Социальное служение

Виктор Тарасенко
     Сегодня мне рассудилось поговорить на тему социального служения. Насколько оно необходимо и значимо для церкви? Нужно ли его иметь и развивать или напротив оно отвлекает церковь от более значимых служений, таких как прославление Бога, научение людей библейским истинам и т.д... И, хотя этот термин «социальное служение» достаточно нов, по сути нового в нём нет ничего. Во все века церковь совершала дела милосердия, помогала разными способами многим людям. Тем не менее, считаю, что в настоящий момент есть что обсудить, потому что в этом вопросе нет единого мнения.
         Давайте вначале попробуем дать определение социальному служению, потому что многие по своему его представляют, и, если одни целенаправленно сводят его к какому-то одному виду (понятного им) виду, другие напротив чрезмерно его расширяют, пытаясь порой охватить необъятное.
      Согласно Вестминстерскому словарю теологических терминов:
Социальное служение – это работа, проводимая церквями и индивидами для облегчения человеческих страданий и
обеспечения нужд сообщества. Она часто сосредоточена на проблемах общественной справедливости и нацелена на поддержание жизненного уровня неимущих.

      Социальное — в русском толковом словаре определяется следующим образом: Общественное, относящееся к жизни людей и их отношениям в обществе; Связанное с удовлетворением материальных и духовных потребностей людей.
"Служение" (исходное значение "служба") – означает организацию какой-либо деятельности.
     В толковых словарях В.И. Даля и С.И. Ожегова служение рассматривается как деятельность на пользу кого-нибудь, чего-нибудь. Другими словами, служить - значит делать что-либо на благо другого, быть надобным.
        Термин «служение» традиционно широко используется в религиозной религиоведческой литературе. Согласно документам различных религиозных конфессий, социальное служение понимается прежде всего, как осуществление благотворительности и милосердия в виде как непосредственной помощи малоимущим и малообеспеченным, так и в виде создания определенных условий для социальной реабилитации нуждающихся членов общества. С позиций религиоведения социальное служение понимается как исторически сложившаяся совокупность организованных форм социальной деятельности религиозных организаций, являющаяся неотъемлемой частью практической реализации вероучения, и заключающаяся в актах милосердия и благотворительности в отношении конкретных лиц как носителей образа и подобия Божия.
        Есть и другие определения этого термина, но надеюсь, что в приведенных выше определениях всё изложено вполне ясно.  И, говоря простым языком, социальное служение – это служение наиболее нуждающимся людям, попавшим в некоторую трудную жизненную ситуацию в том обществе, где нахожусь я, которое определённым образом структурировано (некой организацией) для получения более значимого эффекта.
          Церковь, как никто другой являлась, является и будет являться той силой, которая может наиболее полно и успешно выполнить социальное служение, потому что, она восполняет не только материальные нужды нуждающегося, но даёт ему и правильное духовное основание – веры в Господа Иисуса Христа, которое может стать для нуждающегося человека тем якорем спасения, который поможет ему твёрдо встать на ноги в прямом и переносном смыслах.
        Если всё так понятно и замечательно, зачем мне захотелось поговорить об этом с вами? Да, несомненно многие из нас скажут много добрых слов о социальном служении. Многие вспомнят успешные примеры тех, кто когда-то это служение осуществлял. Возможно некоторые из нас даже приведут собственный пример подобного служения в прошлом.
    Меня, несмотря на все высказанные удачные примеры, всё же продолжает беспокоить этот вопрос: как обстоят дела социального служения для тебя в настоящем?
     Уделяем ли мы, как церковь этому направлению важную часть, или оставляем его в стороне, сосредотачиваясь на других, столь значимых для нас, формах храмового служения: как проповедь и прославление?
       Мне вспоминается притча Иисуса Христа о Самаритянине, рассказанная им фарисеям и законникам – духовным лидерам того времени. Давайте немного освежим её в памяти.
      Законник желая уловить Иисуса Христа задал ему вопрос: «Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» (Лук.10:25-37) Христос, зная его лукавое сердце, вначале не отвечает прямо на его вопрос, а задаёт встречный (что характерно, впрочем, для евреев и сегодня): «В законе как написано? Как читаешь?» Мне кажется очень важным тот момент, что Христос, задавая эти встречные вопросы с одной стороны, как бы уточнял знание Закона законником, и не только знание самого Закона, но и его практического понимания. С другой стороны, Христос, как бы мягко пристыжал этого законника, который много времени уделял изучению Закона, но «как бы не знал» такого основополагающего ответа на свой заданный вопрос. В своём ответе законник правильно процитировал две первые заповеди Закона: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостью твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя.», за что получил похвалу от Господа и Его повеление законнику: «правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить.» Другими словами, Иисус Христос заставил законника ответить на им же поставленный вопрос и обличить того, потому что по всему было видно, что тот всё прекрасно понимал, но всё же имел проблему.
