Король-чужак. Часть 1. Глава 4-1

Владимир Никитюк
Глава четвёртая. Толик подвергается “наездам”

А что же Толик? Можно ли считать, что, в то время как его родители ломали голову над сложившейся ситуацией, их сын спокойно учился?
Вовсе нет. Этот школьный день был у него очень беспокойный.
Беспокойство началось на первой же перемене. К Толику подошёл соседский пацан Вадик и попросил показать жука. На вопрос, откуда он про него знает, был сразу же получен лаконичный ответ: от Оли.
Отпираться дальше было бесполезно. Пришлось говорить правду: что жука он оставил дома, в своей комнате.
- Но завтра-то ты его принесёшь? – допытывался Вадик.
- Если бы и хотел – не смогу! Охрана с жуком меня в школу не пустит!
- Пустит – если ты на него пропуск у директора оформишь!
- И как ты себе это представляешь? – удивился Толик. – Вот я иду к директору… И что я при этом ему говорю?
Вадик представил себе эту картину и смутился. Толик, воспользовавшись этим, быстро убежал в кабинет астрономии – на второй урок.
Но “наезды” на этом не кончились. Напротив, они только начинались.

Когда Толик вошёл в кабинет, к нему сразу же подошёл его одноклассник Глеб.
Этот Глеб был весьма примечательной личностью. Собиратель местных легенд, борец за равноправие аборигенов. И главное – основатель и руководитель “Общества защиты природы и традиций” в седьмых классах.
- Я только что узнал, что ты у нас герой! – начал Глеб без всяких обиняков.
- Откуда такие заявления? Я вроде бы не делал за последнее время ничего героического, - попытался отшутиться Толик.
- Как ничего? А твой жук?
- Не вижу в этом ничего особенного! Он ведь сам ко мне приполз!
- Вот-вот! К абы кому такие гости не приползают! – загадочно проговорил Глеб.
- Вот Вадик трепло! – в сердцах выругался Толик.
Глеб спорить не стал. Вадик действительно не умел держать язык за зубами – и это знала вся школа.

Урок астрономии начался странно. Учитель сел за стол, улыбнулся и сказал:
- Сегодня у нас будет экспериментальный урок. Мы сейчас вместе выбираем какую-нибудь интересную тему – и подробно её обсуждаем.
- А в чём тут “изюминка”? – удивилась одна из учениц.
- Изюминка заключается в том, что тот, кто предложит тему, сам же о ней нам и расскажет. Ну что, у вас в “седьмом бэ” есть знаток астрономии? В “седьмом а”, например, не нашлось!
Услышав это, класс зашумел. “Утереть нос” параллельному классу хотелось. Очень хотелось!
После того, как все успокоились, вверх неожиданно взметнулась рука. Это был Глеб.
- Ну что, молодой человек! Вы нам хотите свою тему предложить? – с интересом спросил учитель.
- Нет, просто я хочу высказать своё мнение. По-моему, никто в нашем классе так хорошо не знает астрономию, как Толик Лапин. Я думаю, он и должен тему предлагать.
Учитель внимательно посмотрел на Толика. Тот пожал плечами и пошёл к доске. Но, проходя мимо Глеба, незаметно показал ему кулак. Вот подставил так подставил! Тоже мне – друг называется!

Прежде чем подойти к доске, Толик достал свой коммуникатор и что-то тихо спросил у учителя. Тот протянул ему небольшую коробочку, нажав на ней несколько кнопок. Затем учитель опустил на окна шторы – и кабинет погрузился в темноту.
Вроде бы в этом не было ничего странного. Большинство уроков астрономии происходило в темноте. Но тут ведь намечалось выступление их одноклассника! Неужели он сейчас начнёт им показывать те же хитрые штуки, что показывал учитель?
Толик отошёл в сторону. Теперь он стоял не перед доской, а слева от неё. Нажал кнопку слева от доски – и та сменила цвет со светло серого на густо-чёрный. Выбросил руку с коммуникатором вперёд – и между классом и доской повис комок звёзд.
- Вот смотрите – торжественно произнёс Толик. – Это звёзды с населёнными планетами, принадлежащие нашей Федерации.

