Валька

Таисия Афинская
(фото мой коллаж картины Д.Ривера)


Валька работала дворничихой. Не молодая, не старая… Никто из жильцов не знал сколько ей лет. Работала отменно. Круглый год во дворе была чистота. Летом-осенью всё подметено, а зимой-весной тротуары вычищены до асфальта. А дворов у неё было четыре! Валя трудилась «на славу». И никакие сегодняшние дворники –гастарбайтеры, машущие, иногда, по утрам лопатами не годятся ей и в подмётки!   
Была Валька простой деревенской теткой, приехавшей из глубинки.

Колхоз, где жила она с мамкой, зарплату выдавал трудоднями, зерном и мукой. Пенсию мамка в колхозе получала мизерную. А деньги, хоть и зло, как говорили в советские времена, но необходимость в них была. И большая! То крыша потечёт, то забор завалится, то то, то сё. Короче, за всё платить надо. И не всегда бутылкой можно было расплатиться. Требовались и деревянные!

Вот и решила Валька податься в город. Всё же какая-никакая, а живая копеечка будет… Да ни в какой-нибудь город, а в самый что ни на есть большой и столичный город на свете – в Москву!
Помыкалась она по вокзалам, по рынкам и пристроил её один добрый человек в домоуправление дворничихой. Здесь и комнатушку ей дали небольшую. Комнатушкой, конечно, назвать было сложно этот чуланчик. В нём хранился рабочий инвентарь. Но кровать тут стояла и тумбочка была с зеркалом. В углу умывальник. А если ещё и работать будет хорошо, то через пять лет обещали комнату дать. «Может и мамку перевезу...» - мечтала она.

Счастлива Валентина была безмерно!
А что ещё надо было этой испуганной деревенской бабе, попавшей в неуёмный, безбашенный, но такой величественный и большой город. Девка она рукастая, ногастая, работать не ленилась. Летом вставала чуть рассвет забрезжит, по деревенской привычке. А зимой, в кромешной тьме, с пяти утра уже расчищала тропинки и тротуары, чтобы жильцам домов было удобно спешить на работу, в школу или детский сад.

Вот и в это зимнее студеное утро она, вооружившись своей заскорузлой фанерной лопатой, вышла чуть свет на работу. Снега насыпало много. Весь снег, который бывает зимой, казалось, высыпался на город этой ночью. Но Валентину никогда не пугали трудности, она всегда умела их преодолевать.
Жильцы домов стали только просыпаться от звона будильников, а Валька уже усиленно сбрасывала на газоны снег, расчищая дорогу. Раскрасневшаяся и с выбившимися из-под платка прядями светлых волос она напоминала русскую красавицу. Но не ту, кустодиевскую русскую красавицу, которая рыхлая и изнеженная с напомаженными румяными щеками восседает на кроватях, а ту, которая  « и коня остановит, и в избу войдет». Крепкая, сильная и твердо стоящая на этой русской земле…
Вдруг фанерная лопата упёрлась во что-то твердое. И это что-то мешало лопате двигаться вперед. Как ни толкала Валентина, как не пыталась, кусок фанеры буксовал и не хотел сдвинуться ни на йоту. Валька отбросила лопату в сторону. Подойдя к месту, где возникло препятствие, в утренней темноте, освещенной лишь белым снегом, увидела лежащее на тропинке кольцо. Она подняла его, покрутила в руках и по началу решила отбросить в сторону, но затем передумала и сунула в карман телогрейки.

