражения иного рода – и скрывать их не стал. Мол, максимум, что грозит Толику, - позор от того, что он нашёл маленького жучка, а потом в целях саморекламы раздул его размер.
- Давайте не будем раньше времени клеить ярлыки, - возразила Екатерина. – Вот принесёт Толик своего супержука, покажет нам, - после этого и будем решать, что надо делать.
На это трудно было возразить – и заседание Общества закончилось.

Выходя из школы, Толик включил коммуникатор. И почти сразу же раздался вызов.
Звонил отец:
- Ну где там тебя носит? – спросил он строго. – Я смотрел в планетарной сети – уроки у вас давно закончились!
- У нас тут после уроков заседание Общества было.
- Ну знаешь! – задохнулся от раздражения отец. – Так мы не договаривались! Занятия кончились – и ты должен идти домой! Без всяких исключений!
Толик вздохнул, пряча коммуникатор в карман. Ну что за день сегодня такой? Сплошные "наезды"!

Читать дальше: http://www.proza.ru/2019/02/16/1013