Андреа Мантенья. Триумф Цезаря

Алина Алексеева-Маркезин
  Андреа Мантенья. Триумф Цезаря.(Цикл из 9 картин)  1486-1492г) Королевская коллекция во дворце Хэмптон-Корт
 (Картина цикла. Юлий Цезарь.)

    «Триумфы Цезаря» были описаны Джорджо Вазари в 16 веке как «лучшая вещь, когда-либо написанная Мантенья», и они до сих пор считаются шедеврами.

   Давно хотела рассмотреть эту знаковую работу в творчестве Мантеньи.

  Андреа Мантенья ( Andrea Mantegna 1431- 1506) — выдающийся живописец раннего итальянского Возрождения, представитель падуанской школы живописи.  Он стал придворным живописцем у влиятельнейшего семейства Гонзага, правителей Мантуи.  Его творчество с 1460 года было связано с городом Мантуя, поэтому его фамилию иногда трактуют в значении «Мантуанец».

      Он пережил трёх мантуанских правителей — представителей рода Гонзага, и неизменно оставался для каждого из них «лучшим мастером современности». В 1454 году в Венеции Андреа Мантенья женился на дочери живописца Якопо Беллини (и сестре выдающихся живописцев Джованни и Джентиле Беллини).

         В 1486 году Мантенья начал работу над циклом «Триумф Цезаря» , состоящим из девяти огромных панно, заказанных Франческо Гонзага для украшения стен дворцового театра в Мантуе. Их часто называют фресками, что не соответствует действительности, поскольку они не столько написаны, сколько нарисованы в жёсткой, графичной манере темперой по холсту в «римском стиле».

     Поэтому правильнее, но также условно, их именуют «картонами». Огромные холсты, каждый около трёх метров длиной, составляют непрерывную ленту — фриз длиной около тридцати метров. На каждом изображён фрагмент шествия: перед нами проходят воины, рабы, пленники, кони, слоны. Поток людей движется справа налево — они несут трофеи Цезаря, добытые в Галльской войне: штандарты, драгоценности, оружие, дорогую утварь.

         Фигуры изображены почти в натуральную величину, с очень низкого горизонта, в сильных ракурсах (они как бы стоят на уровне наших глаз), что усиливает их монументальность и величие изображённых сцен. Это собирательный образ римского триумфа — символ славы Рима и воинской доблести — кредо не только «Божественного Юлия», но и самого художника.
   
          Суровость стиля усилена до такой степени, что изображённые фигуры кажутся слепками с древнеримских рельефов.   Этим произведением восхищался выдающийся мастер Северного Возрождения Альбрехт Дюрер.         
          
        Династия Гонзага вымерла по мужской линии. В конце 1629 года  Карл I купил всю коллекцию произведений искусства Гонзага, включая картины Тициана, Караваджо и Рафаэля, а также «Триумфы» Мантеньи . Вскоре после прибытия в Англию Триумфы были доставлены во дворец Хэмптон-Корт,  который с тех пор остается их домом. Они здесь уже почти 400 лет.

          Девять картин изображают древнеримского правителя Юлия Цезаря на триумфальной колеснице, возвращающегося из успешных военных походов. Он в процессии римских солдат, знаменосцев, музыкантов и военных трофеев: трофейного оружия, произведений искусства, золота и серебра, пленников и экзотических животных, включая слонов!

          Джорджо Вазари описал их следующим образом:  «Мы видим сгруппированный и умно устроенный в Триумфе декоративная и красивая колесница, фигура человека, проклинающего победоносного героя, отношения победителя, духи, ладан и жертвы, священников, быки, коронованные для жертвы, заключенных, добыча, захваченная войсками, разрядом подразделений, слонов, останков, побед и городов, представленных в различных колесницах, наряду с массой трофеев на копьях, и со шлемами и броней, головным убором всех видов, украшений и бесчисленных частей пластины».

         После казни Карла I в 1649 году Триумфы были внесены в реестр и оценивались в 1000 фунтов (что эквивалентно 130000 фунтов в 2019 году).Оливер Кромвель воздержался от продажи этих картин, почти единственных в коллекции Чарльза, из-за их известности и, возможно, из-за того, что они прославили такого генерала, как он сам ,а не монархов .

         Художник и критик Роджер Фрай предпринял реставрацию «Триумфов Цезаря», начиная с 1910 года. Он работал одиннадцать лет с помощью Пола Нэша и Доры Кэррингтон,перекрашивая  детали. холста. Историк искусства Фрэнсис Сполдинг считает, что Фрай принял множество неудачных художественных и технических решений.

        В 1960-х годах на всех холстах, кроме седьмого, была проведена тщательная реставрация с целью выявления оригинальных красок, на которых предыдущие реставраторы оставили свои следы.
 По словам Энтони Бланта , который в качестве инспектора картин королевы руководил реставрацией, «Триумфы могут быть руинами, но они благородны, столь же благородны, как и руины Древнего Рима, которым Мантенья так глубоко восхищался"

       Искусствовед Том Лаббок, писавший о восстановленных картинах, назвал эти картины« воплощением искусства эпохи Возрождения на службе государственной власти - они несут в себе мощное ощущение неумолимого шествия ».
Теперь серию картин "Триумфы Цезаря"  демонстрируют публике при слабом электрическом освещении из соображений сохранения.
Копии картин были сделаны в начале 17 века Людовико Донди .

         Произведения Мантеньи были новаторскими, даже в наше время их принимают не все. Кроме того, в сравнении с многими произведениями его современников в живописи Мантеньи отсутствует привычная христианская идеализация образов.

         И. В. Гёте писал о творчестве художника, что «в нём ощущается противоречие, которое с первого взгляда невозможно разрешить… Мантенья стремится выдержать то, что называется стилем, создать единую норму для отображения своих фигур… Однако ему удаётся и самая непосредственная, самая индивидуальная естественность при изображении разнообразных фигур и характеров… Обе стихии присутствуют в его творчестве не раздельно, а тесно переплетённые».

         Задолго до  Караваджо, мастера «жестокого реализма», не смущавшегося изображать святых с грязными пятками и багровыми руками, Андреа Мантенья также не скрывал телесную некрасивость своих героев, стремясь к максимальному правдоподобию.

        Но Мантенье была чужда и нарочитость, избыточность эмоций. Он достигал драматизма напряжённостью лиц, изображением страдающей, изувеченной материи, например, обломков античной архитектуры. Не случайно в изображении Мантеньи человеческая плоть напоминает камень. Это было отчасти языческое, отчасти христианское возвращение к особой средневековой телесности. После Мантеньи такой подход к изображению стали называть «падуанским стилем».