Влипнуть в Брейгеля

Авель Хладик
1. Рисуй сколько влезет
 
....А история была такая: жил был Демьянка - ака Демьян Ленков - очень талантливый художник и, что естественно, очень бедный - нищий три дня - нищий навсегда. Жил он тогда в Абрамцеве, в баньке на маминой даче (с мамой всё сложно) - но не жаловался, а рисовал и мастерил и там же на работе спал в уголке. И вот лет десять назад получает Демьянка неожиданный заказ: сделать точную копию брейгелевской Вавилонской Башни - договорились на сумму 10  тыс. долларов... т.е. деньги по любому расчету немалые, а учитывая перманентную нищету - гигантские. Ну и то, что Демьян Ленков рисует - по нашему красит - картинки быстро, тоже свою роль в принятии решения сыграло. Посчитали - получилось, что на всю работу уйдет полтора месяца максимум. Вполне. Ведь копия же, сиди да рисуй себе сколько влезет. Ничего выдумывать не надо. Самое правильное решение часто бывает простым до глупости, а труд помогает человеку примириться с бегущим временем, даже когда оно пролетает бесцельно.
 
И вот получив аванс, Демьян звонит мне, поскольку на начальном этапе требовалось коллективное решение проблемы. Нужны были материалы для башни. Ведь картинка была накрашена Питером Брейгелем старшим не на холсте, а на липовом массиве полтора на полтора метра в диаметре. Это могло стать проблемой и надо бы было начинать волноваться. Но деньги - сильнодействующее успокоительное. И потому, шурша купюрами в карманах, мы с Демьянкой садимся в машину повместительнее и едем в сказочное место исполнения любых заповедных желаний за деньги. Место называется Каширский двор. За квадратной липовой доской 156х156 см. Сама идея такого поиска, сама по себе, независимо от остального, уже была похожа на вид какого-то нового искусства. Нового в ряду многих, а не так как Родина-мать - одна на все века. Искусство время от времени обязано быть различным. Различные виды искусства по-разному воздействуют на наше сознание; поселяются там с разной степенью лёгкости, с разной скоростью, с разным постоянством, требуют разной степени неизбежного упрощения и обмана.
 
И, так вот рассуждая про это всё, под Babe i gona leave you мы двинулись на Каширку. Заехали на машине прямо внутрь и направились, пугая прохожих на самые дальние развалы со столяркой. И вот что интересно - на дальних развалах мы находим, покупаем и запихиваем по диагонали в багажник джипа липовый массив нужного нам размера -  156х156, два с половиной квадратных метра площадью.
.
На тот короткий период своей жизни Демьянка столовался и жил  не в абрамцевской баньке у мамы, а у армянской девушки Даши, на метро Академической. Даша в свою очередь любила Гауди и увлекалась философией Александра Дугина. А потому в меру своих талантов и ума доебалась до сотрудничала с евразийцамии, т.е с Дугиным. Гауди повезло больше - он умер, так что Даша своим вниманием обошла его стороной. Здесь я вмешаюсь и осмелюсь настаивать на допущении, что наша девушка была духовно богата, и что в её голове был иммунитет против всякой иронии,  пустяков и пространственных метафор. (Ну вы то знаете, что по нашему мнению пустяки вообще самое важное в мире. Важнее чем всё остальное).
 
Скоро сказка сказывается. да не скоро дело делается. С Каширки путь неблизкий. Наконец мы с демьянкой добрались на Академическую. Припарковались и осторожненько вынули липовый массив из машины и поперлись с ним на пятый этаж. Без лифта. Кто жил на Академической, тот в цирке не смеется. Я сначала был верхним а Демьянка нижним. На третьем этаже мы стратегически поменялись местами, чтобы верхним был Демьян. Конституционное право давить на кнопку звонка, объясняться и юлить полностью ложилось на его плечи.
 
Вид у Даши стал встревоженный, когда она увидела нас на лестничной площадке с деревянной плоскостью на руках. Мы с самым независимым и с самым невинным видом пронесли мимо нее большую липовую деревяху и, не потеряв лица, попали в двухкомнатную малогабаритную хрущобу. Мы тут же водрузили её на заранее приготовленный станок, стоящий по центру проходной комнаты. Будущая Вавилонская башня пахла свежей стружкой и была великовата откуда не посмотри. Когда у тебя есть Вавилонская башня - всё становится Вавилонской башней
 
Про армянских девушек я уже писал ниже. Точнее не я, а Андрей Битов. Он там сказал, что армянские девушки гордые и независимые.
 
