Осколки мира

Юлия Кулиш
       Идея написания этого сборника миниатюр родилась одним поздним январским вечером 2015 года, под шумный аккомпанемент минометной перестрелки за окном. Просто захотелось поделиться заметками о войне в целом и о жизни в этих условиях простого обывателя в частности. Я не затрагивала и дальше не буду затрагивать политические вопросы в силу разных причин, одна из которых - это острое нежелание участвовать в политических спорах. Время рассудит, кто был прав...

                Осколки мира.


        Война пришла в наш город 26 мая 2014 года. Был теплый майский день. Ярко светило солнце, пели птицы, зеленела свежая листва. Каждый занимался своими привычными делами – кто-то работал, кто-то шел в магазин, кто-то сидел на лавочке с внуком. Школьники доучивались последние дни перед каникулами. Выпускники готовились к экзаменам и к выпускному балу. У каждого были свои дела и заботы. В воздухе, конечно, витала тревога – уже случились трагедии Одессы и Мариуполя. Уже обострилась обстановка в Славянске. Уже прошел референдум о волеизъявлении Донбасса. Но мы пока не чувствовали тяжелого, пропитанного кровью, гарью и порохом, смрадного дыхания войны.  И вдруг эти непонятные звуки. Такое доводилось слышать раньше только с экранов телевизоров. Шум летящих истребителей и вертолетов,   и  шокирующие звуки выстрелов…
        Мы смотрели в окна на работе и не могли понять, что же это такое происходит. Мы бегали от окна к окну. Кто-то судорожно набирал номера родных и друзей. Дозвониться удавалось с трудом и не всем  – линии были перегружены. Все пытались понять, как такое вообще стало возможным, чтобы по мирному городу военные своей же страны стреляли с истребителей и вертолетов. Как???
        Все события в этот день развивались вокруг аэропорта и его окрестностей. Работников аэропорта эвакуировали в рощу, расположенную неподалеку. Кто-то взял с собой сумки, кто-то нет. Никто не отнесся поначалу серьезно к этой эвакуации. Некоторые шутили, что можно бы было устроить пикник по такому случаю. Никто не предполагал, что этот день станет их последним рабочим днем в аэропорту.
         В школе, где тогда учился мой младший сын, была большая перемена. Малыши бегали во дворе школы, играли в догонялки и тут громкий гул истребителя и его низкий разворот над зданием. И пугающие звуки стрельбы... Детвора врассыпную, учителя всех загоняют в вестибюль. К счастью, стреляли не по школе. Как потом, сквозь слезы, рассказала молоденькая учительница начальной школы, дети заскочили в класс, кто-то залез под парту, кто-то заплакал, а один мальчик упал на колени и начал молиться…
         С работы нас в этот день отпустили раньше. Я ехала домой и не знала, что там в этот момент происходило. Дозвониться я не могла. Такие же, как и я, встревоженные горожане ехали со мной в маршрутке. Никто толком не мог ничего объяснить. Высказывались разные предположения и догадки, но одно понимал каждый из нас – прежней жизни не будет, этот день навсегда разделит нашу жизнь на «до» и «после». Это теперь мы говорим: « А помнишь до войны…» или «Да это еще до войны было!». А тогда мы еще не успели осознать, что война уже началась и что она пришла в наш дом.
          В тот страшный день 26 мая 2014 года наш мир разбился на осколки…



                Смех сквозь слёзы.

           Когда прошло уже почти четыре года с начала войны, всё воспринимается уже не так остро, некоторые моменты тех дней даже иногда вызывают улыбку.
       Напишу о нескольких забавных случаях (для меня забавных), ведь даже, когда идёт война и за окном стреляют, юмор и самоирония тоже оказывают некоторую поддержку испуганному организму, помогая не свихнуться от страха.
           Итак, миниатюра первая называется «Огурцы».
               
