Галерея портретов. Заррина Миршакар

Гульсифат Шахиди
               
                Прелюдия Навруза

         Есть люди, с которыми всегда чувствуешь себя непринуждённо: с ними легко
общаться, душа у них как на ладони. Более сорока лет я близко знакома с Зарриной
Миршакар – прекрасной женщиной, талантливым композитором. Но каждая встреча
с ней – это неповторимые моменты, душевность и искренность общения.
       Навруз для неё всегда двойной праздник – и Новый год по восточному календарю,
и день рождения. И именно в Навруз Заррина Мирсаидовна в свой юбилей
любезно согласилась ответить на мои вопросы.

      – Говорят, что талант – это синтез вдохновения, данного свыше и опыта, приобретённого на земле. Творчески одарённые люди своими произведениями доказывают божественное начало. Интересно, как это происходит?

       – На мой взгляд, талант – врождённое качество, и этим всё сказано. Он есть, либо его нет. Когда мы видим потрясающие детские рисунки или слышим великолепную игру ребенка на музыкальном инструменте, мы говорим – какой он одарённый! Здесь не приходится говорить об опыте, который накапливается и приобретается годами. Вдохновение же, как сказал Чайковский, та гостья, которая
не любит посещать ленивых. Ты должен ежедневно работать, верить, быть в постоянном поиске и вдохновение явится к тебе. Поэтому, думаю, талант – это и вдохновение, и опыт, и огромное трудолюбие. А синтез всего этого приводит к появлению выдающихся творений.

      – Вы из очень известной семьи народного поэта Таджикистана Мирсаида Миршакара. А талант передаётся по наследству? Кстати, вот что прислал Вам пианист Сергей Арзуманов из Нью-Йорка:

Каждый знает – юн и стар,
Что Заррина Миршакар
В фортепьянных пьесах «Байты»
Рассказала детям байки.
Взяв в наследство от отца,
Мирсаида-мудреца
Дар к лирической струне
И любовь к родной стране!

       – Как приятно и неожиданно! Спасибо Сергею за то, что помнит обо мне.
Я счастлива, что родилась в такой творческой семье. Папа Мирсаид Миршакар был не только известным поэтом, но и прекрасно рисовал, любил музыку. Мама моя Гульчехра всегда заражала нас оптимизмом, любила петь и танцевать, благо голос у неё был прекрасный от природы. И ещё она великолепно вязала.
     Талант – Божий дар и его необходимо подпитывать в семье, в школе и суметь направить в нужное русло. Нам – детям очень повезло, в семье всегда царила творческая атмосфера. Родители часто водили нас в театры. Вечерами в нашем доме собирались поэты, композиторы, которые читали новые стихи, играли на фортепиано новые произведения. Куда бы мы летом не выезжали с родителями, мы обязательно посещали концертные залы, театры и музеи. Мой брат Акмал – ныне признанный художник, чьи картины украшают частные коллекции мира. Кстати, все четверо его
детей прекрасно рисуют, а дочь Рухмина сочиняет стихи. Моя сестра Зульфия тоже пишет прекрасные стихи и рассказы, брат Афзал – мастер двустиший и отличный рассказчик.

       – После окончания Душанбинского музыкального училища Вы продолжили своё образование в Москве в лучшей консерватории мира у выдающихся педагогов. Какие воспоминания Вам особенно дороги?

       – Первые встречи с композиторами Юрием Тер-Осиповым, Сергеем Баласаняном, Эдуардом Хагагортяном. Впоследствии они стали моими дорогими учителями, с которыми я общалась до последних дней их жизни.
Кстати, мой отец был членом Комитета по ленинским и государственным премиям. Однажды на одно из заседаний он взял меня с собой – я никогда не забуду этот день в моей жизни. Там я встретилась с Дмитрием Шостаковичем, Арамом Хачатуряном и Николаем Тихоновым. Воспользовавшись моментом, я показала свои прелюдии Дмитрию Дмитриевичу и поразилась его спокойной речи, даже чуть стеснительной. Он робко и деликатно дал мне понять, что надо много работать. Очень жалею, что не сделала тогда фотоснимков. Представляете, какой был бы у меня архив! Поездки, знакомства с коллегами-музыкантами из ближнего и дальнего зарубежья – всё это тоже незабываемые впечатления. Мои друзья Гульджамиля из Алматы, Катя Коноваленко из
Германии, Душан Михалек и Бенжамин Юсупов из Израиля, Радан Вранешевич из Италии всегда поддерживали и поддерживают меня. Перефразируя Хемингуэя, хочу сказать, что такие встречи – это праздник, который останется со мной на всю жизнь.

     – А вот сюрприз! Пожелания Ваших друзей из Израиля.

Бенжамин Юсупов, композитор, дирижёр:

«Я считаю Заррину Миршакар одной из самых талантливых таджикских композиторов. Её
творчество – это ярчайший пример сочетания глубокого народного начала с высочайшим мастерством и изяществом письма. Она высокообразованный человек и была всегда для меня примером настоящей таджикской женщины».

Душан Михалек, музыковед:

     «Для слушателей это было просто потрясающе: твои «Байты» играл молодой пианист из Хорватии Даниел Детони – сын композитора Дубравка. Я объявил публике, что ты посвятила эти пьесы мне. Итак, твоя музыка прозвучала в святом городе Иерусалиме».
   
       – Какое из произведений Вам особенно дорого?

