Галерея портретов. Геннадий Ратушенко

Гульсифат Шахиди
 (из архива) 


        Геннадий Ратушенко:
                «Фото – зрительная память истории»

      Геннадий Ратушенко родился 5 мая 1941 года. Окончил Омский сельскохозяйственный институт по профессии инженер-геодезист.По направлению приехал в 1968 году в Таджикистан, занимаясь аэрофотосъёмкой, неожиданно для
себя почувствовал вкус к фототворчеству. 10 лет он был фоторепортёром «Вечернего Душанбе», 20 лет – собственным фотокорреспондентом АПН и РИА «Новости», с 1991 года – председателем Союза фотохудожников Таджикистана. Автор и составитель шести выставок, девяти фотоальбомов, различных эмблем и знаков. Награждён орденом «Дусти».


        – Геннадий Петрович, Ваше творчество хорошо известно в республике. А с чего всёначиналось?

       – Признаться, в институте по предмету «Фотография» у меня была слабенькая троечка. А вот геодезическая практика на Севере, за Полярным кругом и в Тюменской тайге приворожила своей первозданной красотой и заставила меня заняться фотоделом всерьёз и надолго. Купил советскую лейку «Зоркий-С», просматривал журналы «Советское фото», подружился с телеоператором и фотолюбителем Лёшей Сушенцовым из редакции «Омских теленовостей».
        Из своих студенческих лыжных походов по Горному Алтаю к Белухе, по туристским и альпинистским тропам Кавказа я привозил фоторепортажи в «Омскую правду» и «ТВ-Новости». Конечно, из вороха отснятой плёнки помогал мне отбирать темы Лёша Сушенцов. Кстати, его телесюжеты шли от фотографии. Лаконичные и очень понятные, красивые и точные.
       Через два года увлечение фотографией дало плоды – серия моих лирических фото «Восхождение», «Великое таинство» и «Любовь – кольцо…» получила первый приз на областном фотоконкурсе газеты «Омская правда».

        – Кем ощущаете себя больше фотографом или фотохудожником?

        – Для меня всегда было важно художественное творчество. Банально говорить про «третий глаз», но через объектив я научился видеть в жизни необычное в обычном. Внештатно сотрудничая с газетами и телевидением, я получал гонорары, и фотография стала моим вторым ремеслом, но ремеслом творческим.
       
        – С удовольствием смотрю на старые пожелтевшие фотографии. Мне кажется, в них больше искренности, чистоты.

         – В 60–80-е годы случилось массовое увлечение фотографией. Именно чёрно-белое фото с большей достоверностью передаёт реальность жизни, не отвлекаясь на цветовые пятна. Цвет – приоритет для цветной фотографии. В период дефицита киноплёнки на ТВ в новостных сюжетах и промышленных передачах часто использовалась чёрно-белая фотография. С 1968 года я сотрудничал с душанбинскими телерепортёрами Михаилом Никулиным, Геннадием Щербатовым,печатался в республиканских газетах «Комсомолец Таджикистана», «Коммунист Таджикистана» и в
моей родной «Вечёрке».
        В 1980 году я подготовил выставку из ста фотографий по просьбе итальянской стороны «Таджикистан – юг Италии: на одной параллели» и был участником Дней культуры в этой интересной стране. Фотовыставка сохранилась до сегодняшних дней и была бы интересной и для нашего зрителя. Сегодня я непременно включаю в свои цветные фотовыставки и фотоальбомы чёрно-белую фотографию прошлых лет, от которой идёт положительная аура.

        – Жизнь быстротечна, и каждый из нас старается запечатлеть мгновения. И часто любительские фото эффектны и эмоциональны, не так ли?

       – Согласен, сегодня уже почти каждый десятый – фотолюбитель. У многих есть мобильник с встроенной цифровой камерой, цифровая «мыльница» и почти профессиональная камера, да не одна. В столице растёт армия необученных фотолюбителей! Ведь фотографических ПТУ и фотокружков нет. Даже не на всех факультетах журналистики обучают фотожурналистике. Хотя бытует обывательское мнение, что фотоаппарат сам снимает, щёлкай себе, да щёлкай. Чему тут
учиться? Технология построения изображения одна и та же – через объектив на плёнку или на цифровую матрицу. Цифровая обработка и печать имеет больше творческих возможностей, чем аналоговая, поэтому и прогрессирует. Но я всю жизнь учусь и на собственных ошибках, и на творчестве коллег.

