Дрожь Земли или самый веселый экшн моего детства

Емеля Колосницкий
Дрожь Земли    
или самый веселый экшн моего детства

Многие люди с радостью вспоминают своё детство.  Даже если те теперь уже далекие времена для страны оказались совсем нелегкими, даже если тогда не было скоростного интернета, относительно комфортной жизни и прочих современных ништяков, без которых  мы теперь не можем представить своё существование,  в памяти многих о тех годах остались лишь светлые воспоминания. Да чего уж говорить, тогда и мороженное казалось вкуснее, и конфеты были слаще, и деревья были большими.

Мое детство не сильно отличалось от детства многих моих сверстников. И вряд ли кто из нас сможет дать однозначный  ответ, какое же событие из детства стало самым впечатляющим и ярким, воспоминания о котором не оставят равнодушным спустя даже многие годы. Для кого-то таким воспоминанием могла стать поездка в Диснейленд (в моем детстве его функцию успешно выполняли  старые аттракционы на приморском бульваре или в ныне снесенном в процессе расширения дороги для президентских кортежей Лунапарке), для других - первый день в школе, поход в кинотеатр на 3-D фильм,  первая влюбленность в одногруппницу в детском садике, получение в подарок какой-нибудь желанной и малодоступной игрушки или игровой приставки (первой Соньки или хотя бы Сеги или Дэнди)   и многое, многое другое.
Какое же самое яркое и запоминающееся впечатление было в моем детстве, спросите вы.
Нет, вспоминая свое детство, я вряд ли вспомню что-либо из вышеперечисленного.  А потому что в моем случае событием, до сих пор вызывающим у меня самые яркие и весёлые эмоции, стало...  ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ. Да, землетрясение, землетрясение, Карл! И не просто землетрясение, а то, которое я пережил в городе Баку  прохладной осенней ночью 2000 года, будучи пятилетним мальчишкой.

Хоть мне тогда было всего пять лет, все происходящее в тот вечер я запомнил очень хорошо, но только годы спустя я смог полностью осознать весь трэш и угар происходившего. Тогда я знал о землетрясениях чуть больше, чем ничего,  может где-то по ящику слышал это слово в очередном выпуске новостей, да и землетрясений в Баку не было уже очень и очень давно.  Застал я сей катаклизм, а точнее - сей катаклизм застал меня на верхней шконке двухъярусной кровати в квартире на шестом этаже девятиэтажного дома. Дело тогда шло  к ночи, надев свою пижаму и взобравшись на верхний ярус кровати, я начал уже засыпать, в то время как моя мать кормила моего недавно появившегося на свет младшего брата какой-то мерзкой жидкой кашей из бутылочки на нижнем ярусе, а остальные члены семьи готовились ко сну или пялились в зомбоящик.

- Перестань трясти кровать! - сделала мне замечание моя мама.
- Я не трясу кровать, - возмущенно ответил я.
- Прекрати трясти кровать!

Я уже собирался ответить, но мама меня опередила громкой командой "вставай быстрее, землетрясение!"
Пока я спрыгивал с кровати, выбежавшая в коридор бабушка начала кричать, чтоб я спускался быстрее, а то все рухнет сейчас и помрём.

По рассказам родителей я тогда ошарашил всех своим ответом типа "Ну умрём,
подумаешь..." (хоть идеи полного отрешения от бренного мира и умиротворения души из Дзен-буддизма я тогда не разделял, проявленный мной полный пох#изм в тот день до сих пор является предметом моей гордости).

Тем временем, толчки усилились, меня сбило с ног, когда я бежал в прихожую, где по команде отца все встали в дверных проёмах (самое безопасное место в домах во время землетрясений). Пока мы стояли в проёмах, я наблюдал дикую тряску всего содержимого нашей квартиры. Светящиеся люстры, виляющие из стороны в сторону под потолком, осыпающаяся облупившаяся краска и штукатурка, трясущаяся мебель и прочая домашняя херня. Мне больше всего почему-то запомнилось падение пластиковой вазочки с тряпичными бутафорскими имитациями цветов. Как впоследствии выяснилось, содержимое дома, как и он сам, практически не пострадало. Нам повезло вдвойне, так как сейсмические волны шли вдоль нашего дома. В соседнем доме, который стоял к нам перпендикулярно,  содержимое сервантов, шкафов и советских мебельных стенок было выброшено прямиком на пол, из-за чего многие жители дома лишились своих любимых вазочек, тарелок и чайных сервизов.