                I
      
        Первая половина июля. Жара, но ночи еще свежи. Стреляют каждый день. Детей вывезли многие и наша семья тоже. На работу то выходим, то нет, в зависимости от обстановки. За продуктами надо успеть сбегать в первой половине дня, к обеду стрельба усиливается. По-моему, то была суббота и, выскочив с утра за продуктами, я увидела, что возле остановки мужичок продает огурцы, свои с огорода. Свеженькие, темно-зелёные, в девственных пупырышках, еще прохладные после ночи  и небольшие - просто один в один! Ну как мимо можно пройти? Купила несколько килограммов на все деньги, оттащила домой и вернулась ещё. Отдал их мужичок совсем недорого - страшно стоять долго, может начаться обстрел.
         Домой пришла гордая собой – вот какая я добытчица! Война войной, но запасы делать надо, мало ли что будет зимой.
         Начала консервировать и начался обстрел из «Градов». В первый раз так близко были прилёты, в первый раз так близко свистели снаряды и, кажется, даже сердцем, чувствовалась вибрация земли. В первый раз я опускалась в погреб, прихватив с собой  нашу пекинессиху. В течение этого дня нас обстреляли порядка шести-семи раз по полному пакету из «Града». Снаряды ложились в километре от дома. За это время в погребе я уже совсем обжилась, опустив туда табуретку, банку с водой, лопату, фонарик, пачку печенья, шоколадку, плед и икону с молитвой. Собака уже бежала к погребу впереди меня. Муж спускаться категорично отказывался. Кошка тоже.
         Огурцы я всё же консервировать не прекратила, делала это в перерывах между обстрелами. Вечером накрыла из пледом, легла на диван и вдруг мне так явно представилась картина – а если опять обстрел? Окна нашей кухни выходят  на ту сторону, а на столе во всей красе под пледом выстроены 10 банок с огурцами, симпатичными, зелёненькими, в пупырышках. Это ж они под осколки попасть могут! Это же весь мой труд кошке под хвост! Представила я эту картину –ай, ай ай! Вскочила, перепугав мужа, и помчалась переносить огурцы в комнату с окнами в другую сторону. Муж удивился, но ничего не сказал – понял, что меня не остановить. Легла я спать с выполненным чувством долга, очень довольная собой!
       Наутро, узнав новости, я поразилась и ужаснулась от количества разрушений в двух остановках от нашего дома…
        Вот такие вот огурцы, ребята!


                II

         В первый год войны, прослушав и пропустив через сердце, бесчисленное множество обстрелов, многие мирные звуки, как-то затёрлись, утратили свою значимость, яркость и даже какую-то узнаваемость. Тогда практически всё ассоциировалось только с войной. Это теперь мы уже научились как-то жить в этой обстановке, не обращая внимания, ну или почти не обращая. Опять же многое  и сейчас зависит от района, в котором ты живёшь, много людей  и сейчас еще живут, практически на передовой. А тогда все были предельно настороже и проявляли иногда даже излишнюю бдительность.
     Итак, миниатюра №2 «Стреляют».
         
     Дело было утром в субботу, не в семь утра, конечно, часов в десять. Выбивали люди на улице ковер, трудились дружно - всей семьей. А семья эта, к слову, самое «шумное» военное время была в отъезде, вернулась, когда более-менее всё затихло. Окна их пятиэтажки стали периодически открываться, кто из соседей в окно выглянет, а кто и на балкон выйдет. Хозяйка ковра недовольно поглядывала  по сторонам, бурчала: «Вот ведь соседи какие любопытные! И что они все выглядывают,  дома что ли дел у них нет? Ведь не рано же мы вышли, не разбудили вроде всех…», ну и в таком роде всё. А вечером в подъезде висело объявление: «Уважаемые соседи! Большая просьба ко всем, кто еще решит выбивать ковры, оповещайте предварительно соседей, не доводите до прединфарктного состояния! А то из-за вашего ковра весь дом на ушах – все подумали, что прилеты прямо во дворе! Уважайте наши нервы!».
       Сейчас тоже любой громкий звук – будь то хлопающая дверь, звук резко тормозящей машины, звук фейерверка в первую секунду заставляет подпрыгнуть, пригнуть голову и вызывает желание спрятаться. Животные мои тоже очень реагируют на резкие звуки, только совсем по-разному – кошка сразу бежит к окну и прыгает на подоконник посмотреть, что там происходит, так и хочется ей крикнуть: «Киса, каску надень!», а собака сразу прячется под ванной – там её личное бомбоубежище. Может когда-то такое состояние и пройдет у всех, и у людей и у животных, но, вероятно, должно пройти немало времени, чтобы впечатления войны немного стерлись из памяти. А пока любой громкий звук напоминает звуки стрельбы.
       Собиралась я  как-то рано утром на работу. Домашние все еще спали, только кошка составляла мне компанию. К слову, кошка у меня компаньонка – ходит за мной хвостиком.  Позавтракали мы с кошкой, выпили  кофе, поставили вариться яйца на обед и пошли в комнату одеваться. Вдруг слышим - стреляют из автомата и довольно таки близко, кажется прямо возле дома. Машинально подскочила я и выключила свет, а вдруг по окнам светящимся очередь дадут! Мысли замелькали самые страшные: «Почему прямо под окнами? Передовая далеко. Может диверсанты какие-то? Точно диверсанты!». Потихоньку бочком выглянула в окно – на улице темно, ничего не видно. Приоткрыла окно, и звуков вроде не слышно из него. Да и кошка моя на удивление ведёт себя спокойно – не бежит к окну выглядывать.  И тут я начинаю понимать, что звук идёт не из окна, а откуда-то из кухни. Выбегаю на кухню и начинаю давиться от смеха, громко смеяться нельзя – семья то спит еще. Это яйца закипели и дружно цокают, тарахтят по стенкам кастрюли, а звук получается ритмичный, довольно громкий и очень похожий на автоматную очередь!
      На работу я шла в приподнятом настроении – сама себя насмешила! Будет чем коллег с утра повеселить!
 

