Континуум

Иван Калинин
Континуум

“В наших силах решать только что делать со временем, которое нам отпущено".
Дж. Р. Р. Толкин. Властелин Колец

26 апреля
У окна на подоконнике стояла ваза, из которой, вместо цветов, торчал сложенный из листа формата А3 бумажный самолётик.
Роберт посмотрел на механические часы, которые висели на стене его кабинета. Ход их механизма, который он никогда раньше особо не замечал, теперь казался чудовищно громким. Секунды стучали по голове словно кувалда.
Он пригляделся получше и понял, что часовая и минутная - алюминиевые стрелки, напоминают ему ножи, которые нарезают время на отрезки.
Перед ним на столе лежал журнал, открытый на странице с рекламой. Рядом стояла откупоренная бутылка виски. В правой его руке был зажат бокал, из которого он только что отпил, в левой была сигарета.
Роберт обычно не курил. Но сегодня был один из тех дней, когда курят даже не курящие.
Линда появилась из центрального лифта, стараясь не уронить толстую синюю папку и не растерять из неё документы. Она повернула направо, дошла до конца короткого коридора, повернула налево, попала в другой, более длинный коридор и направилась по нему до двери с табличкой “Роберт Уильямс. Ректор Университета Изучения Проблем Времени”. Она постучала, хотя знала, что может этого не делать и зашла, не дожидаясь ответа.
- Роберт!, - воскликнула она с порога, увидев на столе бутылку - Что за повод вечером в Среду?
Она закрыла за собой дверь, положила папку на стол, забрала бокал у Роберта из руки и, усевшись в кресло напротив, попробовала виски на вкус. Между ними никогда ничего не было. Но как друзья они были настолько близки, как не всегда бывают - даже родные братья и сестры.
- Кстати, если уж на то пошло. Я тоже хочу сигарету, - сказала Линда.
Роберт достал из ящика стола пачку и положил перед ней. Потом оттуда же появились пепельница и зажигалка.
- Так что случилось?, спросила она, сделала глубокую затяжку, такую, которые обычно вообще не делают женщины и выдохнула.
Кабинет начал заполняться дымом, словно вытесняющим собой тиканье часов, которым был загипнотизирован Роберт.
Он только сейчас заметил, что пепел с его сигареты падает на журнал и Линда уже пьет из его бокала. Поэтому он достал чистый бокал, налил в него виски, отдал новый бокал ей, забрал назад свой старый, допил то, что в нём осталось и наполнил его снова.
- Как ты думаешь, Линда, - спросил он наконец, - Какая из теорий структуры времени верна?
- Роберт, тут вокруг нас построен целый небоскреб, чтобы отвечать на подобные вопросы.
- И все-таки, что тебе подсказывает твоя интуиция?
- Структура “Дерева”.
- То есть ты считаешь, что любые события создают отдельную ветвь реальности и все они существует одновременно, параллельно друг другу?
- Потрясающе точное описание данной теории, Роберт.
- А тебе не кажется что событий на дереве рано или поздно становится слишком много и оно неизбежно превращается во фрактал?
- Теория требует доработки, да. Я на самом деле думаю, что важные события образует слишком большие ветви, которые отделяются от материнской структуры и образуют свои собственные деревья.
- Интересно, ты сама это придумала?
- Да. Собираюсь писать диссертацию на этот счет.
- Ещё одну?
Линда развела руками.
- Поможешь мне?, - спросила она.
- Конечно. Как назовешь?
- “Теория Деревьев”.
- Банально.
- Ну, это пока что черновой вариант.
Линда снова пригубила бокал и ещё раз глубоко затянулась сигаретой.
- Кстати, Роберт, я хочу напомнить тебе, что наши посиделки и разговоры ни о чем дежурно происходят по Пятницам, а сегодня, как я уже упомянула - Среда. Потому я повторю свой вопрос еще раз. Что случилось, Роберт?
Пару секунд они сидели и смотрели друг на друга. Часы на стене снова обрели голос.
- Кое что действительно произошло, Линда, - наконец ответил Роберт, - Но я пока что не решил, стоит ли тебе рассказывать или нет. Это зависит от твоей заинтересованности.
- Опять какая-нибудь гениальная идея? Как твой проект с Машиной Времени, который завершился ничем?, - усмехнулась Линда.
Роберт бросил на неё странный и очень короткий взгляд.
- Что-то типа того, - подтвердил он.
Линда вздохнула.
- Знаешь чем мы отличаемся, друг от друга, Роберт?, - спросила она.
- Нет. Чем же по-твоему мы отличаемся?
- Тем, что я была авантюрным ребёнком, который стал учёным. А ты был ученым который превратился в авантюрного ребёнка.
- Время вообще делает с людьми очень странные вещи, Линда. Например, когда я встретил тебя впервые, то был вдвое тебя старше. А сейчас только в полтора раза. Хотя для нас обоих с того момента прошло одинаковое количество лет.
- И ты всё время думаешь о таких вещах, Роберт?
- Нет. Я просто замечаю такие вещи, Линда.
Они ещё немного помолчали. Линда затушила в пепельнице одну сигарету и сразу же потянулась за другой. Потом она чиркнула зажигалкой и откинулась на спинку кресла.
- Черт побери, Роберт. Выкладывай, что там у тебя?
- Ага, - улыбнулся он, указывая на Линду пальцем, - И кто-то тут ещё рассуждает про авантюризм.
- Я бы сейчас с удовольствием кинула в тебя чем-нибудь, Роберт. Но у меня под рукой нет ничего подходящего. К тому же я слишком устала.
- Я боюсь что время линейно, Линда.
- Это всего лишь одна из теорий.
- Но это страшная теория.
- Чем же она страшней остальных?
- Тем, что если мы живём внутри линейного времени - не существует больше ни одной реальности, где мы не сидим в этом кабинете и не ведём этот разговор; Или ни одной реальности в которой бы я не был твоим преподавателем, а ты моим студентом, когда-то давно.
- Подожди, Роберт. Ты опять начинаешь рассказывать историю строительства Китайской Стены от Адама?
- Я не могу показать тебе всю картину целиком и сразу.. Я хочу собрать её для тебя как паззл. Попутно объяснив, почему каждый конкретный фрагмент находится на том самом месте, где он находится.
- Отлично. Пускай даже время линейно. И что с того? Конкретно  - я, как личность, как Линда Миллер, живу только в одной, этой, реальности. Поэтому мне нет никакого дела до всех других реальностей существующих или нет, в которых живут или не живут другие Линды.
- А как ты считаешь. У тебя вообще когда-нибудь был какой-то выбор? Например не стать деканом в этом университете?
- Я так не думаю, Роберт. Я с детства увлекалась научной фантастикой. Поэтому, к тому моменту, когда настала пора выбирать куда пойти учиться я прочла  столько книг и посмотрела столько сериалов на эту тему, что всякие заумные термины меня уже никак не впечатляли. А слово “Время” в названии этого университета очень сильно смешило. Мне так и чудились сумасшедшие профессора, которые надевают резиновые перчатки и сообщают аудитории, что сейчас они будут препарировать Континуум, заливаясь демоническим хохотом. Кто бы мог подумать, что университет однажды получит правительственное финансирование. Кстати, Роберт. Если уж зашел разговор об этом. А кто именно из правительства нас финансирует?
- Военные.
- Я так и думала.
- Все передовые разработки, всегда сначала финансируются военными. Лазеры, плазма, рейлганы.
- Уж не думаешь ли ты. что они станут использовать время как оружие?
- Думаю. Безусловно станут.
- Это ужасно, Роберт.
- Уж лучше мы, чем военные из какой-нибудь другой страны.
Они оба приложились к своим бокалам.
- То, что я выбрала именно этот университет, не может являться доказательством линейности времени, - вернулась Линда к основной теме обсуждения, - Чем тебе так не нравится эта конкретная теория, Роберт?
- Тем, что если что-то происходит с предыдущими событиями внутри теории “Дерева” или “Деревьев”, - они подняли бокалы и чокнулись ими, - В них просто образуются новые ветви реальностей. Если же то же самое происходит с линейным временем, реальность в которой мы находимся - прекращает существовать.
- Мы только что говорили о том, что никаким образом не могли повлиять на события, которые с нами происходили.
