Тайна мироздания. Акт второй

Людмила Дивуенко
Есть такая загадка: Что появилось первым яйцо или курица? Многие пытаются разгадать её, и многих она ставит в тупик. Такой вопрос не разрешить обычной логикой. Давным-давно святой  Видура задал подобный вопрос великому мудрецу Майтреи, который в уединении проводил свои дни у истока Ганги. Вопрос касался заселения вселенной.
Материальный космос создается для  обусловленных душ, которые хотят добиться иллюзорного господства над природой и жаждут чувственных удовольствий.  Дайва, или судьба обусловленной души является первопричиной творения и этим же объясняется многообразие видов тел, которыми наделяет их природа.
Когда вселенная еще пустует в ней, по воле Бога, распускается голубой лотос. В стебле этого огромного цветка в непроявленном состоянии находятся все планеты и живые существа, населяющие их.
Никому не под силу представит себе огромный с синеватым отливом лотос в котором находились живые существа. Брахма был первым, кто появился на свет и выступил в роли творца всего материального разнообразия. Он был нерожденным т.е не имел отца и матери. Он сразу осознал себя, таким как он есть, в пустой, тёмной  вселенной со дна которой доносился грохот от вздымающихся волн мирового океана.
Итак, Висарга или вторичная фаза творения началась тогда, когда, Брахма был наделен  Верховным Господом способностью, творить Вселенную. Это огромное могущество делало его практически независимым от Господа. Брахму называют сва-рат, что значит - независимый. «Директор фирмы располагает практически той же свободой и независимостью, что и ее владелец. Подобно этому, Брахму называют здесь независимым, ибо, как представитель Господа, которому поручено управлять вселенной, он наделен почти таким же могуществом и независимостью, какими обладает Верховная Личность Бога». 3.20.17 (комм).
Как заботливый отец, принимая из рук матери дитя, укутывает его в теплое одеяльце, так и Брахма сначала, поместил каждую обусловленную душу, которая находилась на его попечении,  в пять материальных оболочек: тамисра, андха-тамисра, тамас, моха и маха-моха. Оболочки создавались из тени Брахмы и это «теневая сторона» нашего пребывания в материальном мире. Живые существа утратили своё свечение и получили различные тела, покрывающие их. Страх смерти, невежество, иллюзия,  безумная жажда материальных удовольствий – всё это порождения гуны тьмы.
Затем по замыслу Господа появились дерзкие демоны. Всё это произвело на Брахму негативное впечатление, и он сразу же отправился к Верховному Господу в поисках спасения. Он обратился к Нему с такими словами «Ты - защитник и покровитель предавшихся Тебе душ, и потому я укрываюсь под сенью Твоих лотосных стоп. Пожалуйста, защити меня от этих демонов». ШБ 3.20.27 (комм).
Как можно понять из описания, творение вселенной происходило в несколько этапов, на каждом из которых, Брахма использовал в качестве материалов и инструментов свои различные умонастроения. Поэтому Верховный Господь, увидев страдания Брахмы  посоветовал ему периодически менять тела. Понять это можно на простом примере. Мы также, выбрасываем пришедшие в негодность строительные инструменты после произведенной работы. «Господа называют здесь вивиктадхйатма-даршанах. Если кто и может по-настоящему ощутить всю глубину страданий и мук другого живого существа, то только Сам Господь». ШБ 3.20.28 (комм). 
Затем, ободренный и вдохновленный Брахма, как искусный гончар принялся, лепить из красоты и лунного света сонмы гандхарвов и апсар, радующих его взор. Из его лености, по воле Господа были созданы призраки и злые духи. Они причиняют страдания другим живым существам и это неотъемлемая часть творения. Невидимую форму своего тела он отдал, тем, кто будет жить за счет плодов жертвоприношений шраддха,а из способности быть невидимым он сотворил сиддхов и видьядхаров. Удивительная форма, которую Брахма отдал им,  называется Антардхана. Это означает, что этих живых существ можно только почувствовать, но не увидеть.
Интересен также тот факт, что в самое лучшее для духовной практики время, которое наступает за полтора часа до рассвета ещё одни живые существа - кимпуруши и кинары славят Брахму за то, что оставил в их распоряжение своё прекрасное отражение в воде.
Когда висарга была практически законченной, Брахма пришел в хорошее расположение духа и сотворил Ману – первого человека. Человек стал  венцом творения Брахмы, и вся вселенная наполнилась радостью. Люди по воле Провидения предназначены совершать различные ягьи и тем самым заботиться о благоденствии всех обитателей вселенной. «Жертвоприношения необходимы для того, чтобы постепенно пробудить в живых существах духовное самосознание. С этого начинается жизнь во вселенной, но, в конечном счете, цель всех жертвоприношений - умилостивить Верховного Господа». (ШБ 3.20.51 комм).
Для того, чтобы люди действовали под квалифицированным руководством из различных частей своего тела главный из праджапати - повелителей сотворенных существ Брахма создал мудрецов. Он сделал это, в состоянии вирактимат значит «наделенный отрешенностью» и они стали его любимыми сыновьями.
Так, не прибегая к помощи кого бы то ни было, Брахма сотворил различные формы жизни и выполнил свое предназначение -  заселил вселенную. «Брахма был первым живым существом во вселенной, и Верховный Господь поручил ему управлять гуной страсти. Он наделил Брахму необходимым для этого разумом, таким могучим и огромным, что Брахма стал практически независимым от власти Верховной Личности Бога» (ШБ 3.20.17 комм).
Так закончился этап ВИСАРГИ. Новый этап ознаменовался тем, что потомки Ману и его жены Шатаруры заселили все три уровня вселенной.