                III


        В жизни достаточно моментов, воспоминания о которых вызывают улыбку. Не важно в какое время и в каком месте вы живёте, даже, если за окном периодически стреляют, эти моменты все равно делают нашу жизнь интереснее и ярче. Со мной достаточно часто случаются разные забавные случаи. Вот совсем недавно произошёл один такой, а информация в СМИ о тотальном диктанте, одна из целей которого, проверка знаний русского языка, вдохновила меня рассказать вам о нём.
    Итак, миниатюра №3 "Эсть".

    Есть у меня маленькая слабость - люблю играть в компьютерные игры. Самые мои любимые из них "Нарды" и "Эрудит". Наверное, потому что родом из детства и юности, только тогда мы играли в них вживую и с теми соперниками, которых выбирали сами, а теперь играем онлайн, и соперников нам подбирает электронный мозг. В "Эрудите" компьютер в основном подбирает мне в соперники дам высокообразованных, интеллектуально развитых, с богатым словарным запасом. В "Нардах" контингент куда проще, свободнее, часто желающий во время игры еще и пообщаться в чате. Игра восточная, потому нередко в соперники попадают люди с восточными корнями.
     Играю я на днях. В соперниках у меня некто Амир. После первых нескольких ходов происходит у нас в чате вот такой забавный диалог:
- Эй привет!

- Привет!

- Как дела?

- Да вот играю.

- Инстаграмм эсть?

- Нет.

- Вайбер эсть?

- Нет.

- Почему?

- Я здесь просто играю.

Дальше несколько ходов спокойной игры и тишины в эфире. Снова чат:

- Живу в Москве. Ватсап эсть?

- Многоуважаемый Амир, не упорствуйте в своём рвении - я здесь просто играю и знакомства не завожу.

- Телеграмм эсть?

Терпение заканчивается да и от партии этот бесполезный разговор отвлекает:

- Муж ЭСТЬ!!!

В ответ несколько ходов тишины, а потом ответ:

- Панатно!

   К слову, партию эту я выиграла с марсом, спасибо мужу, который ЭСТЬ! Это он научил меня играть!..



                Доживём до завтра.


     Дети остаются детьми даже тогда, когда в твоём городе идёт война. Они играют, капризничают, хулиганят, дерутся, как и все другие дети, только глаза детей войны отличаются от глаз детей, не познавших войну. Их глаза смотрят порой прямо в твою душу и ты боишься, что сейчас вот спросит ребёнок что-то о завтрашнем дне, а ты не будешь знать, что ответить, потому что ты вообще ничего сама не понимаешь, а главное, что ты просто не знаешь, будет ли оно это завтра… Я обычно отвечала так: «Доживём до завтра, а там посмотрим!».
     Вот несколько коротких зарисовок о детях войны, я их назвала «Доживём до завтра».
               