- Не могли и не сможем. До тех самых пор, пока кто-нибудь не начнет путешествовать во времени, - серьёзно сказал Роберт.
У Линды возникло какое-то странное чувство. Как будто все волосы на её теле вдруг встали дыбом. Потом её пробил озноб. Всё еще надеясь, что это сделал с ней алкоголь, а не сам разговор она пристально посмотрела на собеседника, нахмурилась, потом глубоко вздохнула и сказала:
- Это фантастика. Кто будет путешествовать во времени? Военные?
- Да кто угодно. Смысл не в этом.
Роберт встал из-за стола и направился к доске для презентаций, доставая из кармана брюк черный маркер.
Линда закрыла глаза рукой:
- Только не это, Роберт.
- Мне так будет проще объяснять, - сказал он, и стал быстро рисовать раскидистое дерево.
Закончив, он взял зеленый маркер, указал рукой на доску и многозначительно посмотрел на Линду.
- Прошу, - разрешила она. Повернула кресло в его сторону и закинула ногу на ногу.
- Это Настоящее, - принялся рассказывать Роберт, вместе с тем отмечая всё о чём говорит на рисунке. Сначала он сделал пометку в верхней части кроны.
- Путешественник отправляется во времени назад.
На доске возникла опускающаяся из ветвей до ствола стрелка.
- И изменяет прошлое.
В месте, где закончилась стрелка, появился крест.
- Структура усложняется.
На черном дереве выросла новая зеленая ветка.
- А теперь ответь мне, Линда. Если путешественник попытается вернуться, в его настоящее, где он в итоге окажется?, - спросил Роберт.
- Если путешественник каким-то образом привязан к той реальности, в которой находился изначально, тогда он вернется туда же, откуда прибыл. И значит, как бы он не пытался изменить прошлое, в его собственной временной линии ничего не изменится. Если же нет, тогда он попадет в новую, созданную им реальность и исчезнет из старой.
- Правильно, - подтвердил Роберт. Потом он стер губкой дерево, взял черный маркер и начертил им отрезок, - А это по-твоему что?
- Это “Линейное Время”.
Роберт взял красный маркер, поставил на отрезке крест, правее него сделал отметку и соединил их дугообразной стрелкой сверху.
- Та же ситуация. Что происходит здесь? - спросил он.
- Здесь происходит классический парадокс. Путешественник отправляется в прошлое, изменяет его, уничтожает единственную реальность, из которой прибыл и значит пропадает сам. Отрезок выстраивается заново. Путешественник снова отправляется назад. Образуется закольцованность..
- Да. И если бы я рассказывал всё это в аудитории - третьекурсникам, то на этом можно было бы и закончить, - сказал Роберт. - Но теперь я задам тебе дополнительные вопросы. Первый из них - выстраивается ли отрезок после изменения прошлого таким же, каким он был изначально?
- В классической схеме, при перемещении на двадцать четыре часа - безусловно.
- К чёрту классическую схему. Что если петля длиной в двести лет? И пока ты думаешь над этим, я задам второй вопрос - что происходит с временной линией из которой кто-то отправляется в прошлое?
Линда на секунду замешкалась.
- Я не помню ни одной статьи на эту тему.
- Потому что про это никто ничего не знает. И даже не предполагает. Третий вопрос - что если путешественник ничего не изменяет в прошлом? Или изменяет настолько незначительно, что структура времени не расщепляется на новые реальности?
- Роберт, - улыбнулась Линда, - Ты задаешь мне вопросы из разряда философских, на которые нет однозначного ответа и которые в теории Дерева вообще бы не следовало задавать.
- Теорию Дерева как раз и придумали для того, чтобы не отвечать ни на какие вопросы. Обычный способ избавления от нерешаемых задач. Игнорирование.
Линда нахмурилась:
- Кажется мне стоит перестать пить виски. Потому что мне начинает казаться, что ты указываешь на пробелы в академических знаниях и это имеет смысл.
- Нет, ты лучше продолжай.
- Зачем?
- Потому что иначе все мои доводы разбивается об твой щит из скепсиса и иронии. А мне сейчас этого не нужно. Мне нужна пьяная Линда, которая умеет делать допущения. Такая, какую я знал раньше. В её студенческие годы.
- То есть ты поишь меня виски каждую пятницу целенаправленно?
- Да. Потому что трезвая ты невыносима.
Линда усмехнулась и снова взяла бокал.
- А почему ты сам пьешь со мной так мало?, - спросила она.
- Потому что я пью каждый день. И начинаю еще до того как ты приходишь.
Их взгляды встретились.
- У тебя есть ответы на твои вопросы?
- Предположения.
- Поделишься со мной?
- Конечно, - подтвердил Роберт, - Ответ на первый вопрос - какой именно отрезок выстраивается заново, зависит от длины петли. Ответ на второй вопрос - если петля короткая, то момент когда путешественник отправляется в прошлое,  становится последним моментом в жизни его вселенной. Возникает неразрывная закольцованность. Если длинная, тогда отрезок будет перестраиваться до тех пор, пока уже в измененной реальности не возникнет возможность для его путешествия. После этого линия времени сможет продолжиться, несмотря на петлю. Ответ на третий вопрос - путешественник становится частью существующей реальности, чем создает новый парадокс.
- Подожди! - воскликнула Линда, которая до этого только качала головой. - Какой ещё парадокс?
- Если в тот момент когда путешественник должен отправиться в прошлое он этого не делает, возникает новая петля. Снова наступает 1958 год.
И тут Линда наконец догадалась. Её зрачки расширились как у наркомана.
- Роберт! 1958 год. Двухсотлетняя петля. Ты оперируешь фактами? Что ты обнаружил? Говори немедленно.
Роберт отошел от доски, вернулся к столу и сел обратно в кресло. Он налил себе виски, улыбнулся и сказал:
- А теперь, когда я наконец привлек внимание аудитории мы можем, наконец, начать.
- Начать? - переспросила Линда, - Мы еще не начали? Я думала мы уже заканчиваем,
Она посмотрела на часы на стене. Было без пяти минут шесть.
- Мне казалось, что когда я пришла, тоже было без пяти шесть.
- Они не ходят, Линда.
- Но они тикают.
- Но не ходят.
Линда пригляделась и заметила, что секундная стрелка лишь вздрагивает на месте и никуда не перемещается.
- Они сломались?
- Я сломал их.
- Тогда почему они все ещё висят на стене?
- Я сломал их специально.
- Зачем, Роберт?
- Потому что, когда я не знаю который час, я чувствую себя вне времени.
- Ты бы мог просто вытащить из них батарейки.
- Я хочу, чтобы часы продолжали тикать.
- Для того чтобы знать, что время продолжает идти, вне зависимости от того, стоят часы или нет? - спросила Линда.
- Видишь, алкоголь идет тебе на пользу.
Они снова чокнулись бокалами.
- Ты стал очень странным, Роберт. Я бы даже сказала что у тебя не всё в порядке с головой.
- Линда, ты замечательный ученый. Наверняка, гораздо умнее меня.
- Роберт, я не это имела в виду.
- Только помнишь к чему привели эксперименты с тем суперкомпьютером, который мог легко рассчитать массу всех звезд и орбиты всех планет в нашей галактике, когда ему стали давать простые задачи?
- Он начал вносить в них бесконечные новые переменные и в итоге не был способен решить ни одну из них.
- Поэтому мне приходится замедлять твой супермозг алкоголем.
- Подожди, Роберт. Ты сказал что сам пьешь каждый день.
- Да. И, кстати, гораздо больше чем ты по пятницам.
- Потому что иначе ты не можешь выносить себя? Так же как меня?
- Потому что иначе я превращаюсь во всезнающего брюзгу, который вместо того, чтобы решать задачи, занимается выдумыванием новых теорий.
Линда посмотрела на свои наручные часы. Было без пяти минут шесть.
- Я не понимаю, - сказала она, - На моих тоже без пяти шесть.
- Чего ты не понимаешь? Сейчас и вправду без пяти шесть. Ты просто пришла раньше.
- М-м-м, - протянула Линда многозначительно.
Она достала из пачки следующую сигарету.
- Надеюсь я убедил тебя в том, что Линейная Теория куда более депрессивна и этот вопрос закрыт? - спросил Роберт.
- Абсолютно. Только ты не привёл мне никаких аргументов в пользу того, что мы находимся в её рамках.