Ад, длившийся в сумме меньше минуты, прекратился, трясти перестало, наступила двух-трех секундная идеальная тишина. Тишина, которую нарушили панические и истерические крики бегущих соседей. До сих пор помню этот грохот и топот на лестницах нашего девятиэтажного дома. Бежали они с криком и сломя голову, словно обожравшиеся крепким  элем древние варвары, гнавшиеся в суровой атаке вниз по альпийскому склону с яростными и дикими криками, чтобы сразиться в смертельной схватке и безжалостно истребить ненавистных им римских легионеров! У моих родителей хватило ума не поддаться всеобщей панике. В общем и целом, они тогда показали пример рациональности и здравомыслия.  Мы дождались, когда безбашенный побег соседей закончился, быстро оделись, решили спуститься на улицу. Я начал доставать всех вопросами "что, щас рухнет, а щас рухнет?" При чем вопрос этот был вызван ни сколько ни страхом, а лишь искренним детским любопытством.

Очень интересно повёл себя в этой ситуации мой дед.  Еще до начала землетрясения  он решил захавать суп на ночь и поставил его греться на плите в своей любимой  наполненной до  самых краёв чуть ли не с горкой алюминиевой миске (о существовании микроволновок тотальное большинство населения тогда даже и не подозревало).  Во время тряски содержимое  миски с дедовской хавчелой благополучно выплеснулось на плиту, затушив газовую комфорку. Когда наша семья стала эвакуироваться из квартиры, дед идти с нами отказался и пошел на кухню есть свой суп. Бабушка начала неистово его за это пилить, на ее вроде логичные аргументы типа "а вдруг опять трясанёт, дом может упасть" и т.п. дед, раздосадованный чрезвычайным  срывом своего вечернего приёма пищи,  лаконично и чётко ответил "Да и х#@ с этим землетрясением, я жрать хочу!"

Бабушка, к слову, повела себя тоже не самым мудрым способом, когда потащила меня вниз на первый этаж ... на лифте. Пока я ехал в нашем старом лифте, который и в обычные дни мог сломаться и застрять, мне единственный раз в тот день стало сыкотно. Извилины моего пятилетнего мозга в тот момент выдали мысль, что тросы лифта могут к чертям оторваться, и о такой возможности я спросил бабушку. Поняв, что решение ехать на лифте - ну просто эпик фэйл, бабушка ответила, что ничего не оторвется, мы благополучно спустились на первый этаж.

Наш двор представлял собой четыре девятиэтажки, стоящие коробкой (прям как известные питерские дворы-колодцы, только намного шире). Когда жители всех четырех девятиэтажек выбежали во двор, я впервые в жизни увидал такую огромную толпу. Такой толпе позавидовал бы любой оппозиционер на своих митингах.
Большинство людей выбежало из дому в той одежде, в которой они были на тот момент, то есть в ночнушках, пижамах  и в куртках чуть ли не поверх трусов. Двери от квартир, где деньги лежат, многие не то что не заперли, а даже не закрыли - просто рай для мародеров. Однако от страха происходящего люди пообсирались настолько, что им было явно не до наживы. Да и прийти к мысли, что на этом можно сделать нихеровый гешефт, ни мозгов, ни подлости  людям не хватило. Тупил тогда народ по страшному.  Поорали,  в панике сбежали из домов на улицу. И стояли огромной толпой прям под окнами и балконами, в окружении четырех девятиэтажек!
Мои предки поняли, что данному сборищу при определенном стечении обстоятельств может быть суждено превратиться в огромных размеров братскую могилу, и мы стали медленно пробираться через толпу к выезду со двора. Окончилось это к моей радости внеплановой ночной прогулкой на моем любимом пустыре около железной дороги (а я любил там гулять, т.к. там стоял корпус от старого вертолета, а неподалеку лежали огромные  канализационные трубы метра почти 3 в диаметре, которые после развала Союза так и не проложили в море и которые ржавели под открытым небом. Было бы это место в России, оно стало бы пунктом паломничества разного рода сталкеров, влюбленных пар, неформалов или сатанистов). Дальше оставаться на улице было ни к чему, мы вернулись домой. В домах газовики оперативно перекрыли газ, так что насладиться супом моему деду скорей всего не удалось. Тем временем я быстро отключился в своей кровати.