      – Мир заполнили глянцевые фото! Иногда шикарно изданные журналы раздаются бесплатно.Что Вы думаете о новой технологии фотоизображения?

       - Глянцевые журналы я перелистываю равнодушно. Красиво, броско, но бездушно. Меня заботит другое. Более 80 галерей распахнули свои двери во время проведения месячника фотографии в Вене, участником которого мне посчастливилось побывать в ноябре 2006 года. Сто лучших фотографов летом 2006 года были приглашены на съёмку Синьдзянского автономного округа Китая. Есть Дом фотографии в Ташкенте, многочисленные фотогалереи в Москве. Вот только в Душанбе нет официальной фотогалереи. Кстати, в экспозициях фотогалерей я не
встречал глянцевых фотографий. Разнообразные жанры, необычные темы и сюжеты составляют основу выставок. А в нашей республиканской прессе, к сожалению, не на чем остановить взгляд. Заказные, глянцевые выставки, подготовкой которых руководит Минкультуры, не отличаются оригинальностью, продуманной идеологией и художественностью. «Что вижу, то и пою» – смысл этих выставок, но не осмысливание каждого сюжета и образа Таджикистана в целом.

     – У каждого из нас в течение жизни набирается много фотоальбомов, кипы фотографий. Как быть с ними? Ведь порой бывает очень трудно расставаться с воспоминаниями о прошлом.

       – Надо пожалеть человека, которому вы показываете семейные фотографии. Отберите только важные и интересные, отсканируйте, запишите на CD-диски и храните для потомков, истории. Сделайте цифровые или аналоговые фотоальбомы по темам. А лучше всего доверить ваш архив профессиональному дизайнеру, который с вашей подсказкой может решить эту проблему.Вообще-то хорошие семейные фотографии в красивых рамочках разных размеров замечательно смотрятся на стенах квартиры, они создают уют и несут положительную ауру и энергетический заряд от ваших предков и вашей юности. Всмотритесь в телеэкран – в любом доме, офисе, настенах много картин, фотографий. А у вас всё ещё голые стены?

    – Геннадий Петрович, кого Вы больше любите снимать – детей или взрослых? А может, деятелей науки и культуры, политиков?

      – Я профессиональный фотограф и должен уметь снимать в разных жанрах фотожурналистики и фотоискусства. Любой человек остаётся человеком, в каком бы ранге он не был. А найти его художественный образ всегда сложно. У меня есть несколько фотоальбомов детей разных возрастов – от рождения ребёнка до снятых на заказ. Двадцать лет работы собственным фотокорреспондентом по Таджикистану от АПН и РИА «НОВОСТИ», на журналы и прессу, выходящие в зарубежных странах, – это великолепная журналистская школа! По количеству и качеству публикаций о Таджикистане за рубежом я входил в первую пятёрку фотокорров РВКС (Редакция внутрисоюзной корреспондентской сети) и мог бы попасть в таджикскую Книгу рекордов Гиннесса, если бы таковая была. По моим фотографиям знали, что
такое страна Таджикистан, где 93 % горы, о гостеприимном народе, празднике Навруз и таджикской свадьбе. Из многочисленных поездок по республике в поисках интересных фототем я собрал большую цветную и чёрно-белую фототеку. К сожалению, в результате развала СССР внутрисоюзная корреспондентская сеть перестала существовать. Многие фотографы уехали из Таджикистана. Я же решил сохранить уникальную фототеку и не напрасно – ведь пришлось снимать и создавать новую историю Таджикистана.

         – Говорят, что Вы личный фотограф нашего президента?