- Потому что у меня их нет. И если бы ты дала мне хоть одно доказательство того что мы находимся в системе Дерева, я бы сейчас же выбросил весь хлам из своего кабинета и начал бы спокойно готовиться к пенсии.
- А сейчас ты не можешь этим заняться, потому что?..
- Я хочу тебя предупредить, что это самое серьёзное говно, которое я когда-либо находил в своей жизни.
- Отличное выражение, Роберт. И на сколько же оно серьёзно и для кого?
- Для всего человечества, - спокойно ответил он.
- Я уверена, что никакое локальное говно, которое ты обнаружил не может быть настолько серьезным, чтобы угрожать всему человечеству. Это в конце-концов не взрыв сверхновой.
- Это хуже.
- Роберт, ради всего святого. Тебе нужно начать рассказывать мне хоть что-то. Прямо сейчас. Иначе, клянусь Богом, я швырну в тебя чем-нибудь тяжелым.
Она отпила из бокала.
- В середине двадцатого века, в рамках нашей реальности был зафиксирован случай путешествия во времени. У меня есть доказательства, - быстро протараторил Роберт.
Линда поперхнулась и начала кашлять, так, словно сейчас умрет.
- Ты сделал это специально, не так ли? - спросила она переведя дыхание.
- Ты угрожала мне. У меня не было выбора.
- Я так и знала.
Роберт взял лежащую рядом на тумбочке книгу и показал её Линде. На обложке был изображен одиноко стоящий посреди поля дуб, на фоне вечернего неба, по которому рассыпаны звезды Млечного Пути. “Сборник удивительных рассказов про Время”.
- Помнишь это?, - спросил он.
- Конечно, Роберт. Ты читал свою книгу, наверное, каждому курсу, который у тебя был.
- Она по-прежнему неплохо продается.
Роберт открыл книгу примерно посередине, не заглядывая в оглавление. Перелистнул несколько страниц и положил перед ней на стол.
- А вот эту историю?
Линда посмотрела на заголовок. “Путешественник во времени из Нэшвилла”.
- Как ни  странно - да, - подтвердила она.
- Неужели?, - удивился Роберт, - Сможешь рассказать что-то об этом, не подглядывая?
- Пожалуйста, - ответила Линда, - Место действия - Нэшвилл, штат Теннесси. 1958 год…, - и тут она запнулась.
- Продолжай, - попросил Роберт.
- В местной прессе... появлялась статья о том, что за городом, неподалеку от каких-то шахт найден металлический ящик с телом мужчины внутри, - Линда уже поняла к чему все идет, - Журналисты утверждали что это капсула для перемещения во времени, - Ты что, нашел доказательства, что эта история не газетная утка?
- Да, - подтвердил Роберт.
Линда ещё раз заглянула в книгу. История была иллюстрирована перепечаткой фотографии из газеты. Качество было ужасное.
- Подожди, - сказал Роберт.
Он нагнулся куда-то под стол и достал оттуда лист ламината, внутри которого находился полный разворот коричневой от времени газеты Ноксвилл Ньюс Сентинел. Роберт отдал его Линде.
- Неужели, полная реплика?, - изумилась она.
- Это не реплика. И не подделка. Я провел экспертизу.
- Откуда?
- Годы поисков. Зарплата ректора за пол года.
- Роберт, - протянула Линда, - Ты что, отдал целое состояние за двухсотлетнюю макулатуру?
- Стоило каждого цента.
- Это и есть твое доказательство?
- Конечно же нет. Факт выхода статьи сам по себе ничего не значит. Хотя и придает уверенности. Но важно другое.
- Что именно?
- Фотографии.
Линда посмотрела на разворот. Сама статья называлась “Путешественник во времени мертв”. Первая фотография была той самой, с которой - сделана иллюстрация в книге. На ней был изображен металлический ящик, рядом с которым, на земле лежал грузный мужчина, в пестрой рубашке, цвета который, тем не менее, угадать не представлялось возможным, потому что изображение было черно-белым. Рядом с ним стоял полицейский и несколько зевак в рабочих комбинезонах. На одном из них была надета шахтерская каска.
- Обрати внимание на нагрудный карман.
Линда присмотрелась к лежащему на земле человеку. Из кармана его рубашки виднелся край какого-то плоского чёрного предмета. Понять что это такое было невозможно.
- И что это по-твоему?
- Мобильный телефон.
- Роберт, - иронично улыбнулась Линда.
- Я не просто так сказал тебе обратить внимание на эту деталь. Если бы фотография была постановочной, никто бы не стал ничего класть к нему в карман, зная, что это будет очень сложно разглядеть в таком масштабе. А теперь посмотри с обратной стороны.
Линда перевернула газету.
- Второй части статьи у меня никогда не было. Иначе бы я догадался гораздо раньше. В тексте это называется коммуникационным устройством.
На другом листе была ещё одна фотография. На земле расстелена белая тряпка, на ней -  выложены несколько предметов.
- Рассказывай мне, что ты там видишь, - настоял Роберт.
- Носовой платок, открытая пачка жвачки, зажигалка Zippo… а они?
- Да, производятся с 1932 года. Что еще?
Посередине тряпки лежал черный прямоугольный предмет со скошенным правым верхним углом. Внизу, в центре, на нем виднелся блестящий треугольник. Он был и вправду похож на современный мобильный. Но скепсис Линды продолжал бороться с этой мыслью до последнего.
- Это может быть что угодно, - сказала она наконец, - Портсигар, фляжка, очешник.
- Нет. Линда, - торжественно объявил Роберт.
После чего взял со стола журнал, стряхнул с него сигаретный пепел и показал страницу с рекламой.
Посреди листа был изображен висящий в клубах фиолетового дыма телефон. Слоган гласил - “Prism. Лучший способ звонить”.
Линда посмотрела в журнал, потом в газету, потом снова в журнал. Скошенный угол, светящийся диодный символ призмы в основании. Железный ободок по краю, который прерывается в том месте, куда вставляются наушники. Кнопки громкости сбоку. Два отверстия для динамика, два отверстия для микрофона. Сомнений быть не могло
- Мать твою, Роберт!, - воскликнула она, выхватывая журнал, - Если это какая-то шутка, я убью тебя!
- Нет. Это не шутка.
- Поклянись.
- Клянусь, Линда. Это не шутка.
- Ты уже рассказал кому-нибудь кроме меня? Ты должен написать доклад. Нужно созвать пресс-конференцию.
- Этого не будет, - спокойно сказал Роберт.
Линда посмотрела на него озадаченно.
- Ты только что сделал самое важное открытие за всю историю этого университета. Может быть даже в истории всего человечества…
- Нет, - повторил Роберт, - Вспомни весь наш разговор с самого начала. Как только правительство узнает что финансирование наконец принесло свои плоды - все исследования засекретят и мы переедем из сверкающего здания в центре города в какой-нибудь бункер в Неведе.
- Но…
- Военные выполняют приказы, Линда. Не удивлюсь если первым путешественником во времени при таком раскладе станет агент спецслужб, которого отправят остановить убийцу Линкольна. Думаю, тебе не нужно объяснять, что подобные изменения в континууме могут поставить под вопрос существование всей нашей нации как таковой?
Или другой классический пример - для тех кто не понимает значение выражения “Благими намерениями вымощена дорога в Ад”. Путешествие в прошлое с целью устранения Адольфа Гитлера. Все почему-то думают, что смерть фюрера предотвратила бы Вторую Мировую Войну, при этом забывая о варианте, когда она просто происходит на несколько лет позже. Многие страны в то время стояли на пороге удивительных и пугающих открытий. К 1945 году у нацистов могла бы появиться атомная бомба. Вторая Мировая стала бы ядерной войной. Мир в которым мы сейчас живем перестал бы существовать.
Они посмотрели друг на друга. Это была самая долгая пауза из тех, что когда-либо происходили между ними.
- Я не готова с тобой спросить, Роберт, - наконец сказала Линда, - По-крайней мере не сейчас. Как ты вообще обнаружил это?, - она снова заглянула в журнал.
- Я же говорил, что замечаю такие вещи.
- А ты когда-нибудь бывал в Нэшвилле?
- Конечно, как только узнал эту историю. Даже нашёл несколько независимых подтверждений в местных архивах. Там говорилось, что мужчину опознать не удалось, поэтому его похоронили в безымянной могиле, на одном из близлежащих кладбищ. Эксгумация мне бы ничего не дала. Это был тупик.