Домой в тот вечер рискнули вернуться далеко не все жильцы. Часть соседей еще долго боялась возвращаться домой и расположилась в беседке посреди двора. Особо опасливые или  напуганные параноики врубили в себе экспертов-выживальщиков, схватив с собой теплые шмотки, одеяла и немного утвари, смотались гонять чаи у костра на близлежащих пустырях ночь напролёт. Этакая романтика несвершившегося апокалипсиса.

Среди подобных "выживальщиков" нашлись и особо упоротые дауны. Вместо того, чтобы бежать из двора куда подальше, они решили проблему по своему гениально, получив право претендовать на премию Дарвина... Расположившись бомжевать у костра прямо под окнами и балконами в нашем дворе!

Несмотря на то, что ни одно здание в городе не расхерачило  и обошлось без жертв, землетрясение в городе вызвало лютый шок, а людей заставило жидко обосраться. Многие смотались в села к своей родне, другие в страхе опасались повторение подобного. Но самые худшие впечатления от произошедшего остались у жильцов верхних этажей немногих тогда еще в Баку высоток. Спустя некоторое время я узнал, что было 6-7 балльное землетрясение где-то на дне Каспийского моря. Море приняло основной удар на себя, поэтому и город отделался лишь испугом, отнюдь не легким испугом.

Небольшие толчки повторились и на следующее утро, но мы спали так крепко, что нас не разбудили ни вибрации земли, ни  даже дикие крики снова бегущих в панике соседей.

Несколько едва ощутимых землетрясений, произошедших впоследствии,  поддерживали страх людей перед стихией, но вскоре вся сейсмическая активность сошла на нет. Тем не менее, в местных газетах как грибы после дождя начали вылезать всякие астрологи, местные Ванги, предсказатели, гадалки и прочая нечисть, которая вплоть до часов и минут "предсказывала", когда будут следующие землетрясения. Нашлось так же огромное число  наивных болванов, которое таким персонажам верило. Даже помню, как отец неоднократно троллил легковерных знакомых людей, раскачивая люстру в их домах аккурат в то время, которое укажет очередной местечковый Нострадамус. Хороший эффект от такого прикола был гарантирован. Ибо не хер верить шарлатанам.

Спустя годы об этом почти все забыли, но тема "что следует и чего не следует делать во время землетрясения" с вышеописанными примерами стала как-то предметом моего выступления на уроке по географии в старших классах. Сама училка по географии поведала нам историю, как ее муж, по профессии вроде как военный или еще какой-то силовик, при первых толчках героически  сбежал  в одних трусах, оставив позади свой дом, жену и годовалого ребенка.
Да, веселое было время. Как раз недавно рассказывал об этом своим друзьям.  Поскольку большинство из них - жители Черноземья, где ощутимые землетрясения невозможны чисто технически, землетрясений им переживать не доводилось. История не любит сослагательного наклонения, но все же это меня натолкнуло на мысль, что все-таки будет, произойди подобное в Воронеже. Я конечно же не дипломированный сейсмолог, но у меня сразу обрисовалось два варианта.

Первый из них довольно трагичный, т.к. в случае сильного землетрясения в городе рухнут многие старые двухэтажки, которые строились еще пленными немцами, и прочее ветхое жилье.  Не выдержат так же и воронежские мосты, т.к. они и так считаются аварийными. Полный ислам настанет и многим новостройкам, которые строятся с грубым нарушением технических норм. В общем, ничего хорошего.