Днём Валя забежала в коморку передохнуть и немного обсушиться. Вытаскивая из карманов мокрые перчатки, она услышала, как что-то выпало и вспомнила про кольцо. Найдя его закатившимся под тумбочку, подошла к окну, чтобы как следует рассмотреть. Кольцо ничего из себя не представляло: белый металл с замызганным синим камушком. Да Валька и не разбиралась в этом никогда! Для неё и простая копеечная побрякушка считалась дорогим и никчемным украшением. Ей они и не нужны были вовсе! Женщиной Валя была рациональной и рассудительной. Не будет же она украшать себя безделками, орудуя лопатой и метлой?
Покрутив колечко и потерев камушек, чтобы увидеть его блеск и красоту, вдруг заметила, что комната наполняется белым дымом. Валька испугалась. Думала, что это чайник на керосинке давно закипел и начал уже дымиться… Но вдруг услышала голос, который звучал, как казалось ей, изо всех углов.
- Слушаю и повинуюсь, Госпожа!
Валька присела от неожиданности на кровать. Страх сковал каждую её клеточку. Она сжала колечко в кулаке, прижала к груди и огляделась по сторонам.
- Приказывай, Госпожа!
Валька подняла глаза к потолку и увидела очертания большой головы и плеч, растворяющихся в белом тумане, стелющемся по полу.
Валентина набралась смелости и спросила:
- Ты кто?
- Я твой раб. У тебя волшебное кольцо, - громогласный голос заполнил собой всю коморку, - ты можешь загадать три желания. Я исполню их, моя Госпожа!
Валентина растерялась от неожиданности предложения.
- Какие желания? – переспросила она, не понимая от страха смысла услышанных слов.
- Ну хочешь, моя Госпожа, я поселю тебя в замок? Или во дворец?
Хочешь отнесу тебя на берег океана? А хочешь подарю тебе машину?

Валентина пощупала свой  кончик носа и поняла, что она жива и здорова.
Немного придя в себя, посмотрела в окно и стала рассуждать.
- Замок? Дворец? А что я буду с этим делать? Это надо будет убираться там с утра до вечера. А если снега наметет? Нееее… не хочу!
На берег океана…- прикинула Валя, -  Что я там делать стану? А кто тут снег будет чистить зимой? Не хочу!
Машина? Так ведь я ездить на ней не умею. Будет стоять. А зимой придется вокруг неё снег чистить? Не хочу.

Затем посидела немного и заулыбалась своим бесхитростным мыслям.
- Мамка моя заболела. Письмо вот пришло на днях. Пусть выздоравливает скорее. Потом крышу в доме починить надо. Дом старый. Пишет течёт в сенях…
Ну и последнее… - с замиранием сердца произнесла она, - Так хочу лопату с крепким черенком, как у Михалыча, из соседнего двора! И чтобы на фанере алюминиевая пластинка! Так хорошо ею снег чистить… - мечтательно проронила Валя, - Лопата аж сама летает! А то ведь моя уже вся покоцанная и пластинки нет на ней...

В дверь постучали. Валька открыла глаза и увидела себя лежащей на кровати.
Она соскочила и отворила дверь. В дверях стоял Михалыч.
- Здравствуй, трудяжка! Обсушиваешься? Смотри, чайник кипит уже!
Валентина сняла с керосинки чайник и налила в стакан кипяток.
- Чай будешь?
- Да нет. Я из конторы  иду. Вот велели тебе передать. Письмо. А вот тебе новая лопата. Как у меня. Смотри. С алюминиевой полосой, а черенок какой!- с восхищением произнес он, -  Попробуй!
Валька взяла лопату в руки и обрадованно защебетала:
- Спасибо, Михалыч… Ну и ну. Желание исполнилось!
- Ну я пошел…
Дверь за Михалычем закрылась.
Валька с восторгом покрутила в руках лопату и вспомнила про письмо. Посмотрела на конверт. Письмо от матери. Достав исписанный лист бумаги, подошла к окну, чтобы прочесть нацарапанные простым карандашом строчки.
« …чувствую себя хорошо. В сенях заделали дырку. По весне председатель обещал накрыть дом новой крышей»…

Валька подошла к кровати и поискала кольцо.
- Должно быть закатилось куда-то… Да Бог с ним! – решила Валька. Повязала платок, накинула телогрейку и взяв новую лопату, закрыла за собой дверь…