И потом они разговаривали ещё очень долго. Много пили, курили и заказывали японскую еду из ресторана.
Сначала позвонила жена Роберта, потом муж Линды. У супругов были примерно одни и те же вопросы. Где ты? С кем? Вы что, перенесли с Пятницы?
Потом стало уже совсем поздно. Роберт проводил Линду и остался в кабинете один. Он ещё некоторое время пытался доесть лапшу из коробки, но потом отказался от этой затеи.
В какой-то момент он бросил взгляд на настенные часы, которые не ходили. Полез в карман и достал другие - на цепочке, которые всегда носил с собой. Открыл крышку и увидел что было без двух минут полночь.
Он наколол ролл на палочку для еды, как на вилку. Отправил его в рот и попивая виски принялся ждать.
- Линда всё же потрясающе невнимательна, для учёного, - подумал Роберт.
Потом посмотрел на газетный заголовок и на дату выхода номера. Суббота. 26 апреля 1958 года. Ровно двести лет тому назад.
Он следил за секундной стрелкой. Страшно ему не было. Скорее любопытно - что с ним случится, если время завернется в петлю, когда он находится внутри. В 23:59 он начал дышать медленнее, чтобы компенсировать участившееся сердцебиение. Роберт, возможно, наблюдал последние моменты жизни вселенной. Это было так же захватывающее, как если бы он видел Большой Взрыв собственными глазами. За десять секунд до полуночи он и вовсе перестал дышать. Только считал про себя. 3… 2… 1…
Все стрелки слились в одно целое и, казалось, замерли на цифре 12. Но потом секундная - побежала дальше.
Роберт смотрел за ней ещё несколько мгновений. Потом закрыл часы, допил виски и взял в руки черный маркер.
- Значит не сегодня, - сказал он вслух, подошёл к календарю на стене и также как и все предыдущие до него, закрасил 26 число.