Совсем иная картина будет, если землетрясение окажется не слишком сильным.
И так допустим. Пятница, пол одиннадцатого  ночи. Город отдыхает после рабочей недели. И тут понеслась! Блэт, землетрясение!  Случись подобное в Воронеже, это вызовет шок панику, не меньшую, чем в Баку. А последствия любого поразят своим размахом, безумием и кутежом.

- Люди быстро, с трехэтажным матом и криками выбегут на улицы. Дома останутся только те, кто уже успел изрядно нажраться и подумал, что словил белку или нихеровых вертолетов. Таким образом, треть населения города узнает о землетрясении только на следующее утро, когда с бодуна будет похмеляться, сидя у монитора компа или зомбоящика.

- Не обойдется без мародерства, поэтому некоторые ринутся обчищать чужие квартиры или магазы бытовой техники. Домушники сорвут свой куш.
- Сам факт удачно пережитого землетрясения станет поводом для народной эйфории и охереннейшим поводом для неебических масштабов пьянки, и в случае меня и моих друзей, как и большинства молодёжи, закончится все всенародным штурмом ближайшего ликеро-водочного магазина и последующего многодневного запоя.

- Скорей всего развалятся какие-нибудь аварийные халупы на окраинах города.  И пока власти будут решать, куда селить их жильцов, последние помрут от старости, а какая-нибудь жуликоватая крупная строительная фирма по дешману скупит развалины и возведет на их месте многоквартирные дома, на чем сорвет огромные кучи бабла.
- Огромные бабки поднимут и дорожники, т.к.  сомневаюсь, что сходящий вместе со снегом с российских дорог асфальт переживет даже самое незначительное землетрясение.

- С облегчением вздохнут и воровитые чинуши, которые напилили кучу бабла с какого-нибудь очередного государственного долгостроя, преждевременное разрушение которого удачно спишут на колебания земной поверхности, и которые повторно напилят бабла на его ремонте и восстановлении.

- Окончательно развалятся оставшиеся в наследие от СССР недоразваленные и недоразворованные  объекты промышленности, которые благополучно продадут китайцам на металлолом.

- В конце-концов, огромную выгоду получат разного рода СМИ, которые будут еще очень долго мусолить эту тему, предсказывая всевозможные апокалипсисы, концы света, вторые пришествия летающего макаронного монстра и многое, многое другое.
- Какой хайп поймает РЕН-ТВ со своими версиями о причинах произошедшего, можно только догадываться. Нечто подобное попытается устроить и ЗАО "РПЦ", а также её конкурирующие организации.

- Правительству сначала от происходящего будет совсем не сладко... Пока до него не допедрит, что напуганным народом проще управлять, а "защита от землетрясений" станет 100 % поводом для поднятия очередных сборов и налогов и для очередного ограничения и без того попранных прав и свобод наших граждан.

- В конце концов, найдутся мракобесы, которые будут поднимать панику среди интернет-аудитории, чем и воспользуется пресловутый РосКомНадзор, который оперативно развяжет очередную тщетную, бессмысленную и беспощадную войну против неугодного мессенджера или социальной сети.

- Свою лепту в решение проблемы с землетрясениями внесёт и ГосДума, которая вновь включит свой взбесившийся принтер. Станут уголовно-наказуемыми призывы к участию или участие в массовых землетрясениях и оскорбление чувств сейсмологов, а россиянам помимо валежника в лесах законодательно разрешат собирать стройматериал на руинах наебнувшихся во время землетрясения сооружений.

- Верховный суд признает экстремистской организацию "Секта Свидетелей Апокалипсиса".

- В особо запущенных случаях федеральные телеканалы приурочат неожиданную сейсмическую активность к проискам злобных агентов Госдепа США и будут приписывать заслуги по борьбе с землетрясениями правительству России  и  одному очень известному в этой стране Солнцеликому ботексному кренделю лично. И рейтинг его опять взлетит до небес, и водка опять подорожает. Но это уже совсем другая история.