       – Я люблю все произведения. Они разные, но в каждом я оставила частичку своей души. Конечно, приятно слышать вот такие отзывы специалистов.
«У Заррины небольшое количество сочинений, но каждое произведение – это весомая страница творчества. Доказательством сказанного служит исполнение «Поэмы-сонаты для кларнета соло», включённой в обязательную программу конкурса кларнетистов в Ленинграде в 80-х годах. Стиль композитора, в отличие от других, выражен диалектом памирской речи. Памирский фольклор и связанные с ним художественные ценности являются основой её музыки и реализуются на уровне языка, драматургии, идейной концепции. Категория национального в произведениях Заррины Миршакар изменчива, она несёт в себе традиции обновления. Перечислю произведения композитора: симфония, симфониетта, симфоническая поэма «Краски солнечного Памира», «Памирские картинки», «Соната-поэма для кларнета соло», «Соната для гобоя соло», «24 байта» для фортепиано, концертино «Респиро»(«Дыхание») для скрипки, камерного оркестра и литавр», –отметила в одной из своих статей музыковед, кандидат искусствоведения, доцент Таджикской национальной консерватории Лариса Назарова.

    – Как Вы думаете, что такое современная музыка? В наше время мы слышим очень много противоречивых суждений, как, впрочем, и в эпоху деятельности наших отцов.

       – Кто-то из поэтов в своё время сказал, что слишком далеко увела композиторов высокая современная техника. И их произведения – это уже нечто превышающее уровень человеческого восприятия. Не всегда и не всеми сразу принималось всё новое в музыке, поэзии, живописи.

       - Понимание приходило постепенно. Требовалось время, чтобы осмыслить, пропустить через себя и принять новаторские формы и идеи и выбирать – использовать это или не использовать в своём творчестве. В своё время «Деревенскую симфонию» Моцарта не приняли, хотя сейчас это произведение признано выдающимся творением. Импрессионисты, модернисты, авангардисты проходили сложный путь признания. Появление нововенской школы Шёнберга, Веберна, Берга воспринято было неоднозначно. Но время показало, что их творения – это новая страница в музыке ХХ столетия.
     Сейчас современные композиторы используют электронную и компьютерную технику. У нас нет возможности на сцене услышать такого рода произведения, поэтому я не могу сказать, нравится мне всё это или нет.

      – Говорят, что наша национальная консерватория в республике открылась слишком поздно, но лучше поздно, чем никогда. Можно ли решить проблемы развития современного музыкального искусства только лишь с помощью такого вуза?

     – Открытие консерватории – это подарок президента Эмомали Рахмона нам, работникам искусства. Пользуясь моментом, хотела бы от себя лично и от имени всего коллектива выразить благодарность нашему президенту.
     Консерватория молодая и, естественно, у нас проблемы – нехватка профессиональных кадров,учебно-методической литературы. К сожалению, очень мало студентов обучается на струнном и духовом отделениях. Это приведёт к тому, что некем будет пополнять оркестр оперного театра. Думаю, это связано с тем, что после окончания республиканской средней специальной музыкальной
школы им. Шахиди, школы им. Малики Сабировой, колледжа им. Бобокулова выпускники поступают в другие вузы, а не в консерваторию. Ещё одна проблема – местонахождение специальных музыкальных школ. Школа им. Шахиди готовила и пока ещё готовит выпускников к поступлению в наш вуз. Недавно преподавателями консерватории, деятелями культуры было подписано письмо-обращение к президенту страны о переводе Республиканской специальной музыкальной школы в центр города. Сейчас, слава Богу, письму дали ход. Мы очень надеемся, что найдётся здание
(ближе к консерватории), и школа пополнится одарёнными детьми, желающими заниматься музыкой. А лет через десять результаты не заставят себя ждать, было бы желание, стремление,вера.


     – На концерте, посвящённом юбилею Шостаковича, прозвучал новый вокальный цикл Заррины Миршакар. Я общалась с музыкантами, которые очень тепло говорили о Вашем творчестве. Хотелось бы привести некоторые отзывы.

Нигина Обидова, доцент Таджикской национальной консерватории:

    «Мы с Зарриной знакомы уже много лет. Прежде всего, хочу сказать, что это замечательный человек и прекрасный композитор. Её сочинения для фортепиано и камерных ансамблей – это блестящий синтез эстетики памирских мелодий и мироощущения автора. «Блики» для фортепиано (2003 г.) композитор посвятила мне, и я стала первым исполнителем этих миниатюр. А ещё с огромным удовольствием исполняю её пьесы для фортепиано и ансамбля скрипачей. Кстати, «Три памирские фрески» для скрипки и фортепиано, исполненные на днях нашей скрипачкой Шафак
Касымовой в Париже, прошли на ура!»

      Оят Сабзалиева, народная артистка Таджикистана, профессор Таджикской национальной консерватории:

«О Заррине можно говорить часами и только хорошее. Мы жили с ней в одной комнате вобщежитии Московской государственной консерватории. Помню, в 6 часов утра звучал гимн Советского Союза по радио, а она уже была в репетитории и готовилась к занятиям. С особым волнением и старанием она готовилась к классу (уроку) Сергея Баласаняна. Он буквально «опустошал» её своими требованиями. Был строг и бескомпромиссен.
   Однажды у меня был классный вечер – я пела в Малом зале консерватории. Было много друзей и знакомых, и, конечно, Заррина. Потом мы вернулись в общежитие и увидели красиво накрытый стол – это было делом рук моей лучшей подруги Заррины. Сегодня я хочу пожелать ей доброго здоровья и значительных успехов в творчестве».

В Википедии о моей собеседнице, подруге Заррине Миршакар сказано: «Первая и единственная женщина-композитор Памира», «Первая известная женщина-композитор в Таджикистане».
Добавлю, имя Заррина означает светлая, сильная, золотая, лучезарная, сияющая, как утренняя заря. Сияй и радуй нас, Заррина!