14 сентября
Телефон, лежавший на столе, начал играть мелодию из какого-то детского мультика и почему-то сразу принял звонок. Линда схватила его и увидела на экране лицо Роберта.
- Ты опять копался в моем мобильном?, - возмутилась она, - Почему на твой номер идёт автоответ. И что это за музыка?
Студент. стоящий у доски за её спиной тоже увидел ректора и поздоровался, помахав рукой:
- Добрый день, профессор Уильямс.
- Привет, Майк, - отреагировал Роберт, - У тебя в формуле ошибка.
В аудитории послышался смех.
- Роберт, у меня лекция.
- Лекция подождет. Выйди, пожалуйста, в коридор. Это не займет много времени.
- Роберт!, - строго сказала Линда.
- Линда, - настоял Роберт.
Она встала из-за стола и быстрым шагом направилась в холл.
- Что опять случилось?, - спросила Линда громким шёпотом, закрыв за собой дверь
- Смотри что у меня есть, - сказал Роберт и показал в камеру целлофановый пакет, внутри которого находилась сложенная гавайская рубашка сине-зеленого цвета.
Судя по всему он звонил из какого-то супермаркета.
- Роберт, ты что, снова собрался в отпуск? Это не твой фасон.
- Да нет же. Это рубашка первого путешественника во времени.
Линда ещё раз посмотрела на сверток и на узор на ткани. Она в впрямь уже где-то видела эти пальмы.
- Ты нашёл такую же рубашку?, - спросила она.
- Не такую же. Ту самую.
- Как ты можешь быть уверен в этом? Фотография же была черно-белой.
- А это тут вообще ни при чём. Хотя я уже давно нашел специалиста, который может восстановить цвет по градациям серого. К тому же у меня есть один знакомый - довольно известный дизайнер. Он нарисовал мне несколько вариантов расцветки. В общем на счет цвета я тоже уверен. Но не это главное. Главное сам рисунок. Рубашка бракованная.
- Откуда ты знаешь это?
- Потому что я видел не бракованные. Я случайно заметил её на витрине. Зашел в магазин и посмотрел что есть в наличии. На всех образцах узор совпадает, если рубашка застегнута. Но только не на этой. У неё рисунок сходится, если полы лежат рядом. Так же как на той фотографии. Я спросил продавца и он сказал что это заводской брак. Именно поэтому рубашка надета на манекена.
А теперь давай проверим, хорошо ли ты помнишь Теорию Вероятностей?
- Роберт. Лекция…
- Линда, ты ведь знаешь что я не отстану, пока не расскажу?
Она вздохнула.
- Ладно, Роберт. Давай проверим.
- Так вот. Скажи мне. Какова была вероятность того, что кто-то найдет рубашку такого же фасона через двести лет?
- Незначительная.
- Правильно. А какая была вероятность, что эту рубашку обнаружит человек, который связан с изучением Времени?
- Ничтожная.
- Да. И теперь самый главный вопрос. Какая была вероятность, что человек, который работает в нашем университете найдет рубашку такого же фасона, бракованную таким же образом?
Линда помолчала секунду. Роберт был прав.
- Нулевая, - ответила она.
- На самом деле, в рамках Теории Вероятностей эта вероятность называется невероятной вероятностью. Но в общем - да. Поэтому это не такая же, а та самая рубашка. К тому же она размера XXXL. Пока.
И он завершил звонок.
Линда осталась наедине со своими мыслями посреди пустого коридора. Лекция в тот день у неё уже не задалась.

