Роднее родных

Любовь Матвеева-Поротикова
             
         «Родительское сердце в детках, а детское – в камешках» (русск. пог.)
             «Детки поспели – мать без веку доспели» (русск. пог.)

       Я живу одна, и уж если выхожу из дома, то стараюсь с кем-нибудь поговорить. Люди охотно откликаются, и за пару остановок в автобусе можно узнать очень многое. Я уже каялась вам, что придумывать совершенно ничего не умею, и все мои рассказы документальны. Вот вам очередной.

       - Что-то мне ваше лицо знакомо, а вам – моё? – спрашиваю у женщины, севшей рядом со мной в автобусе на Коммунальном рынке.
       - Нет, я вас не помню, - отвечает мне соседка, и автобус трогается.
       - Как вас звать?
       - Алла.
       - А фамилия?
       - Кириченко.
       - Вспомнила! Мы с вами ехали с дачи со стороны посёлка Солнечный! И вы оказались родственницей моих бывших соседей по Рабочему – Леонида и Любови Кириченко! Да-а, их дочь Нелли умерла, а как поживают её сын и внук?
      - Сын устроился на работу, наконец, а внук женился, - отвечает мне Алла.
      - А сами  как поживаете? Одна?
      - Одна, дочери живут отдельно.
      - Да уж, лучше отдельно жить – не получается у нас не лезть в жизнь детей… Пусть сами разбираются… - и у нас завязывается оживлённый разговор на тему родители - дети. Я  узнаю от Аллы интересную историю. Её знакомая, пожилая женщина, Катерина,  поняла, что жить в деревне становится всё труднее одной – муж умер, дети улетели в город (а их четверо). Один из сыновей, младший и самый любимый, Костя, однажды предложил матери: "Закругляйся с хозяйством, продавай дом, переезжай ко мне!"
      «А и правда, что я здесь делаю одна? Я же могу ещё быть полезной! Буду помогать воспитывать внуков, они же совсем маленькие! Да и со старшими детьми буду чаще видеться в городе...» - подумала женщина, так и сделала – переехала в Петропавловск. Деньги, правда, за домишко и проданную скотину придержала… Месяц, два, три живёт. В семейные дела не лезет, советов не даёт, крутится по хозяйству, помогает с детками, однако ВСЁ НЕ ТАК - кажется невестке… И однажды Костя ей говорит:
      - Мама, может, ты пару месяцев у Николая поживёшь?..
      Мать, собрала вещички, Николай перевёз мать к себе… Он нисколько не возражал – радовался! Но проходит три месяца, и Николай говорит:
      - Ты же собиралась ДВА месяца у нас пожить… Не погостишь ли теперь у Петра?
     Старая мать собрала вещи, и переехала к Пете. Пол-года у него прожила! Ни во что не лезла, из комнатки своей старалась не выходить, радовалась, что тепло и с едой не обижают. Кажется, уж совсем прижилась, но однажды Петенька говорит:
      - Мам, может, ты к Лариске переедешь? Тесновато у нас, а у неё квартира большая!
      Заплакала мать, переехала к единственной дочери. У той уж несколько лет, как умер муж, и дети давно определились, жили отдельно. Собиралась Лариса всерьёз с матерью жить вдвоём вторую свою половину жизни, а тут мужик неплохой подвернулся, и ему чужая старая мать была совсем ни к чему… Катерина почувствовала, что ей здесь уже не рады, сама собрала узелок – он стал совсем маленьким - и молча покинула дом дочери. Её не останавливали…
       И вот сидит она на нашем петропавловском вокзале и плачет, не знает – что делать, куда податься? На неё обратил внимание военный, казах, ожидавший свою электричку. Подошёл, расспросил, вынул телефон и о чём-то в стороне поговорил с кем-то. Скоро объявили его электричку. Он подошёл к плачущей женщине:
        - Меня звать Тулеген, поедемте со мной! Я поговорил с женой, она не против, чтобы вы жили у нас. Посмотрите – если понравится, останетесь. Не понравится - придумаем, как вам помочь. А дом у нас большой, дети разъехались, места всем хватит!
        Вот уже три года Катерина живёт с чужими людьми, которые берегут её старость, жалеют, лечат, любят. Она получает хорошую пенсию, как ветеран труда, предлагает и свои сбережения за проданный дом, но никаких денег Тулеген с женой брать не хотят, отказываются:
        - Нам ничего от вас не надо, живите сколько хотите, а деньги отдайте своим детям! – говорят они.

       И всё это я узнала за две остановки…
       - Я живу вот в этом доме, - махнула рукой Алла на дом напротив городской бани по улице Мира, -  заходите в гости!..

       Ну вот, а дочь меня зовёт в Австралию... Что я там делать буду, когда надоем? Добрых казахов там нету... А в гости слетаю этой осенью, уже на визу подала. Сегодня вечером пойду на концерт неподражаемой Елены Воробей...

                Март 2019г.

       На концерт сходила, в Австралию слетала, успела вернуться прямо перед эпидемией Ковида. А потом позвонила женщине, рассказавшей эту историю, которая приглашала меня к себе. Хотела узнать, как они с мужем поживают, да узнать про общих знакомых, её родственников. А мне отвечают, что оба они умерли от Ковида...
                Март 2022 года.