Александрия египетская. По Андре Боннару

Мария Мас
Специально для тех, кому нечем заняться в 00:18 минут: данный текст - краткий пересказ книги Андре Боннара "Греческая цивилизация"т.3 от Еврипида до Александрии. М.: "Искусство", 1992, из домашней библиотеки.


"Александрия была основана по решению Александра Македонского в устье одного из рукавов Нила, на месте поселения рыбаков и пастухов, на перекрестке морских, речных и наземных путей трех континентов, она быстро становится универсальным складочным пунктом товаров, самым большим торговым городом мира и одновременно, по крайней мере на три столетия, культурной столицей эллинистической эпохи".

Архитектор Динократ Родосский, известный смелостью своих концепций, составил общий план города при жизни Александра. Город был разделен им на четыре квартала двумя магистралями – одной, идущей с севера на юг, другой – с востока на запад, пересекающимся в центре. Каждый из этих кварталов носил название одной из четырех первых букв греческого алфавита. Главная магистраль (с востока на запад) составляла в длину 7,5 километров, а в ширину была около тридцати метров и была окаймлена тротуарами. Магистраль северо-южная разделялась на две широкие аллеи, отделенные друг от друга рядом деревьев.

Широко раскинувшийся город Александрия, занимавший к концу античности площадь около ста квадратных километров, был построен очень быстро и полностью из камня, что было большим новшеством. Для дворцов ввозили мрамор, которого нет в Египте. Царский дворец Бухрейон был окружен садами. Чтобы заселить новую столицу, прибегли даже к принудительному переселению. Когда Птолемей Сотер взял Иерусалим, он переселил в Александрию тысячи евреев. Через 50 лет после основания в Александрии проживало триста тысяч жителей. Скорее всего к началу христианской веры городское население выросло до миллиона человек, и тогда город стал расти вверх. В нем появились многоэтажные дома-башни, сдаваемые в наём.

Когда Александр выбирал место для постройки города, он обратил внимание на расположение острова Фарос, находящегося в нескольких километрах от берега. Благодаря острову можно было выстроить великолепный порт. Остров соединили с берегом плотиной протяженностью один километр, которая разделила рейд на два порта. Первый, восточный порт имел вход, ограниченный двумя молами; он включал военный порт, арсеналы и верфи, а также личный порт монарха. Второй, западный, называемый Евностос – «Счастливое возвращение» - был торговым портом. Два прохода, устроенные в разделявшей порты плотине, - два прохода с мостами для пешеходов над ними – позволяли проходить из одного порта в другой. Этот двойной александрийский порт сразу же был скопирован многими эллинистическими городами.
Фаросский маяк был создан строителем Состратом Книдским. Высотой 111 метров, маяк представлял собой трёхэтажную башню, чьи этажи постепенно уменьшались в объеме, один над другим. Фонарь был укреплен на восьми колоннах, подпиравших купол, под которым горел огонь из просмоленных дров. Говорили, что зеркала распространяли свет, усиливая его. Подъемник позволял добираться до фонаря.