2. ....Прошло восемь месяцев...
 
Гордая и независимая армянская девушка ждала 8 месяцев. Она видела, что процесс идет. Просто он шел, но как то не так, как мечталось накануне, восемь месяцев назад. Скорее он не шел, а бесконечно тянулся. Оказалось, что закрасить тонкой колонковой кистью два с половиной квадратных метра доски липовой ГОСТ1276-АСВ876  в намеченный срок не получается физически
 
Позними вечерами, перед сном, Демьянка докладывал по телефону: "Сегодня убил 17 человек" (в переводе с конспирологического - означало - нарисовал.)
 
Особенно много проблем было с какающим персонажем на переднем плане картинки, внизу, там какашечки совсем микроскопические - работали при сильном увеличении, т.е. ваш покорный слуга лупу держал, а Демьян нулевкой какашечки рисовал. У Брейгеля-старшего они с какой-то особой заботой сделаны (не даром его сын - Питер Брейгель младший (насколько я осведомлен) за копирование этой папиной работы ни разу не брался - знал про какашки и остальное и отказывался, в отличие от Демьяна)
 
3. 4-е онтологическое доказательство
 
Эпопея с Брейгелем длилась ровно 9 месяцев - ну плюс-минус - как с ребеночками. Всё это время Демьян ничего рисовать не мог - ни зонтиков, ни остального. И только по моим тихим, но категорическим просьбам иногда копировал свои старые работы - а эти копии я так же прилежно у него покупал: - таким образом деньги - хоть какие-то в семье гения водились, а девушка Даша, сжав крепкие армянские зубы, как и было описано Андреем Битовым, терпела и время от времени бухала вместе с Гауди у монитора.
 
"Я влип" - уверенно сказал мне Демьян на третьем месяце  Он действительно влип. "Я влип в Брейгеля" - это был даже не аргумент, а 4-е онтологическое доказательство.
 
Между тем в окружающей среде обитания произошли необратимые изменения. Не совсем понятные, но  очевидные. Поскольку человек соотносится с миром не так, как субъект с объектом, не как глаз с картиной; даже не так, как актер с декорацией на сцене. Человек и мир связаны, как улитка и ее раковина.
 
Наличие в квартире алхимического полотна Брейгеля ( пусть и в поздней милениумверсии) не позволяло ни мимо пройти, ни жить как положено. Сложная машинерия Вавилона, кипарисовые блоки и лебедки, розовые подъемники, броуновское мельтешение персонажей - все это раскачало и демьяна и хрущобу и дашу и таксу Вейтса, с нарисованными на боках шашечками нью-йоркского такси.
 
Единственное, что мы знали, тогда в мае, когда последний человечек был убит, последняя какашечка вывалилась из попы и уложилась в аккуратную пирамидку ( пропорциями повторяющую египетские), когда последняя черепичка на кровлях левого городка легла на свое место, в то время как на правый город уже начала опускаться вавилонская тьма, и тень башни покрыла море с кораблями, чьи паруса тут же сникли, символизируя безысходность и обманутые надежды. Они повисли тяжелыми складками на реях. Безлюдные, без команд, ветрил и руля корабли-призраки, корабли Летучие Голландцы, груженые призрачной рухлядью. А в это время кирпичи в корзинах носильщиков наполнившись тяжестью стали пригибать людей к земле, и блестящие капельки пота, словно пахучая роса апокалипсиса подсветили их лица праздничной вечерней иллюминацией. Мы знали только то, что привыкли к башне. Притерпелись и перестали считать чем-то необычным. Существование ближнего так же малоприметно, как иголка, оброненная в пустыне. И не важно Башня это или человек. Ведь отличть одно от другого порою невозможно. Просто знаешь, что бывают такие люди, такие дни и такие башни, в которых всё пребывает собранным в одну точку и не нуждается во временном потоке  логических и алогических судеб.
 
....Собственно отсюда такая точность в подсчетах: справа 290 домиков а слева 372. Человечков же было убито восемьсот...