                ***
     Когда началась война, моей маленькой крестнице Настюше было два с половиной года. Что может понимать ребёнок в таком возрасте о войне?  Ну, например, что когда начинается обстрел, нужно отойти подальше от окон, лучше всего в коридор. Осталась я как-то в начале января с Настей и её братом Максимом (он старше на три года) одна дома, мама их ушла по делам и попросила меня присмотреть за детьми. К слову, детей этих мама вывозила в другой город, подальше от войны, но под Новый год они вернулись отметить праздник в кругу семьи. Да и так называемое «перемирие» в тот момент поспособствовало этому. Дети за это время немного отвыкли от звуков стрельбы и мы спокойно играли дома в мячик, читали книжки и рисовали. Хорошо, тихо, дети не капризничают без мамы, ёлочка огоньками мерцает и тут «Перемирие» резко закончилось – начался обстрел. Я испугалась, а дети - нет. «Салютики, салютики!», - прокомментировала Настя и они с братом быстренько отошли от окон подальше. Полчаса, пока стреляли, мы читали книжки, сидя в коридоре. Каждый выстрел Настя называла салютиком, а под конец Максим спросил меня: «Что за праздник?», на что Настя ответила: «Новый год!».
     Так начинался новый 2015 год…


                ***
      
     Вы делали в детстве «секретики»? Когда я была ребенком, у нас с подругами была такая забава. Нужно было выкопать ямку в земле, выстелить её конфетными обертками, листиками или хоть травой и спрятать туда какое-нибудь сокровище, например, стеклянный шарик, проволочное колечко, бусинку, сверху положить кусочек фольги   или лоскуток, а затем цветочек, накрыть всё это творение кусочком стекла и присыпать землей. Получался такой маленький тайничок, о котором знала только ты и самая близкая подружка. Место его нужно было чётко помнить. Приходишь потом, аккуратно пальцем смахиваешь землю, а там под стеклышком цветочек с твоим секретиком прячется. Красота! Правда иногда мальчишки подсматривали за нами и разоряли наши «секретики». Обидно было!
     Иду как-то недавно через один двор, а там разборки у малышни. У одного мальчугана дома была припрятана коробочка с осколками мин, которые он собирал после обстрелов. Бабушка его делала генеральную уборку и нашла эту коробочку. Сказала выбросить эти «сокровища» в мусорник, мальчик не согласился – два года коллекцию собирал. Тогда бабушка решила схитрить и предложила устроить «секретик» во дворе под орехом. Научила его  как это сделать и сама помогла. Несколько дней «секретик» был на месте, а потом пропал. То ли дворник постарался, то ли чья та бабушка или мама теперь его дома найдёт…  А мальчишка расстроился – такая коллекция пропала!..

                ***
     Когда началась война, мои сыновья были уже почти взрослые – старшему исполнилось восемнадцать, а младшему – шестнадцать, но для мамы дети всё равно остаются детьми и огромное чувство тревоги за них поселилось в моей душе, так же как и в душах таких же мам, как и я.
     На лето сыновей вывезли из города подальше от войны, прихватив с собой еще пару их друзей, родители которых не могли выехать, а к началу учебного года, который был перенесен на октябрь,  мы вернулись домой.
     Хорошо запомнился один обстрел. Он был особенно громким, мины свистели просто над крышей дома. Мы стояли в коридоре в дверном проёме, потому, что над головой была перемычка из металлических уголков и я посчитала, что если рухнет крыша, так больше шансов остаться в живых. Теперь как то даже смешно это вспоминать, как может спасти перемычка от осколков? Но тогда это казалось мне дополнительным шансом на жизнь и еще было очень страшно за детей, так страшно, практически до истерики…
     Всё закончилось благополучно для нашего дома, но не благополучно для других домов, расположенных в километре от  нас. К счастью, в тот день обошлось без жертв!
     Вечером этого дня, когда всё уже прошло и я успокоилась, занявшись домашними делами,  младший сын  задал мне вопрос: «Мама, а ты можешь представить себе, что я завтра умру или что ты завтра умрешь?». Я ответила, что даже думать об этом не хочу и слышать этого не хочу. А он так серьезно посмотрел на меня и ответил: «Ты же верующий человек и должна быть готова к этому!».
    
                ***
    
     Я мечтаю только об одном – пусть закончится эта война! Пусть закончатся все войны в мире! Пусть дети рождаются и живут в мире! Пусть у них и их родителей всегда будет уверенность в завтрашнем дне!
    
     Ну, а пока – доживём до завтра… Обязательно доживём!



*фото из интернета*