Без мамы... Глава семнадцатая

Эльвира Гусева
Продолжение. Начало в гл.1-16 http://www.proza.ru/2019/02/13/505

Я  как-то  очень  тяжело  привыкала  к  новому  месту  жительства,  да и  к  людям  тоже.  Брат  Иван  нашёл  тем  временем  женщину,  на  которой  решил  жениться,  нам  надо  было  уходить  из  его  комнаты. 

Вася  обратился  за  помощью  к  заместителю  директора проедприятия Михаилу  Степановичу  Свистунову ,  с  которым  ещё  до  войны  работал  в  пожарной  части.  Их  связывали  дружеские  отношения,  Вася  очень  уважал   своего  старшего  друга  и,  когда  тот  был  призван  на  фронт,  помогал  его  жене  Марии  Сергеевне  справлять  покос.  Как  она  призналась  позже,  если  бы не  эта  помощь,  корову  пришлось  бы  продавать,  было  бы  очень  голодно  жить  с  троими  детьми. 

Свободных  квартир в посёлке не  было.  Михаил  Степанович  разместил  нас  у  себя   в  летней  комнате.  Она  была  очень   светлая,  чистая,  удобная.  С  Марией  Сергеевной  мы  подружились  и  до  конца  её  жизни  были  большими  друзьями.

В  конце  лета  нам  выделили  квартиру  в  старом  монашенском  доме.  Она  была  очень  маленькая,  но  тёплая   и  сухая,  с  русской  печкой.  Мы  были    довольны,  сразу  же  и   переехали.  Это  была  наша  первая  отдельная  квартира.

Однажды  из  деревни  к  нам  пришла  моя  сестра  Нюра  и  сообщила  мне  новость,  которая  потрясла  меня  до  глубины  души:  вернулся  Саша  Зайцев,  он  всё  это  время  был  в  немецком  плену.  Я  не  находила  места,  металась  по  комнате,  передумала  всё,  что  могла:  если  он  придёт  ко  мне,  как  мне  быть,  что  делать? 

Но  самая  главная  моя  мысль  была  о  его  матери.  Это  она  спасла  его  своими  молитвами,  она  помогала  ему  в  час  тяжелейших  испытаний,  только  родная  мать  способна  на  такой  подвиг!  В  моих  глазах  она  была  настоящей  героиней,  как  же  она  боролась  за  него  целых  пять  лет,  никому  не  разрешала  говорить  о  нём,  как  о  мёртвом.  Верила  и  дождалась.  Вот  это  мать!         

Я  была  рада  Сашиному  возвращению,  но  меня  очень  страшила  встреча  с  ним,  и  она  состоялась.  Саша  пришёл  ко  мне.  Я  нашла  его  похудевшим,  но  возмужавшим  и  повзрослевшим.  Встреча  была  очень  тяжёлой. 

Саша  обнял  меня   и  сказал: «Клавдичка,  ничего  не  рассказывай,  я  всё  знаю.  Я  прошу  тебя  пойти  со  мной.  Ребёнок  у  тебя  ещё  маленький,  я  приму  его  как  своего,  он  никогда  ни  о  чём  не  узнает,  я  его  никогда  не  обижу,  клянусь  тебе  своей  матерью.  Все  эти  годы  я  думал  только  о  тебе,  я  выжил  только  благодаря  тебе,  я  не  смогу  дальше  жить  без  тебя,  поэтому  прошу  убедительно,  пойдём  со  мной,  ведь  ты же моя.» 

Саша  был  очень  горячим  человеком,  речь  его  была  настолько  убедительна,  но  она  меня  не  тронула,  в  ответ  я  сказала  ему  твёрдо: «Я  рано  лишилась  матери,  росла  как  сорная  трава  без  любви,  без  ласки,  я  не  желаю  такой  судьбы  своему  сыну  и   не  могу    лишить   его    родного  отца.  Вася – инвалид,  он  отдал  ногу  за  Родину,  он очень любит  меня.   Мой   уход будет  для  него   страшным  ударом.   Я  никогда  не  сделаю  этого.   Я  всё  решила. Это  моё  последнее  слово.» Так наши дороги с Сашей разошлись навсегда...
 
Васи  при  этой  встрече  не  было, но  когда  он  вернулся  с работы,  я  поняла,  что  он  всё  знает. Представляю,  как  ему  было  тяжело,  но  он  молчал.  Меня  тяготило  это  молчание,  и  разговор  начинать   я  боялась.
 
Вася первый спросил: «Саша  был  у  тебя?»   Я кивнула.  «Что  ты  решила?» - продолжил  он.  Мой ответ был коротким: «Я - мужняя  жена,  у  меня  есть  сын. Это  моё  окончательное  решение.»  Больше  к  этому  разговору  мы  никогда  не  возвращались,  хотя  мне  иногда  казалось,  что  Вася  боялся  потерять  меня  и  сына,  но  поводов  к  этому  я  никогда  не  давала.

Продолжение следует  http://www.proza.ru/2019/02/15/415