6 ноября
В кабинете стоял полумрак.
На экране только что загрузившегося компьютера появилось сообщение, отправленное Робертом по корпоративному мессенджеру посреди ночи.
Линда, которая ещё даже не начала пить свою первую чашку утреннего капучино надела очки и посмотрела в монитор.
- Я знаю кто это, - гласило сообщение.
Линда не спешила с ответом, будучи уверенной что Роберта ещё нет на месте, да и пара минут ожидания после стольких часов, которые уже прошли, роли все равно не играли.
Она попыталась догадаться о чем он, припоминая последние разговоры в Пятницу, но в голову не пришло ничего конкретного.
- Кто это, кто?, - набрала она, наконец, одним пальцем.
Ответ появился, казалось, ещё до того как Линда нажала на ввод.
- Кевин Уилсон.
- Кто такой Кевин Уилсон?.
- Первый путешественник во времени, - ответил Роберт.
Линда, которая все же попыталась выпить кофе поставила чашку назад на стол.
- Откуда ты это знаешь?
Практически мгновенно началась передача файла и на экране возникла стандартная фотография для пропуска. На ней был изображен улыбающийся мужчина лет сорока пяти, довольно полный и с залысинами. Сходство с газетной статьей было столь разительным, что Линда даже не нашла ни одного аргумента против.
- Боже, Роберт, - написала она, - Это новый сотрудник?
- Это новый охранник.
- Я надеюсь ты не поедешь в Нэшвилл копать могилы?
- Зачем? Ведь мы уже знаем его имя.
- Но теперь можно сравнить ДНК.
Следующее сообщение после этого появилось со значительной задержкой.
- Отличная идея, Линда!
И тут она поняла что наделала.
- Забудь что я это написала, Роберт!
Но ей уже никто не отвечал.
- Роберт???

22 декабря
Город был абсолютно пуст от машин и людей. Всю последнюю неделю стояла температура около нуля градусов и шел мокрый снег. Коммунальные службы не успевали его убирать и поначалу везде возникли заторы на дорогах. Однако с приближением Рождества ситуация наладилась, а потом весь транспорт и вовсе исчез, как и все кто ездит на нём.
Ветра не было. Мокрые хлопья падали совершенно перпендикулярно земле, даже не кружась. И из-за этого возникало ощущение нереальности происходящего.
А у Линда страшно болел зуб. Он начал ныть ещё несколько дней назад и боль то отступала, то усиливалась. Но сегодня к обеду она стала невыносимой и Линда наконец-то решила позвонить врачу, вместо того чтобы откладывать проблему на январь.
Все телефоны молчали. Она набирала номера один за другим и никто не поднимал трубку. В конце-концов она нашла одну маленькую частную клинику и окраине города и там её согласились принять вечером. Линда выждала до назначенного времени и быстро собравшись покинула кабинет.
На первом этаже на диванах в холле, сидел какой-то мужчина, коротко стриженный и в больших темных очках. Его одежда была похожа на униформу, а на столе перед ним лежал пристёгнутый к запястью наручником металлический чемодан, на котором была нанесена реклама магазина: “Пушки и другое”.
Линда не обратила на него особого внимания. Ей показалось что щека уже начала опухать, хотя это и было не так. Поэтому она проскочила мимо, вышла из дверей и сразу же села в подъезжающий автобус. Тот двигался довольно медленно. Но и клиника была не то чтобы очень далеко.
Примерно на середине пути Линда вдруг решила проверить сумку. Она начала рыться в ней и сразу обнаружила что забыла медицинскую карточку. Выскочив из автобуса она села на другой, такой же, который ехал в обратную сторону. Времени было ещё достаточно. По крайней мере тогда ей казалось, что она успеет.

