Музей светлой памяти Эльтигена

Тамара Ефремова
               

       1 ноября - Памятный день - 75 лет тому назад в 1943 году началось освобождение Крыма со страшных боёв Эльтигенского героического десанта. В первый день 2500солдат  и матросов в основном штрафные батальоны приняли первый бой и ещё 38дней десятки тысяч солдат будут выгонять немцев из посёлка Эльтиген вглубь Крыма и дальше.  Земля горела и это не поэтический образ, а факт. Её потом, после войны, назовут  «Огненной Землёй». Ветераны войны, оставшиеся в живых, люди, действительно воевавшие на передовой, не говорили, что они шли в бой с криками: « За Родину, за Сталина» у них были другие слова. Сейчас они говорят: «Мы были на войне».
       БЫЛИ  НА ВОЙНЕ – это значит, высаживались из торпедных  катеров с нарОщенными бортами, чтобы вместо 20 человек поместилось 80 десантников,стоящих на ногах, тесно прижавшись друг к другу, выгребали касками воду из под ног. Прыгали в воду из шаланд баркасов из всего, что могло держаться  в 7- 8 бальных штормовых, холодных ноябрьских волнах под шквальным пулемётным огнём с берега и моря, под падающими бомбами. Высаживались на берег замерзшие, мокрые все на одно лицо православные и мусульмане, католики и иудеи с одной задачей выйти живыми из воды,  взять винтовки у погибших и коснуться рукой земли. А если позволят Всевышний и удача, то и победить.               
       БЫЛИ НА ВОЙНЕ – это 38 дней воевали в ноябре-декабре 1943 года без горячей пищи, воды и медикаментов. С самолётов сбрасывали всё необходимое,(трёхдневные пайки и спирт)  наши лётчики, которые тоже БЫЛИ на войне и часто для них однодневной.               
       БЫЛИ  НА ВОЙНЕ – это когда шли в лобовую атаку на сильного, хорошо обученного, дисциплинированного, сытого, одетого и обутого врага, удачно расположившегося на высокой земле. Немецкие солдаты воевали серьёзно, да и  перед ним стояли тоже хорошие воины - хозяева земли. Они, наверно, забывали стрелять от удивления:  как смогли русские сойти с мели и уйти в дымовой завесе в неизвестном направлении, Да и у них была совсем новенькая директива Гитлера от 28 октября 1943 года  держать Крым до последнего солдата.У  меня к этим событиям есть личный интерес, своя благодарность матросам и солдатам Эльтигенского десанта, который оттянул на себя громадные силы фашистов на себя и дал возможность основным силам Красной Армии сосредоточиться на Северо-Востоке Керченского полуострова. А вот здесь  на севере воевал мой отец,который вернулся живым и даже не раненым с орденом «Красная Звезда» за освобождение Керчи. Он не высаживался в ледяную воду 22-23 января 1944 года, а служил на бронекатере старшиной 2-ой статьи командиром башенных комендоров. С этими мыслями я пришла в Музей Эльтингена в посёлке Героевское и поразилась светлым залам и почему то хотелось его назвать Музеем светлой памяти героям Эльтигена Музей не смог провести вОвремя торжественные Мероприятия, посвящённые 75 летию героического десанта на «Огненной Земле», к которым долго готовились работники Музея  и всего Заповедника были перенесены  . Потому что в городе  Керчь случилась трагедия, которая потрясла не только Керчь и Крым, но и всю страну.  В столовой во время первой перемены в нашем Политехни-ческом колледже 25 октября прогремел взрыв,  погибло 23 человека из них 17 учащихся. Город принял решение отменить все общественные мероприятия пока не пройдут 40 дней траура, и перенести их на 3 декабря. Это тоже памятная дата в истории той войны - высадка  основного десанта на северо-востоке Керченского полуострова и начало освобождения Крыма. Вот и встретились две БЕДЫ. Я думаю, что хорошо бы, в воспитательных целях современных интернетных мальчиков, застрявших в выдуманных мирах, привезти на берег Чёрного моря  в посёлок Героевское, вытолкнуть в ноябре в воду, пускай сравнят боевые картинки с жизнью, если вообще смогут соображать со страха. В этот  день жители посёлка на свои средства установили Поклонный Крест.Когда я подошла туда, то Крест уже стоял чуть ниже памятника «Парус». У его подножья стояли люди видно приехавшие издалека. В Музее ждали приглашенных из других городов  родственников на перезахоронение останков десантников. На капотах машин стояли бутылка водки, нехитрая закуска. Как ещё помянуть солдата? Между памятником и Крестом на земле лежат интересные одинаковые камни, расположенные по нескольким кругам, на них таблички с именами Десантников – Героев СССР. Но что то мистическое Древнее в этих кольцах, они завораживают и хочется пройти там. Интересно.               
      Потом начался митинг. Но,  признаться, я не люблю бывать там: уж больно они заорганизованные, формальные. Пробежал Бороздин - Глава Администрации Керчи в спортивной курточке, совсем не подходящей этому торжественно-печальному мероприятию горькой памяти. Протоколу надо учиться, господин чиновник. Хотелось просто постоять в тишине, подумать, пофантазировать, так ведь не дадут, с тем и поехала домой.               
                Туда, где обелиски и венки.               
                Уходит и уходит поколение-               
                Великие фронтовики,               
                Кто с той войны принёс спасение.               

                (В. Нестеренко. Керчь)