    В чём была проблема законника? Проблема его была в исполнении заповедей Божьих.  Вам кажется мы лучше? Как много знаем мы – христиане 21 века, и как мало мы исполняем того ясного повеления любви к ближнему, как требовал от евреев Закон.
     Чем занималась первоапостольская церковь? В книге Деяний мы видим, что она занималась изучением Писания, учением, молитвенным служением, исполнением заповеди Божьей, прославлением Бога, и, как бы сейчас мы сказали социальным служением. Вспомните как люди жертвовали свои сбережения на дело Божье, как они продавали свои имения для совершения служения церкви, как заботились о больных и о вдовах (Деян.2:42-47)
Давайте вернёмся к притче Христа, потому что законник, будучи обличаемый своей совестью, всё же попытался выйти «сухим из воды», задав Христу следующий вопрос: «а кто мой ближний?» Вам всё ещё кажется, что это вопрос только законника? Сколько раз внутри себя вы задавали себе или Богу подобные вопросы? Мне кажется, что проблема кроется именно в ответе на этот простой вопрос: «Кто на самом деле мой ближний?»  Нам порой хочется ответить на него таким образом, что мой ближний – это мой родной и любимый мной человек. А человек, который мне незнаком или неприятен по каким-либо причинам, таковым не является.
      Но проблема в том, что Христос имеет другое мнение, которое Он ясно излагает в этой притче о добром Самаритянине. Возможно, что это даже и не притча, а реальный жизненный случай, я допускаю даже то, что задающий вопрос мог быть участником (тот, кто прошёл мимо) этой жизненной истории. Но как бы там не было законник получил ясный ответ. Христос вновь его спросил: «Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость.» И подводя итог свей дискуссии Христос говорит законнику: «…иди, и ты поступай так же.».
     А теперь мне хочется обратиться к образам двух служителей, которые не оказали помощи пострадавшему, оба были служителями храма: один был священником, а другой левитом. Наверное, а может быть и наверняка, они оба спешили в храм для исполнения своего служения. Ну, например, священнику нужно было принести Богу жертву повинности или ещё какую-нибудь, а левит шёл прославить Бога в псалмах восхождения или неким другим образом. Я хочу дорогой читатель сказать вам, что оба эти служители шли для совершения служения Богу, и это очень хорошо! Но, в своём служении, я бы сказал традиционном- храмовом, они не увидели важность служения одному избитому и израненному конкретному человеку. Они молились, совершали великое служение Всемогущему Богу, но в то же время не видели, или не смогли увидеть великое служение – нуждающемуся человеку!
      Казалось бы, это всё о них, но так ли это на самом деле? А может быть в некоторой степени и о нас? Разве мы всегда можем увидеть боль конкретного человека? Разве всегда мы способны отвлечься от своего –очень важного, правильно выверенного церковного храмового служения? Насколько часто мы готовы оставить различные церковные служения ради служения конкретному человеку? Я уже не говорю о том, сколько денег готовы мы пожертвовать незнакомому нам человеку, чтобы помочь ему выйти из трудного положения!
      Думаю, что некоторые из нас будут искренне удивлены оценкой Господа нашего труда и служения. Вспомните как Он говорит о Своём пришествии. (Матф.25:31-46). Поражает удивление «праведников»: «Господи! Когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили?  Когда мы видели Тебя странником, и приняли? Или нагим, и одели? Когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?». Ну не парадокс ли Христос всё это совершал, а «праведники», часто носящие Его имя, даже и не думали это делать! Они просто не видели за всем этим Христа!
Думаю, что сегодня не стоит особенно углубляется в обсуждение различного рода виды социального служения, и пытаться сделать что-то очень большое и один раз. На мой взгляд Христос говорит о другом: нам нужно уметь видеть нужду конкретного человека каждый день, и по мере наших сил пытаться ему помочь во имя Господа. Это просто, но порою так сложно…
       А как обстоят дела у вас дорогой читатель?  Нам всем нужно исправляться потому, что цена неисполнения этого служения чрезмерно велика и как сказал Христос: «Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне.  И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.»
      Я так хочу быть в вечности со Христом! А вы? Если да, то давайте выполнять заповедь любви Божьей и исполнять социальное служение как лично, так и в составе церкви. Аминь!

ТВГ, г. Барнаул, февраль 2019 г.