Ахенская часть мощей святого Симеона Богоприимца

Анатолий Гурьевич Холодюк
 
Фотo: Реликварий с десницей праведного Симеона в Ахенской сокровищнице

               
                Со дня судьбоносного она
                Вселенная вся осиянна.
                Дитя – на руках Симеона.
                И подле – пророчица Анна.

В Сокровищнице Кафедрального собора  Ахена(Германия)хранится ценная христианская святыня – Simeonsreliquarum» («Реликварий Симеона»). Первоначальный реликварий, в котором в XII веке находились святые мощи, выглядел по-другому и своей формой он напоминал ларец или шкатулку. Ныне выставленный  в  Сокровищнице реликварий изготовлен местными мастерами  между 1330–1340 гг. Размеры реликвария из серебра с позолотой таковы: высота – 37,9 см, длина – 59, 6 см, ширина – 14,6 см. В нем почивают  мощи (десница) святого Симеона, принявшего на свои руки принесенного Божией Матерью в иерусалимский храм Младенца Иисуса.
 
Реликварий украшен камеями и драгоценными камнями. Реликварий имеет  необычную форму. Это своеобразная скульптурная композиция, представляющая трогательную встречу святым Симеоном Младенца Иисуса. Фигуры Богородицы с двумя голубями в руках и старца-священника Симеона, держащего Младенца Иисуса, являют иллюстрацию к известному евангельскому повествованию апостола Луки об этом знаменательном событии. Между фигурами Богоматери и праведника – столик для приношений. В нем и хранятся мощи святого и праведного Симеона Богоприимца.

По евангельскому свидетельству, старец Симеон был «человеком праведным и благочестивым». Евангелист Лука не говорит, к какому званию принадлежал праведный Симеон, но в церковных песнопениях он называется священником и святителем. Когда царь Египта Птоломей Филадельф решил для Александрийской библиотеки заказать перевод на греческий язык священных книг иудеев, праведный Симеон был в числе тех семидесяти ученых мужей, что были призваны для этого. Ему выпало переводить Книгу пророка Исаии. Со страхом Божиим приступил ученый муж к переводу, стараясь в точности передать слова пророка греческими речениями. Но, дойдя до строк: «Дева во чреве приимет и родит Сына» (Ис. 7: 14), усомнился в словах Писания, решил, что слово «Дева» употреблено в тексте по ошибке, и хотел уже было исправить его на слово «Жена». Но в этот момент к нему явился ангел, удержал его руку, говоря: «Имей веру написанным словам. Ты сам убедишься, что они исполнятся, ибо не вкусишь смерти, доколе не увидишь Христа Господа, Который родится от Чистой и Пренепорочной Девы». Уверовав в слова эти, Симеон с нетерпением ожидал пришествия в мир Христа.

Прошли годы, Симеон превратился в древнего старца. Однажды по вдохновению явился в он Иерусалимский храм – в тот самый день, сороковой по Рождестве Христовом, когда Пречистая Дева Мария и Ее Обручник Иосиф пришли в храм, чтобы совершить там обряд, как это предписывал иудейский закон – представить пред Господом своего Божественного Первенца и принести положенную жертву. Это ритуальное принесение младенца во храм близко по значению к жертвоприношению и может восприниматься как прообраз грядущей искупительной жертвы.

Дух Святой открыл старцу Симеону, что Младенец на руках Марии и есть Тот ожидаемый Спаситель. Симеон, взяв Младенца на руки, произнес: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко…». Слова эти стали неотъемлемой частью каждой вечерни. Это молитва умиротворенного сердца, радующегося тому, что обетование исполнилось и Господь отпускает из жизни скорбной земной в блаженную жизнь вечную. Это напоминание верующим о вечере их жизни.

К Богородице праведный старец обратился с пророческими словами: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, – и Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец» (Лк. 2: 34–35). Считается, что данное пророчество легло в основу иконографии образа Богородицы «Умягчение злых сердец», или «Симеоново проречение». Подобно тому, как Христа пронзят гвоздями и копием, так и душу Пречистой поразит некое «оружие» печали и сердечной боли, когда узрит Она страдания Сына; после же откроются скрытые доселе помышления (о Мессии) людей, которым предстоит сделать выбор: с Христом они или против Него.

А само событие – встреча человечества в лице праведного старца Симеона с Богом – чтится Церковью в празднике Сретение Господне.В преданиях о праведном Симеоне Богоприимце сообщается, что его дом вкупе с садом и семейными склепами находился вблизи Иерусалима, в местности, именуемой сегодня Катамонас, или Сан Симон. Праведный Симеон Богоприимец прожил 360 лет, ибо Богу угодно было продлить жизнь святого старца, дабы он мог дожить до ожидаемого во все века вожделенного года, когда родился от Девы Безлетный Сын. Достигнув глубокой старости, Симеон преставился ко Господу. О месте погребения старца точных определений не имеется, но устные предания Святой Земли указывают на могильную яму в приделе греческой церкви святого Симеона, расположенной в юго-западной части Иерусалима. Существует и другое предание: старец Симеон был убит у стен Иерусалимского храма при избиении вифлиемских младенцев, когда воины Ирода допрашивали его, где находится Иисус.

Апокриф Никодима указывает на воскресение святого праведного Симеона Богоприимца после Воскресения Христа, когда воскресли многие святые и пророки.
Мощи святого во второй половине VI века были перенесены в Константинополь, где хранились в Халкопратийском храме, то есть церкви у Медных врат византийской столицы. В XII веке мощам святого праведного Симеона Богоприимца в Константинополе поклонялся святитель Антоний, архиепископ Новгородский.
По некоторым данным, в 1243 году мощи святого Симеона появились на берегу Адриатического моря в городе Зара (итальянское название современного хорватского города Задар). В настоящее время часть мощей праведника хранится в особом реликварии-саркофаге церкви святого Симеона в Задаре (Хорватия), а другая часть – еще в одном хорватском городе – Загорье. В Ахене мощи святого Симеона известны еще с XII века, но служители Сокровищницы кафедрального собора не могут объяснить, как они попали в Германию.

К сожалению, к мощам святого Симеона в   Ахене верующим нельзя приложиться. Это  возможно  только 8 сентября, когда  западные христиане  отмечают по своему церковному календарю день памяти праведного Симеона Богоприимца *


Да слышит имеющий ухо:
Меж Ветхим и Новым Заветом –
Рожденный от Девы и Духа,
Егоже Божественным Светом.

Со дня судьбоносного она
Вселенная вся осиянна.
Дитя – на руках Симеона.
И подле – пророчица Анна. –

Да ныне и присно, во храме
Припав ко Спасения Чаше
С Егоже Святыми Дарами,
Во Сретенье верим и наше,

Да части благой не лишится
Вовеки душа человеча,
Со всякою – да совершится
Та, самая главная, Встреча.



* Из книги Холодюка А.Г. Христианские святыни Германии: от Ахена – до Эберсберга.  – Киев : АДЕФ -Украина, 2015. – 271 с. : ил.