        – Президент Эмомали Рахмон приглашал меня в свои поездки на крупнейшие стройки республики и открытие новых объектов. Мне было всегда интересно снимать большого и сильного человека в общении с народом и в кругу семьи. Зачастую он сам организовывал сценки и групповые фото, и мы работали как соавторы фотографии. На Международном Азиатско-Тихоокеанском фотоконкурсе «Жизнь в гармонии» наша фотография «Президент и фотограф» завоевала приз «Фуджи-фильма» в Токио в 2000 году.В годы становления Республики Таджикистан я сделал фотомонтажную выставку «Трудные дороги созидания», где главное – образ президента. У меня много тематических фотоальбомов – отчётов по поездкам. Был дизайнером и составителем фотокниги «Таджикистан – 10 лет независимости», составил и подготовил дизайн пяти авторских политических фотоплакатов – календарей инаугурации президента на 2007–2008 годы, которые напечатали большим тиражом для жителей Таджикистана. Это один из примеров использования политической фотографии в жизни общества. Сложился уникальный тандем президента и фотографа. Для меня это очень значимо.

     – Ваш принцип работы – импровизация или определённый сценарий по постановочному плану?

      – Всё течёт, всё меняется. Порой не знаешь, что будет завтра. Будь у меня большое наследство, я смог бы планировать необычные фототемы, экспериментировать с цифровой фотографией, создавать фотокартины, проекты будущих фотоальбомов, построил бы или купил замечательную фотомастерскую, оснащённую дорогим оборудованием. В реальной жизни не получаетсязапланировать всё заранее.
На каком-то промежутке тебя могут обмануть и не выполнить договорные обязательства. Все эти жизненные этапы я проходил. Меня больше всего возмущает необязательность чиновников, давших слово, обещание и не выполнивших их. Я придерживаюсь жизненного правила – иди и работай. Всёравно что-нибудь получится. Экспромтом.

      – Среди изданных фотоальбомов есть ли такие, которыми Вы особенно дорожите? Любимый снимок?

– Я скажу, сколько не издано. Самый интересный фотоальбом «Истаравшан – город на Шёлковом пути», который я практически подготовил к 2500-летнему юбилею города в прошлом Ура-Тюбе. Интересная история, археология, восточный базар, ремесленники, памятники культуры создают неповторимый образ этого древнего города в фотографиях. Один из известных московских фотографов как-то сказал: «Да здесь снимать нечего!» А я снимал Истаравшан 20 лет. На проведение торжеств деньги нашли, а на уникальное издание, увы, не хватило. Думаю, ещё не поздно издать такой фотоальбом, посвященный 2700-летию Куляба: «Город на перекрёстке эпох» через историю, археологию и реальное возрождение города и окрестностей.
    А о севере Таджикистана сделать бы альбом «Древний Ходжент на Сырдарье». Согд, наскальные рисунки Ашта, придорожные автографы, туристические тропы и жемчужины Фанских гор, Пенджикент. Весь этот бесценный фотографический невостребованный ещё материал лежит у меня под слоем пыли. Или «Таджикистан – 93% горы». Уникальный фотоматериал плюс умение его составить равно замечательному фотопроизведению, которое нужно выпустить в свет большим тиражом. Ведь на земном шаре насчитывается более двадцати миллионов таджиков. Мне нравится мой первый авторский фотопроспект «Таджикистан – край у подножия Солнца». Дорог и авторский фотоальбом с логичным журналистским прочтением «Вода – это жизнь».
Фотоальбом посвящён Душанбинскому международному форуму пресной воды и стал подарком для участников этого форума. Открывается альбом прошедшей конкурсный отбор моей авторской эмблемой этого форума, что очень значимо для фотохудожника. В соавторстве с мэром города Махмадсаидом Убайдуллоевым я составил большой юбилейный фотоальбом «Душанбе – город мира», где размещено пятьсот фото. Этот альбом был напечатан профессиональной издательской фирмой «Мега Басым» в Турции.
Любимый снимок? Фотографии – это мои дети, которых я люблю. Нелюбимых детей не бывает. Я заряжаюсь положительной энергией от своих первых чёрно-белых фотографий, от семейных снимков, пусть даже любительских. Это же зрительная память истории, а историю надо уважать, ибо она наша жизнь и наше продолжение.

– Я знаю, что Ваш сын тоже занимается фотографией. Что скажите о его работах и будет ли он продолжателем Вашего великолепного мастерства?