Двери университета были закрыты. Это обстоятельство повергло Линду в состояние легкого шока, потому что она вообще не помнила ни одного случая, когда они запирались.
Она подергала их сначала на себя, потом от себя и только после этого стала искать какие-то другие варианты.
Справа, как оказалось, находился датчик, к которому можно было приложить пропуск. И он даже работал. По крайней мере издавал писк и мигал зеленым. Но замок все равно не открывался.
Линда посмотрела налево и увидела кнопку звонка. К тому моменту она уже была близка к отчаянию, поэтому начала нажимать её ни на что не надеясь.
Через некоторое время из глубины помещения появился один из охранников по имени Матео. Двери были устроены таким образом, что разглядеть что-то за ними можно было только если объект находился на расстоянии меньше метра. Иначе его поглощала темнота.
Линда показала Матео свой бейдж и представилась, забыв что материал дверей к тому же звуконепроницаем. Охранник посмотрел на неё в упор и снова удалился.
Линда продолжала стоять снаружи. На голову ей падал снег. Она вообще не понимала что происходит. Зуб болел все так же.
И тут вдруг она увидела Роберта. Он наконец открыл ей и прежде чем Линда успела что-то спросить, Роберт сам задал вопрос.
- Что ты здесь делаешь?
- Я забыла медицинскую карту...
Роберт выглядел взволнованным. Ворот его рубашки был расстегнут. Галстук развязан. А волосы на висках - взъерошены, словно он недавно схватился руками за голову и после этого ни разу не посмотрел на себя в зеркало.
- Почему всё заперто. Что случилось? - поинтересовалась Линда.
- Кое что, - ответил Роберт.
- Ты меня впустишь или как?
- Да, конечно, заходи.
Линда зашла в помещение. Роберт отпустил двери и они медленно закрылась, снова щелкнули замком и заперлись. Сам он остался стоять возле входа.
Линда сделала несколько шагов по холлу. Потом обернулась на него.
- Так что тут у тебя?
- Ты действительно хочешь знать? Или же просто заберешь карту и уедешь?, - спросил Роберт.
Линда посмотрела по сторонам. На диванах лежала гавайская рубашка в целлофане и два черных пакета для мусора. Матео стоял около помещения охраны рядом с хозяйственной тележкой.
- Роберт, ты меня пугаешь. Объясни наконец, - сказала Линда.
- Знаешь, я бы ни за что не стал тебя в это втягивать, - сказал Роберт, - Но, видимо, тому что ты здесь - суждено было случиться.
Линда заметила что его глаза загорелись:
- Мы, наверное не только не можем изменить то, что делали в прошлом, но и все что случается с нами в настоящем уже определено последствиями, которые наступят в будущем. Потому что прошлое не останавливается, после того как проходит, а будущее не ждет нас чтобы наступить. Возможно, каждый миг жизни вселенной происходит одновременно. Мы просто не настолько развитые существа, чтобы понять это.
- Роберт?, - осторожно спросила Линда, - А какое это имеет отношение к нашей ситуации?
- Пойдем, - сказал он и направился в сторону Матео с тележкой.
Они прошли по коридору до помещения охраны и Роберт указал на дверной проём, приглашая её туда зайти.
Линда шагнула через порог. Внутри стояли ряды мониторов, показывающих белый шум, хотя раньше на них транслировалась информация с камер видеонаблюдения.
На полу комнаты, лицом вверх и широко раскинув руки лежал Кевин Уилсон. У него в груди чернела дыра от попадания плазменного сгустка. Он выглядел удивленным и был мертв.
Линда выскочила наружу, но голова уже начала кружиться, поэтому она сначала оперлась на стену, а потом и вовсе сползла по ней вниз.
Роберт и Матео стояли рядом и молча смотрели на неё.
- Ты что, убил его?, - спросила Линда, когда к ней снова вернулся дар речи.
- Нет конечно. Он убил, - Роберт показал на Матео пальцем.
Охранник замахал руками, протестуя.
- No. No Senior!
- Как это произошло?, - продолжала Линда.
- Я не знаю, - ответил Роберт, - Он когда волнуется - переходит на испанский. А я им не владею.
Линда тяжело вздохнула и начала:
- Como sucede esto?
После чего они обменялись с охранником несколькими фразами.
- Так вот что это был за человек с чемоданом, - сказала Линда и начала медленно подниматься на ноги, - Новые плазменные пистолеты с системой защиты владельца от нападения.
- Система работает как надо, - пошутил Роберт.
Линде показалось, что в данный момент это неуместно, но потом она ещё раз посмотрел на него и увидела что Роберт на грани.
- Ты уже вызвал полицию?
- Ну какая может быть полиция, Линда?
- Роберт, произошел несчастный случай. Человек умер.
- Линда, я конечно понимаю твою гражданскую позицию - звонить в полицию по любому поводу, но прежде всего ты - ученый и сама знаешь почему мы не можем этого сделать.
Они пристально посмотрели друг на друга.
- Меня до этого дня мучал только один вопрос - как именно он умер. И я всегда думал, что его убило перемещение. Поэтому сам факт отправки путешественника в прошлое казался мне аморальным. Но теперь паззл сложился полностью.
- Что ты предлагаешь делать, Роберт?
- Я предлагаю поверить мне один последний раз.
Линда нахмурилась.
- В каком смысле последний?
- Я уже подписал приказ о твоем назначении на мое место. Поздравляю.
- Роберт!, - воскликнула Линда удивленно.
- Это сейчас вообще не важно. Важно то, что когда ты сегодня покинешь это здание, у тебя будут ответы на все вопросы. Даже больше чем тебе хотелось бы. Лучше следи и запоминай все, что будет происходить в течение следующих несколько минут. Это, возможно, будут самые важные мгновения твоей жизни.
Роберт вернулся к диванам и забрал с них вещи. Потом вручил Линде гавайскую рубашку, зашел в помещение охраны и начал заворачивать тело Кевина Уилсонв в мешки для мусора.
Линда и Матео наблюдали за ним сквозь дверной проем.
- Роберт, а что ты делаешь. Ты собираешься его спрятать?
- Я не собираюсь ничего прятать. Нам просто не нужны лишние улики.
- Ты хочешь избавиться от трупа?
- Нет. Мы должны спустить тело в подвал.
Роберт взял скотч и стал наматывать его поверх мешков для лучшей фиксации.
Линда и Матео продолжали следить, но уже молча.
Когда Роберт закончил он жестами показал охраннику чтобы тот помог и они стали грузить труп на тележку.
- Помнишь ты сказала, что когда я обнаружил в журнале тот телефон это стало самым важным открытием в истории университета?
- Конечно, Роберт.
- Так вот, самое важное открытие в истории университета я сделал тогда, когда начал искать помещение для Машины Времени.
- Что?!, - воскликнула Линда. Голос её сорвался.
- Когда я стал искать лабораторию под Машину Времени я нашел на полу одной из комнат бумажный самолётик.
- Что?!, - снова спросила Линда, уже с более уверенно интонацией, - Машина Времени?
- Да, Линда. Успокойся. У нас в подвале стоит действующий образец Машины Времени.
- Ты построил Машину Времени? Один?
- Нет конечно, не один. С помощью многих наших коллег.
Они погрузили тело на тележку и втроем направились в сторону лифтов.
- А почему я об этом ничего не знаю?, - не унималась Линда.
- Я пытался с тобой говорить.
- Когда?
- Семь лет назад.
- Ты построил её семь лет назад?
- Нет, семь лет назад я начал задавать некоторым нашим и иностранным учёным ряд, казалось бы, несвязанных между собой вопросов, которые касались областей науки, в которых они лучше всего разбираются. И так как я проявлял неподдельный интерес и настойчивость у меня на руках очень скоро оказался ряд документов, которых нет в открытом доступе.
Непосредственно к сборке я подключил студентов, которые все равно в этом ничего не понимают. Кому-то я говорил что это будет метеозонд, кому-то что супермагнит, остальным врал ещё что-то.
Они вызвали лифт и стали ждать..
- А из каких бюджетов ты брал деньги?
- Не из каких. Из собственных.
- Я уверена что зарплаты ректора было бы недостаточно.
- Нет недостаточно. Но у меня есть гонорары от продажи моих книг. Так что строительство Машины Времени оплачено деньгами мечтателей.
Они зашли в кабину и вкатили за собой тележку. Там было не так много места и им пришлось прижаться к стенам.
Линда положила руку себе на лоб.
- Я все еще не верю что это происходит. Мне кажется что это какой-то дурной сон.
- Нет, Линда. Происходит именно то, что ты видишь и это не сон. Но скоро все закончится.
Они приехали на один из минусовых этажей и покатили тележку по длинному прямому коридору с полом из кафельной плитки.
- Роберт, а почему именно подвал? Чтобы никто не нашёл?
- Не только поэтому.
- А что ещё? Реактор?
- Конечно.
- Она потребляет настолько много энергии?
- Ты даже не представляешь.
У одной из массивных титановых дверей они остановились. Роберт активировал своим пропуском терминал и набрал на нем пароль. Потом ещё потребовалось проверить на панели рядом отпечаток ладони.
Только после этого первая дверь открылась и они вошли в предбанник ко второй двери. Там пришлось повторить всю процедуру по-новой, к тому же просканировав радужку глаза.
- Безопасность, я вижу, на уровне, - заметила Линда.
- Ты же понимаешь всю важность того, что здесь находится. Кстати, в системе есть и твои данные. Тебе в любом случае придётся сюда приходить ещё много раз.
Вторая дверь открылась и они попали в просторную лабораторию с высоким потолком. В ней было довольно темно и так же прохладно.
В самом её центре стояла круглая платформа. Огромные трансформаторы пилоны возвышались рядом. Сверху над ними нависала некая конструкция, похожая на металлическую клешню.
На полу рядом лежали россыпи толстых кабелей, идущих к множеству различных устройств, расставленных вокруг. Линда смогла распознать только набитые электроникой шкафы - серверы и хранилища данных. На счет всего остального у нее были лишь догадки.
- Выглядит не очень, знаю, - сказал Роберт, - Некогда было заниматься дизайном.
- Выглядит так, как будто ты потратил на это целую вечность.
- В среднем по три-четыре часа каждый день после работы, на протяжении последних пяти лет. За исключением пятниц, конечно.
Линда посмотрела на Роберта странно. Он, тем временем уже раздобыл где-то ножницы и принялся срезать с тела Кевина целлофан, куртку и футболку.
- Может быть тебе чем-то помочь?
- Да, конечно. Например можешь нарядить труп в гавайскую рубашку.
- Нет, я пожалуй воздержусь.
- Тогда дай мне пакет. Я сделаю все сам.
Когда Роберт закончил с одеждой он собрал с пола обрезки, положил их в пластиковое ведро и залил серной кислотой из стоящий неподалёку канистры.
- Роберт, - сказала Линда, - А все эти вещи? Зажигалка. жвачка.
- Всё при нём. Я проверил ещё в комнате охраны. Вот, кстати и телефон.
Роберт показал Линде мобильный Prism, который достал из правого кармана брюк Кевина.
- Ты не думаешь что нужно вытащить из него аккумулятор?
- Зачем ещё?
- Например чтобы его не включили в 1958 году.
- А вдруг этот телефон тогда попал в нужные руки и стал причиной научного прорыва в микропроцессорах, например? Тем более сделать какую-нибудь батарею, которая смогла бы его запитать не стало бы такой уж большой проблемой даже тогда.
Роберт положил мобильный в нагрудный карман гавайской рубашки. Теперь тело выглядело в точности как на фотографии в газете.
- Передай Матео, чтобы он никому и никогда не говорил о том, что сейчас будет происходить. И если не поймёт, то сообщи ему также что я знаю, что у него проблемы с миграционным законодательством. Встреча с полицией никак не улучшит его ситуацию.
Пока Линда общалась с охранником Роберт выкатил из рефрижераторной комнаты напольный холодильник. Больше похожий на гроб.
- А вот и наша капсула, - прокомментировал он.
После чего они втроём, с трудом, переложили тело с тележки в лед. Роберт плотной закрыл замки и уже один отвез ящик на платформу.
Ещё несколько секунд он постоял рядом, чтобы отдышаться. Потом направился к одной из серверной стоек и взял спрятанный там ноутбук. После чего вернулся к остальным.
- Ну вот и все, - сказал Роберт, - Теперь я рекомендую вам отойти подальше. Шоу начинается.
- Ты уже выставил дату? - спросила Линда.
- Это всего лишь опытный образец. Нет никакой возможности указать конкретную дату. С этим предстоит разбираться уже тебе.
- То есть ты хочешь сказать, что не знаешь куда отправится тело?
- Нет, но какие у нас варианты?
- Очевидно, что никаких. А ты уже проводил тесты?
- Конечно. Бессчетное количество раз.
Роберт набрал на клавиатуре ноутбука первую команду. Вся техника в комнате включилась, загудела и принялась мигать диодами. Платформа в полу начала вращаться по часовой стрелке.
- Я заметил, что мелкие и легкие предметы проваливаются сквозь время гораздо легче чем габаритные и массивные.
Он ввел вторую команду. Клешня на потолке стала вращаться против часовой.
- Но если охладить последние до нулевой температуры, то и они перемещаются без проблем. Так что даже морозильная камера имеет свое назначение.
Он набрал следующую команду. Между трансформаторами проскочил электрический разряд.
- Держу пари что с третьего раза.
Роберт ввел последнюю команду. Металлический ящик, который до этого вращался вместе с платформой завибрировал и словно стал сопротивляться её движению. В какой-то момент его колеса оторвались от поверхности и он взмыл в воздух.
Матео, который уже давно бы с радостью убежал отсюда если бы ему не мешали две запертые наглухо пятидесяти сантиметровые титановые двери за спиной упал на колени и стал бормотать что-то нечленораздельное.
Молнии из трансформаторов ударили по ящику. Свет в лаборатории начал мигать. Где-то в недрах земли под небоскребом проснулся термоядерный реактор.
- Раз, - сказал Роберт.
Молнии ударили в ящик повторно. Искры рассыпались вокруг.
- Два, - посчитал Роберт, - Я, кстати, хочу, чтобы это явление назвали - шифт.
- Перемещение?
- Да, Линда. Смотри-смотри.
И тут она заметила что лампы как будто стали светить тусклее, а исходящий от оборудования шум сделался более низким по частоте.
Платформа и клешня замерли. Молнии появились из трансформаторов медленно, словно их рисовали невидимые кисти неспешного художника.
Чего Линда не могла увидеть, так это как на улице застыли в воздухе снежинки. На дорогах остановился транспорт. В небе зависли на месте самолеты, а на орбите спутники. И вся планета перестала вращаться.
Электрические разряды окутали собой объект над платформой. За этим последовала яркая ослепляющая вспышка.
- Три, - прошептал Роберт.
Искры разлетелись по всей лаборатории как от фейерверка.
И в воздухе, вместо морозильной камеры с телом Кевина Уилсона осталось только облако пара.

