Без мамы... Глава восемнадцатая

Эльвира Гусева
Продолжение. Начало в гл.1-17  http://www.proza.ru/2019/02/14/479

Весной  1947  года   у   нас  поселился  Васин  отец,  который  устроился  дежурить  на  проходной  взрыв  склада.  С   продовольствием  было  по-прежнему  тяжело,  хлеба  не  хватало,  нам,  взрослым  давали  по  500г  ржаного,  а  на  ребёнка   400г  белого  хлеба.  Я  несколько  раз  ездила  в  Балахну  за  картошкой,  покупала  по  два  ведра,  больше  не  смогла  донести,  от  базара до  станции   было  около  двух  километров.

11  марта  1948  года  у  нас  появился  второй  сыночек,  назвали  мы  его   Женечка.  Теперь  в нашей  маленькой  квартирке  мы  жили  впятером,  а  вскоре  из  деревни  к  нам  пришла  жить  моя  сводная  сестра  Ирина,  её  приняли  на  работу  счетоводом  в  портновскую  артель. 

Мы  с  ней  всегда  были  очень  дружны,  она  была    добрая,  уважительная,  во  всём  мне  помогала,  делилась  своими  секретами,  я  её   очень  любила.  Стали  мы  жить  вшестером.   Я  до  сих  пор  не  понимаю,  как  же  мы  все  убирались  на  восьми  квадратных  метрах.  Жили  мы  дружно.  Взрослые  работали,  а  я  с  двоими  детьми  была  дома.  Весной  раскорчевали  огород,  посадили  картошку.  Надеялись  осенью  собрать  урожай.

В  середине  лета   сестра  Нюра  пригласила  меня  в  гости,  поносить  малины,  отдохнуть,  а  ещё  в  деревне   намечается  свадьба,  а  это  событие    всегда  отмечали  сообща.  Я  собрала  детей  и  рано  утром  по  холодку  отправилась  в  путь.  Нюра  встретила   меня  с  радостью,  напекла  пирогов   с  малиной,  затопила   молока,  а  на  вечер  пригласила   мою  свекровь  посидеть  с  детьми,  пока  мы  будем  гулять  на   свадьбе  у   Ивана  Прокофьевича.         

Свадьба  была  пышная,  невеста  красивая,  гостей  много,  но  гулять  мне  не  пришлось.   Меня  вдруг  охватил  озноб,  закружилась  голова,  странно  задрожали  ноги.  Я  сказала  об  этом  Нюре,  она  удивилась,  ведь  было  так  жарко,  я  меня  лихорадило.   

Свекровь   не  ждала  моего  прихода  так  рано,  очень  удивилась,  посылала  гулять,  но  мне  нездоровилось,  меня  и  ломало,  и  тошнило.  Я  легла,  но  за  всю  ночь  не  уснула  ни  на  минуту.  Чуть  свет  я  попросилась  домой, очень боялась  умереть.  Нюра  испугалась  за  меня,  выпросила у председателя лошадь  и  увезла  нас  с  детьми  домой.  К  тому  времени  у  меня  болело  всё  тело,  я  не  чувствовала  ног.

Вася  с   отцом   работали,  я  оставалась  с  детьми  дома,  но  не  могла  встать.  Мне  очень  помогала   Ирина,  она  работала  ближе  всех  и  через  каждые  три  часа  приходила  с  работы  кормить  Женечку.  В  это  время  приехала  на  посёлок  новый  врач  Вера  Филипповна  Жданова,  она  лечила  меня  заботливо  и  внимательно,  за  что  я  ей  очень  благодарна. 

Болезнь  лечению  не  поддавалась,  я  ничего  не  ела,  сильно  похудела,  совсем  не  спала.  Ноги  натирали  водкой  с  красным  перцем,  делали  солёные  ванны,  сажали  в  муравейник.  Торфяной  комитет  выделил  мне  путёвку  на  горячие  грязи,  но  ехать  я  не  могла,  я  же  совсем  не  ходила.

В  это  трудно  время  мне  помогали  все,  кто  мог.  Соседка  Клавдя  Колосова   посоветовала    бабку,  которая  всем  помогает,   к  ней  направили  сестру  Иру.  Она   привезла  пол-литровую  банку  воды,  мне  натёрли  руки  и  ноги,  дали  попить,  я  сразу  же  уснула. 

Проспала  всю  ночь,  а  утром  мне  захотелось  встать  на  ноги  и  пройти  по  комнате.  Я  встала,  прошла  до  двери,  а  до  кровати  донёс  меня  Вася.  Было  такое  ощущение,  что  я  очень  устала,  но  ни  боли,  ни  ломоты    в ногах  не  было.  Так  потихоньку  я  стала  вставать  каждый  день.  На  третий  день  мне  захотелось  выйти  на   крыльцо. 

Я  проболела  почти  полгода.  Поправлялась  тяжело  и  медленно.   Осенью  1948  года   в  госпитале  города  Иваново  скончался  Васин  отец  Игнатий  Иванович, он  так  и  смог  оправиться  от  полученного  ранения.  Вася  очень  и  очень  жалел  своего  отца  всю  жизнь.

Зимой Васе выделили путёвку в санаторий "Филипповка", где он пробыл целый месяц. Домой приехал отдохнувший и посвежевший, лечение и процедуры ему очень помогли. Но главное-это питание, благодаря которому он очень поправился и окреп. После этого малярия его уже больше не мучила, да и раны на левой ноге зарубцевались. Ему стало намного легче.

Продолжение следует http://www.proza.ru/2019/02/16/772

Фото Клавдия и Василий Кабановы 1948 год из семейного альбома автора.