Ещё несколько примеров из концептуализма

Художник Владимир Крылов
Ещё несколько примеров


Нельзя убивать время,
не вредя этим вечности.
Г. Торо



Авторы концептуального направления современного авангарда иногда пишут картины, иногда участвуют в перформансах, иногда совершают коллективные действия, которые они называют акциями. Приведём ещё несколько примеров их творчества.
Описание акции группы «К.Д.» «Время действия»:
«В лесу на краю поля была подвешена между деревьями катушка, на которой предварительно было намотано семь километров белой верёвки. Катушка была подвешена таким образом, что её не было видно с противоположного края поля, куда через двести метров открытого пространства был выведен конец верёвки, и где находились зрители. Начиная с 13 часов 30 минут и до 15 часов 00 минут, участники и некоторые зрители поочерёдно и непрерывно вытягивали верёвку, которая сматывалась с катушки. Конец верёвки не был прикреплён к катушке. И вся верёвка была вытянута из леса. Акция завершилась».
Такое мероприятие можно называть как угодно, но при любом названии сохранится тот очевидный факт, что это действие не имеет никакого отношения к искусству и искусствоведению. Искусствовед, как и любой человек, имеет право намотать на катушку верёвку и вытягивать её в течение часа или двух часов. Это вопрос его личного времени, но искусствоведению решительно незачем присутствовать и участвовать в таком способе времяпрепровождения.
И само описание «акции», которое выглядит как страничка машинописного текста, невозможно причислить к литературе. И саму «акцию», и её результат невозможно назвать искусством. Даже если мы к этому слову приставим любые другие слова и выражения: современное искусство, новое искусство, авангардное искусство, искусство пост философского времени и т.д. Сами участники группы «К.Д.» дипломатично называют свои занятия «духовной практикой». Но и это словосочетание сюда никак не подходит. Нет здесь и духовной практики.
Описание акции Никиты Алексеева «Семь ударов по воде»:
Акция состояла в том, что весной на берегу Чёрного моря Никита Алексеев зашёл в воду по щиколотку и семь раз ударил палкой по воде. На этом его творческая потенция иссякла.
Интересно, что исследователи концептуализма считают эту акцию интересным примером искусства пост философского времени и подчёркивают значение художественного жеста для этого конкретного примера и для многих других творений концептуалистов. Но представьте, что в то же самое время, когда Никита Алексеев ударил семь раз по воде, совсем рядом около пивного ларька некто ударил другого некто три раза по физиономии. И что же? Мы опять наблюдаем художественный жест? Мы опять оказались перед лицом пост философского искусства? И где мы можем убедиться в рамках этой акции в превосходстве самой идеи искусства над её материализацией? В чём здесь проявился анализ механизма восприятия и мыслительной деятельности? Опять мы сталкиваемся с самой характерной чертой авангарда. Потоки многозначительных слов и полная пустота за ними.
Примеры подобного творчества можно приводить и дальше, но в этом нет никакой необходимости. Расширение рамок искусства, о котором бесконечно долго разговаривают авангардисты, не выдерживает никакой критики. Чтобы расширить границы искусства, недостаточно просто заниматься посторонними делами.
Расширение границ искусства не только возможно, но является естественным и необходимым процессом саморазвития искусства. Если художник своим творчеством раскрыл, изучил и помог в развитии ещё одной неизвестной до него грани человеческого переживания, ещё одной ипостаси бессмертной человеческой души – тогда он действительно расширил границы искусства. Если художник увидел и почувствовал новый поворот в человеческих отношениях, новую степень их напряжённости, которые ещё не были замечены другими художниками или, по крайней мере, показал эти новые грани и новые повороты ярче, сильнее и глубже других художников – значит, он расширил границы искусства. Тогда, действительно, этому художнику удалось оправдать свой талант, ниспосланный ему Создателем. Очевидно, что такое расширение границ искусства - тяжкий труд, но зато этот процесс необходим и Создателю, и человечеству. И такой процесс не имеет границ во времени. Он не может остановиться, пока существует и развивается человеческая цивилизация. Этим удивительным делом художники могут заниматься бесконечно долго, тысячелетиями, вместе с развитием человеческой духовности всё в новых и новых обстоятельствах. Будут меняться стили, направления и жанры искусства, будут расти профессиональное мастерство и виртуозность техники, будут меняться сами технические средства, но неизменным останутся цель и область искусства, его определение и его предназначение -  выявление, изучение, развитие,  фиксация и консервирование для будущих поколений всё новых и новых граней человеческого переживания, необходимого для выращивания и развития бессмертной человеческой души. Вот единственно возможное направление расширения границ искусства и в этом же, одновременно, необходимое условие существования искусства. «У искусства, в котором мы работаем, ещё бесконечно большое будущее…», - писал Ван–Гог. Умирание, уничтожение или самоуничтожение искусства в таком понимании слова будет означать скорую и безусловную гибель самой человеческой цивилизации.
 Закат, увядание и умирание любого стиля, любого направления, любого жанра в искусстве происходит только потому, что в рамках этого стиля, направления или жанра уже невозможно более ничего добавить к развитию человеческого переживания и, стало быть, к развитию человеческой духовности. Никакое техническое совершенство авторов, никакие фокусы, анекдоты, загадки, скандалы не могут тут помочь, не могут продлить жизнь исчерпанной формы искусства. Невозможно заполнить пустоту никаким самым изобретательным использованием физиологических инстинктов, сексуальных радостей, животных ужасов или зоологических ощущений. Необходимо найти новые, ещё не известные, не изученные и не освоенные грани человеческого переживания, проявляющиеся в новых условиях человеческой истории, зафиксировать и изучить их средствами искусства и тем самым обогатить потенциал человеческой духовности.  Только такой путь и есть единственный путь к расширению границ искусства.
Невозможное, пустое и зряшное дело пытаться расширить границы искусства, отказавшись от человеческого переживания. Нельзя произвольно присоединять к искусству совершенно посторонние области человеческой деятельности по произволу нескольких единомышленников, которые и сами  не могут сформулировать, чем они, собственно, занимаются – творчеством, духовной практикой, озорством, ничегонеделанием или всем сразу, одновременно и в полном объёме. Результат такого расширения границ искусства может быть только один -  уничтожение своей профессии, уничтожение своей одарённости, уничтожение искусства как особой области человеческой деятельности, уничтожение человеческой духовности и, в конечном итоге, уничтожение всей человеческой цивилизации в целом.

Выводы


.Авторы концептуального направления современного авангарда в своём   творчестве, очевидно, выходят за пределы области и пластического изобразительного искусства, и из области искусства вообще вон. И у них нет никаких оснований говорить о расширении границ искусства.