Движущиеся части Машины Времени еще несколько раз повернулись по инерции и остановились. Лампочки на оборудовании погасли и гул утих.
Только причитания Матео раздавались в полной тишине:
- Madre Maria. Madonna Mia.
Линда посмотрела на Роберта с восхищением. Так, как, наверное, еще никогда на него не смотрела.
- Получилось?.
- Не знаю, - ответил он, - Но, по крайней мере, мы всё еще здесь. Кстати, зафиксируй время.
Линда взглянула на часы.
- Ты будешь смеяться, Роберт, - сказала она, - Сейчас без пяти минут шесть.

Матео был не в себе и странно молчалив. Роберт сначала хотел отпустить его со смены, но потом засомневался и просто отправил охранника обратно на рабочее место.
Они стояли с Линдой в холле первого этажа.
- Ты, кажется, хотела забрать свою медицинскую карточку?, - спросил Роберт.
Линда на секунду задумалась. Её зубная боль осталось где-то совсем далеко и отзывалась лишь непонятной немотой в десне.
- Знаешь, мне уже лучше. Я наверное поеду домой.
- Такси?
- Да, пожалуйста.
Роберт достал телефон и позвонил.
- Добрый вечер, - сказал он, - Я хочу вызвать две машины к Университету Времени. Одну прямо сейчас - она поедет на Уолнат стрит 217, а другую через пятнадцать минут - она поедет на Карстон стрит 34. Да, Спасибо.
- Почему мы уезжаем не вместе?, - поинтересовалась Линда.
- Знаешь, у меня есть для тебя подарок. Я думал что ты получишь его, когда приступишь к работе после праздников, но раз уж обстоятельства сложились так как сложились - пусть он станет подарком на Рождество.
- Что за подарок?
- Самый лучший. Он в моем кабинете на столе.
- Даже не намекнешь?
- Боюсь испортить сюрприз.
- Ты точно решил оставить должность ректора?
- Конечно. Я не думаю что на этой работе произойдет ещё что-нибудь интересное.
- Как же, Роберт. А твоя Машина? Все перспективы, которая она открывает.
- Я вижу, ты ещё не поняла, Линда, - улыбнулся Роберт, - В линейной системе мы только что спасли вселенную.
Его телефон сигнализировал с поступлении сообщения.
- Такси подъезжает, - сказал Роберт, - Давай прощаться.
Он протянул ей руку.
- До свидания, Роберт, - она пожала её.
- До встречи, Линда. Не забудь. На столе.
- Я не забуду.
Он направился к выходу. Линда заметила, что пока Роберт шел по холлу, каждый следующий шаг как будто давался ему легче чем предыдущий. Казалось что он молодеет прямо на глазах. Его осанка выровнялась, а плечи расправились, так словно с них свалился огромный груз ответственности.
И тут она начала догадываться. Роберт уже долгие годы был убежден, что именно ему предстоит отправить в прошлое первого путешественника. Он, наверное: начал подозревать это ещё когда был обычным преподавателем. Он, возможно: допускал это даже тогда, когда сам только поступил в этот университет. В то время, когда Линды и вовсе ещё не было на свете.
И теперь дело всей его жизни было завершено. И он стал свободным. От всего.
Только сейчас ей стало ясно почему Роберт в свое время отказался от пентхауса на верхнем этажае и распорядился сделать там студенческую столовую, а сам переехал в тесный кабинет, в котором бы даже не поместились все награды и дипломы, которые были у Линды. Потому что ему не нужны были ни особые привилегии, ни признание. Он никогда не выступал на конференциях, заработав тем самым среди коллеги прозвище “Мистер Кто-Это-Такой”, но никогда не пропустил ни одной лекции, которую должен был читать. Он строил в подвале Машину Времени на собственные деньги и в свое личное время для того чтобы континуум не завернулся в петлю. Вел невидимую войну с самим Хроносом, в одиночку. А Линда только и занималась тем, что иронизировала над всеми его идеями, считая что он двинулся рассудком.
О, как же она ошибалась в нём. Сейчас бы она многое отдала, чтобы всё сложились иначе. Как бы она хотела изменить прошлое.
Изменить прошлое. Эта мысль эхом повторилась в её голове.
В этот момент Роберт вышел на улицу и растворился в начавшемся снегопаде.

Линда появилась из лифта на сорок шестом этаже. Прошла по короткому коридору направо до конца. Потом повернула налево и направилась до знакомой двери, в которую она и раньше могла не стучать, а сейчас это было уже и вовсе незачем.
В кабинете не осталось ни одного предмета на своем месте. Книжные шкафы были открыты и пусты. Все документы и прочие вещи - убраны в картонные коробки, стоящие на полу. В них же лежал настенный календарь с зачеркнутыми датами и часы, навсегда остановившиеся без пяти минут шесть.
Линда прислушалась. Они больше не тикали.
На столе стояла ваза из которой вместо цветов торчал бумажный самолётик. Линда уже много лет видела эту непонятную инсталляцию на окне, но так ни разу и не спросила что это такое. Наверное, ей просто было неинтересно.
Роберт пытался рассказать ей что-то про этот самолетик и сегодня. Но она не стала слушать.
Линда подошла ближе и увидела что на листе распечатан какой-то технический документ.
Она вытащила его из вазы, развернула и разгладила перед собой на столе.
Это была чудовищная по сложности, даже для формата А3, схема, которая к тому же пестрила сокращениями из разряда КИТ или АГП, которые обычный человек никак не может интерпретировать и только тот, кто сталкивается с ними каждый день способен расшифровать как Катушка Индуктивности Теслы и Анти-Гравитационная Пушка.
Линда посмотрела на название.”Общая схема устройства машины перемещения”, - прочитала она и улыбнулась. Подарок и вправду был - самый лучший, который можно себе представить.
Она перевернула лист. Схема продолжалась и с обратной стороны. Только в самом низу оставалось немного места и было что-то добавлено от руки. Почерк выглядел странно знакомым.
У Линды потемнело в глазах и она увидела блёстки, которые показались ей звездами Млечного Пути, на фоне которого возвышается Древо Времени.

Надпись гласила:

Удачи тебе, Роберт.
10 февраля. 2162 года.
Линда Миллер.


****************************


Континуум. Иван Калинин. 12.02.2019