      – Мой сын Жюльен – студент факультета журналистики РТСУ. Естественно, он занимается фотосъёмкой и компьютерной графикой. Он лучше меня чувствует цвет фотографии, и вся техническая часть лежит на нём. Сын приводит в порядок мою большую цифровую фототеку.
      Творчество – это высокая планка, до которой нужно дорасти. Жюльену удалось снять улыбку вечно серьёзного ректора РТСУ и быть одним из авторов фотовыставки «Новые имена в фотографии».

    – Есть ли у Вас фотостудия?

     – Больной вопрос о фотостудии. В 1996 году мой коллега выкупил по своим каналам в личную собственность двухэтажное помещение АПН – РИА «Новости» на проспекте Рудаки, 18. Здесь на первом этаже размещалась моя фототека, единственная в республике цветная проявочная лаборатория и Союз фотохудожников Таджикистана, который мы зарегистрировали в Минюсте в 1991 году. Помню дождливый день Навруза 1996 года, когда теперь уже новый хозяин предложил демонтировать фотолабораторию, фототеку и освободить ставшие мне родными стены. Этот
нокаут, жёсткий удар перестройки я не могу забыть и не оправился от него до сих пор. Какая польза от людей, которые приватизируют блага для собственной наживы, ничего не отдавая государству?
     Моя двухкомнатная квартира стала хранилищем фототеки – ценнейшего достояния, истории Таджикистана и местом для компьютера. Четвёртый год власти не дают мне разрешения на постройку мансарды над своей квартирой для использования под мастерскую. В Астане на пятиэтажной хрущёвке настраивают по этажу и сверху ещё красивые мансарды, расширяя площади под жильё. Кстати, мой авторский проект фотогалереи «Душанбинский Арбат» в сквере имени 800-летия Москвы был опубликован в «Вечёрке» 22 февраля 2007 года как предложение по улучшению облика столицы.
Этот проект был одобрен мэром города и архитекторами на заседании Горсовета. Но вместо величественной стеклянной, прозрачной для осмотра фотографий галереи фирма ООО «Империя Восток» как бы в насмешку сделала на стене у Театра оперы и балета несколько застеклённых рамок. Для кого и для чего? Так и стоит одинокий любимый нами малопосещаемый величественный центр культуры среди шашлычного дыма, ресторанов и питейных заведений. А народ хочет зрелища! Народ хочет иметь профессиональную студию, где можно было бы заказать фотопортрет
у профессионального фотохудожника, где можно было бы приобрести замечательную фотографию для дома, для семьи, для офиса и дачи. Где можно было бы получить консультацию по фотоделу,научиться азам фотографии.

     – Сейчас в городе много рекламных щитов, порой безвкусных именно в художественном решении. Не обращались ли к Вам с предложением украсить город рекламной продукцией?

     – Заказчики рекламной продукции, наверное, забывают, что существует творческий Союз фотохудожников, который может подготовить и выполнить заказ на любую профессиональную рекламу с авторской фотографией. Город «украшают» щиты с пришлой, не таджикской фотографией. Наверное, заказчик не патриот своей Родины.
Жизнь подсказывает, что творческим союзам пришло время объединяться. Поэтому мы провели эксперимент. На базе большого помещения Союза архитекторов объединились под одной крышей Союз фотохудожников и турецкая издательско-полиграфическая фирма «Мега Басым». Общими усилиями мы подремонтировали внутреннюю часть здания и 5 мая 2007 года открыли отчётную юбилейную фотовыставку в честь 65-летия Геннадия Ратушенко и 40-летия фоторепортёрства в Таджикистане. Было бы логично найти способ закрепить юридически этот Дом архитекторов под  наш тройственный союз, который мог стать творческим центром профессионалов по интересам.
Надеюсь, надеюсь…
      В столице бурно развивается строительная индустрия разного назначения. Дорогие стены остаются «голыми» или их украшают стандартными постерами или низкопробными массовыми фотографиями и восточной штампованной дешёвкой. Поэтому архитекторам нужно работать в союзе с фотохудожниками, проектируя заранее места для офисной фотографии в  замкнутом пространстве и размещении художественной фотографии для интерьеров. Поэтому сейчас мы создаём большую фототеку из интересных авторских фотографий в надежде, что она будет востребована.

       – Позвольте поблагодарить Вас за очень интересную и содержательную беседу и пожелать Вам – первому фоторепортёру «Вечернего Душанбе» успехов и исполнения всего задуманного.