Класс замер. Нельзя сказать, что кто-то видел эту картинку в первый раз. Но Толик, похоже, выбрал какой-то особый ракурс. То, что он показывал, выглядело особенно эффектно.
А Толик между тем продолжал:
- Главная звезда нашей Федерации – Солнце. Вокруг неё вращается главная планета Федерации – Земля Изначальная. Но в Солнечной системе есть и другие планеты: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. Есть несколько планетоидов, крупнейшим из которых является Плутон. Вокруг многих планет вращаются спутники. Большинство из перечисленных небесных тел в той или иной степени заселены.
Называя планеты, Толик сразу же показывал их объёмные изображения. Особенно красиво выглядел Сатурн с его замечательным кольцом.

- Особое значение, - продолжал Толик, - следуют ближайшие к Солнцу звёзды. Тут, конечно, учитываются только те, которые достаточно велики и имеют планеты. Так вот – в первой группе, то есть самых близких, имеются четыре звезды: Альфа Центавра, Сириус, Процион и Альтаир.
Далее мальчик показал все эти звёзды и кратко охарактеризовал их планетарные системы.
- Звёзды второй группы, - продолжал Толик, - чуть подальше. Их тоже четыре: Вега, Фомальгаут, Поллукс и Арктур. Ещё дальше зв ёзды третьей группы: Капелла,  Кастор, Альдебаран, Регул, Гакрукс и Ахернар. Их всего шесть.
Далее Толик показал все перечисленные звёзды и рассказал об их планетарных системах.
- Все эти звёзды находятся на разном расстоянии от Солнца, - продолжал он. - . Ближе всего Альфа Центавра – чуть больше четырёх световых лет. Дальше всего Ахернар – сто тридцать девять световых лет. Но в масштабах Федерации все это очень немного. Поэтому все четырнадцать перечисленных звёзд смело можно назвать близкими к Солнцу.

- Эти звёзды, - продолжал Толик, - в силу своей близости к Солнцу все более-менее освоены. Если есть подходящие планеты – на них произведено терраформирование. Если терраформирование на какой-либо планете было невозможно – строился купол. Если и купол было не построить – использовались станции, являющиеся спутниками планет. В тех редких случаях, когда у звезд вообще не было планет, были построены станции, являющиеся спутниками самих звёзд.
Рассказывая всё это, Толик не забывал менять иллюстрации. Показал терраформированную планету. Показал купол на планете с непригодными для жизни условия. Показал обитаемые искусственные спутники планет. И в самом конце – огромные станции, вращающиеся вокруг звёзд, лишённых планет.

- С более дальними звёздами всё сложнее, - продолжал Толик. – Освоены те, которые удобно осваивать. Например, Канопус и Денеб. А некоторые звёзды ближе, чем они, - но освоение прошло как-то мимо них. Если брать в целом, частично освоенная часть пространства тоже является достаточно компактной.
Но есть несколько звёздных систем, принадлежащих Федерации, которые вообще выдвинуты вперёд, за пределы освоенных областей. Своего рода форпосты нашего государства. Одной из таких звёзд и является наша родная звезда Транисолла, вокруг которой крутится планета, на которой мы живём – Трания.
Толик сделал паузу. Всё остальные тоже молчали, подавленные описанной картиной.
Наконец, молчание нарушила одна из учениц, которая, всхлипнув, сдавленно спросила:
- Получается, мы живёт тут отдельно от всех? А вокруг, на десятки световых лет, пустое пространство, - и ни одного человека?
- На самом деле всё не так страшно! – улыбнулся Толик. – Мы живём далеко от всех – но до нас довольно легко долететь!