Вещь

Анатолий Дудник
- До чего хорош... - я вновь и вновь ловлю себя на желании, если не потрогать этот замечательный предмет, то, хотя бы, пристально лишний раз посмотреть на него.

В 1976-ом я окончил школу... Нет, это не то! Мой друг детства старше меня на 4 года без двух дней. Если я с 1958-го, то друг с 1954-го. Значит, в армию его призвали в 1972-ом. Или в 1973-ем. А в отпуск он приехал, наверное, через год - полтора из Западной группы войск в Германии. Отгуляв, повез с собой новенький, увесистый блестящий приёмник ВЭФ, совершенно не будучи уверенным, что его разрешат провезти через границу.

 Всё-таки, я ошибся: товарищ служил не в Германии, а в Польше, о которой он мне много  рассказывал. И там, и там я побывал. Почему я об этом вспомнил и зачем  об этом написал, ведь в Германии  не был?! Наверное, потому, что Гданьск, где я точно был – есть целая рота свидетелей - бывший немецкий Данциг. А Калининград - бывший немецкий Кенигсберг, который в 1945-ом брали наши войска, в том числе мой дед. Ныне там живет мой друг.

По-моему,чтобы не потеряться в собственных измышлениях, самое время вспомнить о генеральном курсе. Это, когда идёшь, казалось бы,какими попало курсами, но, странное дело, в итоге приходишь куда надо живым и здоровым.

Если отмотать плёнку назад, когда я ходил в детский сад и жил с родителями через стенку от бабушки,вспоминается такой случай. Как-то под вечер был у бабушки и увидел в окно, как отец нес перед собой нечто огромное, поразившее моё воображение.

- Наверное, всю получку отдал?! - в сердцах воскликнула бабушка.

Без той, отливающей лаком  штуковины, которую купил отец, я не могу вспомнить своё детство! Пожалуй, так крепко в памяти отпечатался   ещё шикарный в красной обложке, большой и неподъёмный  альбом архитектуры старой Праги. Альбом был с черно-белыми фотографиями, в связи с чем, я их раскрасил в меру своих сил. Где он сейчас - понятия не имею, но при упоминании Праги - нервно вздрагиваю.

Шли годы. Лет через десять  тётя вышла замуж за достойного человека, оказавшегося ещё и музыкантом, который  обзавёлся радиолой того же завода, откуда "сошла" и отцова, но куда более крутой и самой современной на тот момент на просторах СССР. Всё племянники тёти и её дочь,   и сын  в разное время, в той или иной мере, прошли приобщение к музыкальному искусству через эту великолепно звучащую вещь.

 Как-то повелось, что наши с братом мама и папа - связисты по специальности. И по духу.  Дед наш был начальником почты, сначала в районе, а затем в Кокчетаве - областном центре в период освоения Целины. Родители воспитывали в нас будущих связистов. Отец - начинал работу на почте, дядя Коля - средний из трёх братьев отца долгие годы работал в спецсвязи - сопровождал почту. С пистолетом! У меня до сих пор перед глазами сейф с пистолетами, которые дядя показывал   мне и сыну Юрию во время своего дежурства. Однажды дядька нас - молодых рыбаков  подвёз в будке к месту рыбалки. Этого делать было нельзя, но мы, ведь, никому об этом не скажем. Верно, Юра?!

Мама связи отдала всю жизнь, о чём надо писать отдельно и тщательно.

К 9-му  классу я уже был отъявленным - нет, не  негодяем, а  радиолюбителем. Родной брат, наверное, глядя на меня, стремительно покатился по той же дорожке, по которой катится и поныне.  Как-то, приехав в отпуск, я услышал очень классный звук: брат нашёл такую же  радиолу "Ригонда", как и наша, вернее батина,  выбросил из  обеих лишнее и сделал из двух комплектов стереоусилитель  с живым, ламповым бархатным звуком. Я был рад и горд за брата!


Помню, что в военно-морском училище я не отошёл от своего увлечения: рядом были товарищи, которые меня учили тому, чем сами безнадёжно болели.

Медленно тянулись  годы учёбы. Когда я на четвертом курсе приехал к невесте, она была озабочена тем, что ребёнок соседки слегка погнул антенну моего радиоприёмника. "Рига-103". Как она была прекрасна!

- Да что там какой-то приёмник: лучше о себе подумай!  - считал я, глядя на девушку, что "подписалась" за мной ездить по флотам. Как нитка за иголкой!

 А потом вихрем пронеслись десять лет  службы на "Киеве" - из них три командиром радиотехнической боевой части, и ещё десять лет тем же генеральным курсом, но уже вне полётной палубе первого советского авианосца.

 Лет двадцать назад уже под финал службы я ещё видел на "своём заведовании" эту  памятную вещь советской эпохи. Совсем недавно, вдруг, так захотелось подержать на коленках  тяжёлый, с потускневшим пластиком корпуса, греющий душу аппарат. Да где его теперь искать?!

 Перед тем, как в очередной раз оглянуться на только-только  распакованную вещь - супруга сказала, что это мне к 23 февраля,- я подумал: "Вот так и проходит жизнь от одного радиоприёмника до другого!"


(Фото из Интернета)